Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ендодонтія / 01 Патогенез эндодонтических заболеваний / 16 Хронический апикальный периодонтит

.doc
Скачиваний:
114
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
231.94 Кб
Скачать

Хронический апикальный периодонтит

На 7—20-й дни после индуцирования апи­кального периодонтита в молярах у крыс гис­тологически можно было наблюдать актив­ную фазу процесса с выраженной деструкци­ей костной ткани. Затем следовала хроничес­кая фаза, характеризующаяся более медлен­ным развитием заболевания. Среди воспали­тельных клеток в период от 15 до 90 дней до­минировали лимфоциты (50—60% всех кле­ток), полиморфно-ядерные лейкоциты (25—40%), макрофаги, плазматические клет­ки и фибробласты. В острой фазе доминиро­вали Т-хелперы, в хронической — Т-супрессоры. Т-хелперы играют важную роль в ре­зорбции костной ткани, в то время как Т-супрессоры стабилизируют процесс, переводят его в хроническую фазу. Таким образом, вна­чале Т-хелперы индуцируют образование ин­терферона, который стимулирует продукцию фактора резорбции костной ткани интерлей-кина-1 (1L-1) макрофагами. Затем выделяют­ся цитокины костной резорбции и Т-хелперы стимулируют формирование антител и им­мунных комплексов. Высокие концентрации IL-1 подавляют построение новой костной ткани, угнетая синтез белков остеобластов (Stashenko et al., 1994).

Хронический апикальный периодонтит клинически протекает бессимптомно. Суще­ствует прямая взаимосвязь между размером периапикального дефекта, степенью бакте­риальной инвазии и состоянием пульпы в корневом канале. При дефектах небольшо­го размера пульпа может реагировать на чув­ствительные пробы, в то время как при нали­чии дефекта большого размера реакция от­сутствует (Lin et al., 1984).

Хронический периапикальный дефект имеет четыре основных составляющих: 1) инфильтрат из лимфоцитов и плазматиче­ских клеток; 2) грануляционную ткань; 3) пролиферацию остаточного эпителия Malassez и 4) соединительнотканную капсулу с фибробластами и пучками коллагеновых волокон (Schroeder, 1991).

Высокая концентрация антител в острой фазе периапикального воспаления и ее сни­жение после эндодонтического лечения сви­детельствуют о целесообразности в данных случаях обработки корневого канала и удале­ния ткани, инфицированной бактериями, способствующими развитию хронического апикального периодонтита (Kettering и Тога-binjack, 1984).

Рис. 72. Некроз пульпы и хронический периапикальный очаг.

А — Кариес и некроз пульпы.

В — Увеличенный срез через участок некроза коронковой пульпы.

С — В периапикальной области обнаруживается инкапсу­лированное скопление вос­палительных клеток. В цен­тре периапикального оча­га — многочисленные не­большие инкапсулирован­ные полости.

D - Корневая пульпа некротизирована и содержит боль­шое количество нейтрофи-лов, которые частично лизированы и высвобождают ферменты, разрушающие ткани.

Рис. 73. Некроз коронковой пульпы.

А — Ткань в области устья кор­невого канала дезинтегри­рована. Разрывы в зоне не­кроза — гистологические артефакты.

В — Ткань полностью инфильт­рирована полиморфно-ядер­ными гранулоцитами, лим­фоцитами и моноцитами. Клеточные элементы пульпы не обнаруживаются.

С — Бактерии и их токсины при­влекают гранулоциты, кото­рые фагоцитируют клеточ­ные фрагменты и инород­ные тела и затем разрушают­ся, вызывая деструкцию ок­ружающей здоровой ткани. Несмотря на выраженное воспаление и некроз тканей, нервные волокна остаются относительно интактными.

Рис. 74. Периапикальная грануляционная ткань.

А — Хронический периапикаль­ный очаг окружен плотной соединительнотканной кап­сулой, содержащей тучные клетки, фибробласты и пуч­ки коллагеновых волокон. В центре обнаруживается полуциркулярный пучок мононуклеар-ных воспали­тельных клеток, таких как лимфоциты, плазматичес­кие клетки и макрофаги.

В — На увеличенном срезе идентифицируются эпите­лиальные тяжи, не только прикрепляющиеся к апек­су, но и расположенные беспорядочно в центре пе­риапикального очага. Эти эпителиальные тяжи, веро­ятно, развиваются из эмбрио­нального эпителия Malassez, хо­тя последние обнаруживаются только в 20—40% хронических периапикальных очагов (Langeland et al., 1977).

Рис. 75. Периапикальные микрокисты.

А - Грануляционная ткань с фибробластами и мононуклеарными воспалитель­ными клетками. В центре дефекта в 30—60% случаев опрелеляются инкапсули­рованные микроабсцессы. На данном препарате это пустоты в верхней части ри­сунка.

В - Увеличенный срез с эпите­лиальными тяжами и мононуклеарным инфильтра­том. Эмбриональный эпи­телий Malassez не обнару­живается.

С - Под большим увеличением видны несколько инкапсу­лированных дремлющих абсцессов, которые явля­ются потенциальным суб­стратом для эпителия буду­щей кисты. Эпителиальные тяжи проходят через грану­ляционную ткань и охваты­вают ее в виде сети.