Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборник_2012_3 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ. ТОМ 3 2012.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
8.32 Mб
Скачать

Литература

1. Психиатрия и наркология / Н. Н. Иванец [и др.]. — М.: Геотар-Медиа, 2006. — 832 с.

2. Neuropsychological performance of young nondrinkers, social drinkers, and long- and short-term sober alcoholics / R. Y. Emmerson [et al.] // Alcoholism, Clinical and Experimental Research. — 1998. — Vol. 12. — P. 625–629.

3. Motivation, working memory, and decision making: A cognitive-motivational theory of personality vulnerability to alcoholism / P. R. Finn [et al.] // Behavioral & Cognitive Neuroscience Reviews. — 2002. — P. 183–205.

4. Information processing, neuropsychological function, and the inherited predisposition to alcoholism / J. Peterson [et al.] // Neuropsychology Review. — 1991. — Vol. 1. — P. 343–369.

5. Alcohol consumption and cognitive functioning in social drinkers / E. S. Parker [et al.] // Journal of Studies on Alcohol. — 1977. — Vol. 38. — P. 1224–1232.

УДК 616.0234-036.12-03687085.371

Опыт применения аутологичной вакцины

У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ РЕЦИДИВИРУЮЩИМ ФУРУНКУЛЕЗОМ

Новикова О. В., Булавкин В. П.

Научный руководитель к.м.н., доцент В. П. Булавкин

Учреждение образования

«Витебский государственный медицинский университет»

г. Витебск, Республика Беларусь

Введение

Хронический рецидизирующий фурункулез (ХРФ) — широко распространенное заболевание, основным этиологическими фактором которого является золотистый стафилококк (S. aureus). Показано, что S. aureus выделяется в монокультуре или в ассоциации с другими микроорганизмами в 60–97 % наблюдений [1]. В современных условиях данное заболевание представляет серьезную медико-социальную проблему вследствие широкого распространения, склонности к частым рецидивам и низкой эффективности терапии. Даже при средней степени тяжести течения отмечаются симптомы общей интоксикации, снижение работоспособности, возникает необходимость в медицинской помощи, а в случае хирургического лечения формируются косметические дефекты. Применение антибиотиков у больных фурункулезом часто оказывается неэффективным даже при условии их назначения с учетом данных микробиологического обследования, и заболевание приобретает хроническое течение с периодическими рецидивами [2]. Это обусловливает актуальность использования в терапии ХРФ методов активной и пассивной антистафилококковой вакцинации. В то же время известно, что ответ макроорганизма на патоген высоко вариабелен и в значительной степени зависит от особенностей инфицирующих штаммов S. aureus, которые могут существенно различаться по содержанию генов вирулентности [3]. Мобильные генетические элементы кодируют многочисленные факторы вирулентности (токсины, экзоэнзимы, иммуномодулирующие факторы и др.), которые в совокупности с консервативными факторами вирулентности обеспечивают различия в патогенетических механизмах развития ХРФ у различных пациентов [4]. Активная вакцинация может быть основана на применении моно- или мультивалентных субъединичных вакцин или цельноклеточных вакцин. К последним относятся и аутологичные вакцины, приготовленные индивидуально из аутологичных инфицирующих штаммов S. aureus. Такие вакцины содержат смесь поверхностных протеинов и секданным различныхавторов эффективность применения аутовакцины значительно варьирует [3, 4].

Цель работы

Оценить клиническую эффективность применения аутовакцины у больных ХРФ.

Материалы и методы исследования

Под наблюдением находился 21 пациент (5 женщин, 16 мужчин, средний возраст 31,2 ± 5,3 года) с хроническим рецидивирующим фурункулезом, проходивший стационарное лечение в Республиканском центре «Инфекция в хирургии» г. Витебска. Пациентов с сахарным диабетом, ВИЧ, аутоиммунными заболеваниями, хроническими заболеваниями печени в исследование не включали. Локализация поражения у больных была различной: на спине, лице, шее, груди, бедрах и ягодицах. Сочетанная локализация встречалась в 71 % случаев. Частота рецидивирования составляла не менее 6 раз в год. Все больные ранее неоднократно проходили амбулаторное и стационарное лечение, однако стабильного эффекта не наблюдалось. Пациентам была назначена антибиотико-терапия в соответствии с результатами антибиотикограммы, поддерживающая терапия, а также специфическая терапия аутовакциной. Аутологичная вакцина подготавливалась следующим образом: взвесь S. aureus, выделенных от каждого больного индивидуально, в концентрации 1 млрд/мл микробных тел инактивировали нагреванием в течение 2 часов при 56 °С, отмывали в стерильном физиологическом растворе, проверяли на стерильность, а затем вводили внутрикожно по 0,2 мл ежедневно в течение 10 дней в переднюю поверхность предплечья.

Результаты исследования

Влияние аутовакцинации на клиническое течение ХРФ оценивали непосредственно после курса лечения, а также на протяжении 3 лет после его завершения. Дополнительно проводили интервьюирование пациентов относительно их собственной оценки эффективности проведенного лечения. На момент завершения лечения у всех пациентов отмечалось значительное улучшение общего клинического состояния и картины заболевания. Наблюдалось уменьшение инфильтрации фурункулов, быстрая регрессия гнойных образований, пациенты были выписаны из стационара на стадии рубцевания фурункулов. В течение 6 месяцев наблюдения рецидив заболевания отмечался у 2-х пациентов, однако тяжесть обострения (на основе личной оценки пациента) была значительно ниже (мелкие не вызревающие фурункулы, не требующие медицинского вмешательства). Через 12 месяцев после лечения рецидивы отмечены еще у 2-х больных, однако фурункулы были единичными, не сопровождались недомоганием и ухудшением общего самочувствия, не требовали медицинского вмешательства. У остальных пациентов (17 человек) весь срок наблюдения (3 года) рецидивов не зарегистрировано.

Полученные результаты свидетельствуют, что применение аутовакцин у больных хроническим рецидивирующим фурункулезом тяжелого течения дает хороший как непосредственный, так и отдаленный клинический эффект. Такой подход позволяет достичь персонализации лечения пациентов с хронической рецидивирующей инфекцией и заслуживает дальнейшего изучения.