Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Роль сословий в феодальной России_ дворянства, кре.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
16.12.2013
Размер:
156.16 Кб
Скачать

2.3 Этапы и причины закрепощения крестьян.

Становление феодализма было невозможно без превращения свободных крестьян в зависимых от крупных землевладельцев работников.

Свободных общинников- смердов с 1391 г. начали называть крестьянами. Название это было синонимом слову «христиане»- так называли себя русичи в противовес «нехристям»- язычникам из Орды. Впервые термин «крестьяне» употребил митрополит Киприян в жалованной грамоте Константиновскому монастырю.

Первый этап закрепощения крестьян проходил в XI- XII вв., это было время появления первых на Руси сводов законов при Ярославе Мудром )1019 – 1054 гг.) под названием «Русская Правда». Документы ее свидетельствуют о наличии нескольких социальных групп среди населения: смердов, холопов, рядовичей, закупов и т.д. Жизнь смерда оценивалась в 5 гривен, так же, как жизнь холопа и рядовича; штраф (вира) за убийство свободного «мужа» была выше в 8 раз, за знатного человека- в 16 раз.

Холопы (позднее- дворовые) были подневольными людьми, работавшими за своих господ вплоть до отмены крепостничества. Как правило, они не имели своего хозяйства и семьи, по положению напоминали рабов, особенно в первые века становления государственности.

Рядовичи попадали в экономическую кабалу к землевладельцу, заключив особый договор – «ряд».

В одной из статей «Русской Правды» говорится о закупах, которых считают разновидностью рядовичей. Термин «закуп» (взять «купу» от хозяина в виде бороны, сохи) впервые встречается в начале XII в. Закупничество являлось этапом на пути закрепощения крестьянства. Любому рядовичу, в том числе закупу, так много усилий приходилось прилагать для раскорчевки леса и превращения делянки в пашню, обработку ее и т.д. что они почти никогда не уходили через год от хозяина, даже выплатив долг. Тянущееся годами и десятилетиями закупничество приводило постепенно к полному закабалению землевладельцем крестьянина и его семьи.

Были еще «наймиты», их положение историками не уточняется. По- видимому, они были прообразом появившихся много позже батраков.

Второй этап закрепощения крестьян во времени совпадает с татаро-монгольским нашествием. Как это уже отмечалось, в XIII – XIV вв. процесс феодализации не проходил активно, за исключением каких- то отдельных случаев, в том числе закрепощение крестьян на Руси.

Третий этап на пути становления крепостнических отношений приходится на XV – XVI вв. Русь полностью освобождается от влияния Орды, начинается заметный экономический подъем. Правовой статус крестьянина был определен общегосударственными документами: Судебниками 1497 и 1550 гг., другими официальными актами.

Судебник 1497 г. царя Ивана III зафиксировал время перехода крестьян к другому землевладельцу: за неделю до и в течение недели после одного из православных праздников- Юрьева дня 26 ноября (по старому стилю). Нововведением была необходимость уплаты «пожилого» налога для всех разрядов крестьян. Прежде чем покинуть насиженное место, крестьянин должен был рассчитаться с казной и собственником земли по установленным ранее выплатам. Юридическое право перехода крестьян от одного к другому землевладельцу в Юрьев день было подтверждено Судебником 1550 г., вышедшим во времена Ивана IV.

С хозяйственным освоением новых земель государство проявляло все большую заинтересованность в полном закрепощении крестьян- основных кормильцев страны. Колонизация продолжалась в восточных районах, все более утверждался экстенсивный метод хозяйствования. На Руси не было традиции аренды земли, и не воплощались в жизнь идеи частной собственности на землю для работающих на ней. Для закрепления крестьян за обрабатываемыми ими земельными участками с 1581 г. вводятся «заповедные года», в которые запрещается свободный переход земледельцев в Юрьев день. Это правило касалось всего населения Русского централизованного государства. Уже годы с 1581 по 1586 были объявлены «заповедными». В некоторых регионах страны и 1590, 1592, 1594, 1595 гг. тоже были «заповедными».

Ограничение прав крестьян в выборе места проживания и хозяйствования дополнилось известным правительственным указом от 24 ноября 1597 г. По нему объявлялись «урочные» годы для «сыска» бежавших от хозяина крестьян, не уплативших предварительно всех долгов и податей. Для беглых устанавливалась пятилетняя давность исков, и если землевладельцы успели подать челобитные о сыске крестьян, сбежавших за пять лет до 1597 г., то государственная власть обязывалась помочь им в возврате крестьян и их семей.

Представители государственных структур при этом заботились не только о подъеме сельского хозяйства, экономическом укреплении боярских вотчин и дворянских поместий, их беспокоила нарастающая социальная нестабильность в стране. Бегство крестьян от господ было формой пассивного сопротивления гнету бояр и помещиков, усилению экономического и юридического давления с их стороны.

У беглых было два пути: в ближайший город, в поисках пропитания путем случайных заработков; побег за окраины Русского государства и превращение в «казаков» (с тюркского- вольный, свободный). В период Северо- Восточной и даже Московской Руси окраинами считались Рязанские земли, там сооружались широкие засечные полосы для предохранения от внезапных набегов степняков. Именно о казаках на Рязанщине как особой социальной группе населения С.М. Соловьев впервые упомянул применительно к середине XV в. А с конца XVI – в XVII в. большие массы казаков скапливаются на Дону и Днепре (Запорожская Сечь), в XVIII в. широко известным станет Оренбургское казачество и т.д. С освоением Сибири последним сформируется Забайкальское казачество.

Четвертый этап закрепощения крестьян охватывает XVII – XVIII вв. При Алексее Михайловиче Романове в 1649 г. «Соборным Уложением» навсегда запрещается переход крестьянина от одного хозяина к другому, даже в Юрьев день, 26 ноября. В главе XII под названием «Суд о крестьянах», в статьях 2, 3, 22, предусматривали сыск беглых крестьян уже без установления особых «урочных» лет. Крестьян закрепляли за землевладельцами, если они ранее были записаны за ними в «писцовых» или иных книгах.

Петр I в период своей реформаторской деятельности с 1698 по 1725 г. большое внимание уделил социально-экономическим отношениям в деревне. В разряд крепостных попали новые группы крестьян: однодворцы, бобыли, ясачные люди северных районов страны и т.д. Вплоть до конца XVIII в. в правление Екатерины II шел процесс распространения крепостничества в присоединенные районы, в том числе Таврии.

Сельское хозяйство продолжало развиваться и в условиях постепенного закрепощения крестьян. Некоторое усовершенствование техники земледелия привело к сокращению ареала использования подсечно- огневой и переложной систем земледелия. Они сохранились более длительное время в северных, лесистых и частично заболоченных районах. В «ополье», то есть на открытых местностях Русской равнины, особенно на черноземных землях, стали переходить к пашенному, двух-, трехпольному севообороту. Так зародилась и сохранилась вплоть до XX в. практика поочередного превращения одного из полей в «чистый», или «черный», пар. Земля, «отдохнув» год, давала больший урожай и без применения удобрений.

Производительность труда в сельском хозяйстве значительно возросла с применением тягловой силы: волов, лошадей, быков. Но хозяйства смердов- общинников редко имели лошадь, на Руси в первые века существования государства их еще не разводили.

Свободному смерду- общиннику все труднее становилось выжить в борьбе за существование. Отсутствие не только лошадей, но иногда и вообще тяглового скота, приводила смерда к боярину, с которым он заключал «ряд» или брал купу. Так «конский» вопрос и решение его с помощью боярина- землевладельца, а позднее помещика из числа служивых дворян содействовал закрепощению крестьян на Руси.

Если сравнивать структуру использования сельскохозяйственных орудий, набор высеваемых и высаживаемых агрокультур с западноевропейскими странами этого времени, то мы не увидим особых различий. Они наблюдались лишь в странах с иными агро-климатическими условиями. С IX по XV – XVI вв. на Руси высевали: рожь (в северных районах), яровую и озимую пшеницу ближе к югу; повсеместно овес и ячмень, просо и чечевицу, горох, вику, бобы. В северных и северо- западных районах вплоть до конца XX в. высевали лен, коноплю (издавна из нее «давили» конопляное масло или использовали как волокно). Из огородных растений широко распространены были, особенно вблизи городов: лук и чеснок, капуста, огурцы, свекла, мак и хмель. В домохозяйствах смердов, закупов и т.д. еще не занимались садоводством, однако в великокняжеских и боярских усадьбах выращивали яблони, груши, вишни.

Кроме сохи и рало (деревянный плуг) все чаще применяли железный плуг. Главным сдерживающим фактором для развития сельского хозяйства, особенно земледелия, была сравнительно небольшая в те времена территория государства. Территория Древней (Киевской Руси) составляла в XIII в. 1,1 млн кв. км, а численность населения- 4,5 млн человек. Вплоть до начала XVI в., т.е. до присоединения Поволжья и первых походов на Урал и в Зауралье, несовместимыми были понятия «Россия» и «бескрайность просторов и многолюдность населения». При Великом князе Василии Васильевиче Темном (XV в.) подвластная ему территория Московской Руси была скромных размеров. Западная и южная границы отстояли от Москвы не более чем на 200 км, немного дальше находились северные рубежи, лишь к востоку и юго-востоку открывался простор для мирной колонизации земель.

Экономический потенциал дворов земледельцев определялся величиной крестьянского семейного надела и демографическим составом семьи.

80- 100 лет – между 1450- 1480 гг. и 1550-е гг. – считаются «золотым веком» российской пашни. Были проведены наиболее масштабные вырубки лесов (в том числе вокруг Москвы) и распашка земель. Соответственно выросли сборы зерновых и иных культур. В XV в. из нагайских степей стали пригонять на Русь тысячные табуны лошадей и первых высокопородных овец. Но по-прежнему мелким оставался крупный рогатый скот: коровы XV- XVI вв., по данным археологов, были меньше самой малорослой мещерской породы XIX в.!

Средний крестьянский надел в Новгородских землях достигал от 7 до 17 десятин с трехпольным севооборотом, а в светских и церковных вотчинах и дворцовых владениях- до 20 десятин. Это было почти вдвое больше средних размеров крестьянского двора XIX – XX вв. Такая картина объяснялась еще малой населенностью земли Русской. Кроме пахотной имелась в хозяйствах крестьян еще и приусадебная земля, в том числе огороды: капустники и репища. Неплохими были и сенокосные угодья, поскольку соотношение пашни и покосов достигало 5:1.

По Новгородчине есть сведения о составе семей: на один двор приходилось (в среднем) 1,3- 1,6 женатых мужчин. Это свидетельсьвует о неразделенных семьях 3- возрастного состава. Но все же чаще встречалась сравнительно небольшая семья в 5- 9 человек, включая детей.

Местом проживания крестьян было: дворище -> починок -> слобода -> деревня -> сельцо -> село.

При выделении семьи из общины появлялось «дворище» или «печище» (дом с печью). Если одна- две семьи расчищали лесную чащобу для устройства жилья и занятий «земледелием», появлялся «починок» (от слова «почать», т.е. начать). Но если земледельцы переходили в другое место, прежнее превращалось в «пустошь». Несколько семей, чаще до пяти, составляли «слободу» и имели в первые годы льготы (слободу) от поборов (налогов). Более крупные поселения- от восьми семей- назывались уже «деревней» (от слова «дерть»- разодрать до дерна, распахать землю для пашни). В дальнейшем деревни перерастали до «сельца. Внизу этой своеобразной пирамиды находилось «село». Село как минимум насчитывало несколько десятков дворов, чаще 30- 40. Но были и очень большие села- до 150 дворов.

Характеристика поселений, история их образования помогают лучше понять, насколько широко было распространено на Руси земледелие, с какими трудностями приходилось сталкиваться при обработке пашни.

«Великая расчистка» лесов в XV – XVI вв. не только расширила хозяйственный оборот земель и привела к подъему в целом сельского хозяйства, но и создала условия для количественного роста дворянских поместий; благоприятствовала появлению новых городов. И избыток сельхозпродуктов, и развитие ремесла оживили торговлю, постепенно начали складываться условия для формирования внутреннего рынка, активизации товарно- денежных, рыночных отношений. Общий экономический подъем помог залечить раны, нанесенные Ордой.

История образования феодальных абсолютистских монархий в Европе показывает, что к централизации шли через политический сепаратизм и разъединение. Иначе не смогла бы сформироваться крупная земельная собственность. В борьбе за нее, за новые земли и личное обогащение удельных князей (на Руси), графов, баронов и т.д. (во Франции) повсеместно наблюдалась децентрализация. На Руси процесс социально- политической раздробленности начался с XII в., с завещания Владимира Мономаха, который впервые разделил Древнюю Русь на удельные княжества между своими сыновьями. Век этот был знаменательным и появлением второй столицы Руси – Владимира- на- Клязьме. Водораздел между Окой и Волгой начал заселяться русичами. И хотя Андрей Боголюбский официально объявил Владимир столицей Руси, Великий стол еще неоднократно перемещался из Киева во Владимир и обратно. Стихийная миграция русских людей на северо- восток помогла сохранить государственность после падения в 1240 г. Киева. Северо- Восточная или Владимиро- Суздальская Русь продолжила историю Будущей России. Сохранен был генофонд народа, самобытная культура, национальная идея. С подъемом Москвы, основанной тоже в XII в., страна стала называться Московская Русь.

Раздробленность- непременный признак феодализации страны, объективный процесс. Трагедия Руси состояла в том, что как раз в этот период, в 1230-е гг., на нее обрушилась Орда. И удельные князья не смогли объединиться, чтобы противостоять ордынцам.

Русь, не ассимилированная Ордой, сохранившая политическую структуру отдельных княжеств во главе с национальными представителями- князьями, должна была рано или поздно создать централизованное государство (что и произошло в XVI в.). Тем более что линия династии Рюриковичей не была прервана ордынцами.

И, наконец, четвертым признаком феодализма является наличие вассалитета, иерархической лестницы соподчинения между земельными собственниками. Этот признак менее отчетливо, чем другие, проявился на Руси не только в домонгольский период, но и после. Ордынское иго и в этом негативно повлияло на социально- экономическую историю страны.

Лишь в XVIII в. предстает перед нами полная иерархическая лестница в лице дворян, графов, князей. Бароны в России появляются в более широком масштабе с присоединением в начале XIX в. Прибалтики. На несколько веков страна отстала в процессе феодализации от Западной Европы. Позднейшее закрепощение крестьян привело к тому, что Россия самой последней из стран Европы провела аграрную реформу и стала на путь активного развития рыночной экономики.

Запоздалое становление феодализма изначально вело к усилению государственной (княжеской, царской) формы собственности, что наложило отпечаток на все последующее экономическое и социально- политическое развитие страны. Не только Византия, передавшая вместе с христианством Руси идею примата светской власти над духовной, государственной собственности над частной, повлияла на последующее экономическое развитие страны. Колонизация ордынцами «вызывала» потребность в «сильной» руке: Великого князя –> царя –> императора.

Говоря о замедлении процесса феодализации в России, нужно иметь ввиду такой важнейший фактор, как более позднее, на 300- 400 лет по сравнению с Западной Европой, появление на мировой арене Российской цивилизации и русского этноса. Земли Восточной Европы находились на периферии Древней Римской, затем Западной Римской империи. И греческая мирная колонизация включала лишь Крымский полуостров. На земле будущей Руси не распространялось ее влияние, не проявлялись традиции античной цивилизации, в том числе в градостроительстве, раннем принятии христианства. С принятием православного христианства из Византии на Руси утверждаются идеи сильной в экономическом и политическом значении государственной власти.

Таким образом, иго Орды не явилось первопричиной отставания в экономике Руси. Но оно стало многолетним сдерживающим фактором ее продвижения по пути феодализации общества, активизации товарно- денежных отношений, тенденций развития рыночной экономики. Именно в конце XIII – XIV – начале XV в. в Западной Европе происходит «коммутация» ренты, которая означала не только переход к оброку, но и начало процесса личного освобождения крестьян. А в России крепостничество окончательно утвердится в XVII – XVIII вв.

Но при этом положительным стал тот факт, что Россия не стала Аграрным придатком Западной Европы.

  1. Заключение

Таким образом в данном реферате раскрыта тема закрепощения крестьян, и роли сословий в России в эпоху феодализма.

Говоря о замедлении процесса феодализации в России, нужно иметь ввиду такой важнейший фактор, как более позднее, на 300- 400 лет по сравнению с Западной Европой, появление на мировой арене Российской цивилизации и русского этноса. Земли Восточной Европы находились на периферии Древней Римской, затем Западной Римской империи. И греческая мирная колонизация включала лишь Крымский полуостров. На земле будущей Руси не распространялось ее влияние, не проявлялись традиции античной цивилизации, в том числе в градостроительстве, раннем принятии христианства. С принятием православного христианства из Византии на Руси утверждаются идеи сильной в экономическом и политическом значении государственной власти.

Список использованной литературы

«История мировой экономики» под редакцией Поляка

«Экономическая история» Толмачева

23