Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
11
Добавлен:
06.02.2016
Размер:
1.03 Mб
Скачать

Я находится под контролем Сверх-Я, предписывающим ему определенные нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и осознания вины. Если Я вынужденно признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно.

Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то Я испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Сверх-Я черпает энергию от Оно, постольку Сверх-Я действует жестоко, даже садистски.

Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и реорганизовать его так, чтобы освоить новые области Оно и так укрепить Эго.

Вытеснение – недопущение влечения до сознания. Вытеснение (подавление) – процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь им как тревоги, страхи и пр.

Основные технические средства психоанализа:

анализ свободных ассоциаций;

анализ снов и толкование сновидений;

анализ и толкование различных ошибочных и случайных действий повседневной жизни.

2.2.2 Трансактный анализ Э.Берна

Работы Э.Берна – это грандиозный труд по психологии поведения, выполненный на основе богатого практического опыта; его трансактный анализ (ТА), некоторые основные положения которого мы далее рас-

51

смотрим, является лишь небольшой частью этого труда.

Концепции трансактного анализа за несколько десятков лет претерпели существенные изменения. Это необходимо учитывать при их изучении для правильного понимания теории Берна. В ее основе лежит cтpyктypный анализ. Структурный анализ направлен на сложные психические процессы или, другими словами, на то, что составляет личность. Берн исследовал взаимодействия между людьми, в частности, между своими пациентами, участниками терапевтических групп. Исследование того, как люди взаимодействуют друг с другом, и получило название «трансактный анализ». Потратив некоторое время на изучение трансакций, Берн осознал факт существования устойчивых форм поведения, характерных для определенных трансакций.

Таким образом, Берн понял, как можно сделать так, чтобы члены группы почувствовали себя опечаленными, виноватыми, рассерженными или одержавшими победу. Содержание ролей, которые человек присваивает, «делает своими», реализует, получило в трансактном анализе название Игр.

Игры – это формы поведения со скрытым мотивом, когда один из взаимодействующих партнеров пытается добиться для себя определенного выигрыша (преимущества над другим).

Воснове трансакций лежит так называемый сценарий – генеральный план, который организует жизнь человека.

Сценарий – это персональный план жизни, выработанный в качестве стратегии выживания. Исследование сценариев явилось конечным этапом разработки Берном теории ТА.

Воснове многих разыгрываемых сценариев лежат так называемые скрипты или скрипт-программы – особые «сценарии жизни», модели

жизненного пути человека, которые обычно закладываются у ребенка с

52

раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Так, мать, одна воспитывающая дочь, нередко закладывает в ее

подсознание скрипт-программу «неудачная семейная жизнь», негативизм по отношению ко всем мужчинам, ожидание от них предательства, установку на то, что «лучше быть одной, чем мучиться».

Этим самым она формирует в дочери повышенный критицизм, передает ей негативные фильтры восприятия и оценочные критерии. И предопределяет то, что с любым партнером в браке та будет чувствовать себя несчастной и стремиться сбросить узы брака. При этом ни сама мать, ни дочь не осознают того, что фактически они действуют в соответствии с жестко детерминирующим их жизнь и отношения с другими людьми «сценарием».

Есть люди, словно «запрограммированные» на роль неудачников, страдание. Они не способны воспользоваться теми возможностями, которые им предоставляют жизнь и в том числе окружающие люди. Они не чувствуют себя счастливыми даже при самых благоприятных обстоятельствах. Помочь им не может никто, кроме них самих, а для этого, прежде всего, нужно осмыслить свою запрограммированность, освоить новый жизненный сценарий, добиться гармоничных взаимоотношений между отдельными эго-состояниями.

На основе трансактного анализа разработаны особые приемы психотерапии. Их задача – освободить человека от программ, негативно детерминирующих их жизнь, заставляющих повторять ошибки и страдать.

В конце концов, Берн обнаружил, что людям часто бывает трудно отказаться от игр, оказывающих на них разрушительное влияние, из-за того, что им жалко сил, потраченных на достижение соответствующих целей. Работа Берна в этой области завершилась разработкой анализа игр и сценариев.

53

Структурный анализ лежит в основе трансактного анализа, анализа игр и сценариев не только в историческом, но также в теоретическом и концептуальном смысле. Исходя из принципов классического психоанализа, Берн, прежде чем приступить к исследованию межличностных отношений, сосредоточил свое внимание на внутренних психических процессах. Хотя Берн и отказался от наиболее устрашающих фрейдистских ярлыков, его способ концептуализации личности сохраняет сильную связь с психоанализом. Согласно теории Берна, личность состоит из трех отдельных функциональных структур, известных как состояния эго. Каждое состояние эго представляет особый паттерн мышления, чувств и поведения, их выделение основано на трех аксиоматических положениях:

1.Каждый взрослый человек когда-то был ребенком. Этот ребенок в каждом из нас представлен состоянием эго, обозначаемым как Ре-

бенок.

2.У каждого индивида, дожившего до зрелого состояния, были или есть родители или лица, которые их заменили. Родительское начало внедряется в каждую личность и принимает вид состояния эго, обозначаемого как Родитель.

3.Каждое человеческое существо, имеющее нормально развитый мозг, потенциально способно к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать получаемую извне информацию и принимать разумные решения относится к состоянию эго, обозначаемому как

Взрослый.

По теории ТА, личность естественным для себя путем дифференцирует эти три состояния эго, которые способны к гармоничному взаимодействию. Это противоречит теории психоанализа, согласно которой

деление личности на отдельные компоненты является результатом трав-

54

мы и свидетельствует о патологии. Поверхностное сходство между Ро-

дительским, Взрослым и Детским состояниями эго и фрейдовскими по-

нятиями Супер-эго, Эго и Ид, конечно же, существует. Однако, как отмечал Берн, между ними существуют и достаточно выраженные различия.

Впроцессе анализа каждое состояние эго может быть, в свою очередь, структурно и функционально разделено на несколько составляющих. Объектом исследования структурного анализа является содержание состояний эго, тогда как функциональный анализ имеет дело с тем, как функционируют состояния эго.

1. Эго-состояние Ребенок содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» поведение детства, содержит черты, свойственные ребенку: спонтанность, непредсказуемость реакций и поступков, импульсивность принимаемых решений и действий, обаяние, доверчивость, эгоизм, боязливость, упрямство, отсутствие внутреннего цензора, стремление вырваться из-под опеки и давления, неспособность принять ответственность за свою жизнь и т.д.

Всодержании роли Ребенка преобладает непосредственность и непоследовательность переживаний, а также чувствительность и предрасположенность к творчеству.

Структурно состояние эго, называемое Ребенок, состоит из компонента (Ребенок в Ребенке) – изначальное ощущение себя младенцем; компонента (Взрослый в Ребенке) – способный к интуитивным догадкам

итворчеству любознательный ребенок, которого Берн называл «Ма- ленький Профессор» и который является носителем зачатков мышления;

икомпонента (Родитель в Ребенке) – ранний невербальный уровень

восприятия и усвоения родительских форм поведения и чувствования.

55

Теперь рассмотрим функциональное деление. Ребенок может вы-

ступать как в роли Свободного, или Естественного Ребенка, так и в роли Адаптированного Ребенка. Свободный Ребенок спонтанен, импуль-

сивен, независим, эгоцентричен и настроен творчески. В той степени, в какой его естественные потребности обрабатываются Взрослым, Сво- бодный Ребенок действует в соответствии с реальными обстоятельствами. Адаптированный Ребенок может быть представлен несколькими разновидностями: Бунтующий, Соглашающийся и Отчуждающийся.

Адаптированный Ребенок ограничен, но не влиянием Взрослого,

а рамками Родительских правил и запретов. Уступчивость Адаптиро- ванного Ребенка побуждает его угождать другим. С этим связаны чувства страха, стыда и вины.

Соглашающийся Ребенок (утративший желание бороться и способность к сопротивлению) уравновешивается Бунтующим Ребенком, который злится, негодует и действует наперекор Родителю и стремится вырваться из–под его опеки и контроля. В обеих своих ипостасях Адап- тированный Ребенок подстраивает свои чувства и действия к реакциям

Родителя.

Отчуждающийся Ребенок никого не допускает в свой внутренний мир, закрывается от других людей, и прежде всего, от Родителя.

2. Эго-состояние, получившее название Родитель содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь, от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка. Содержание данной роли составляет обобщенный социальный опыт, усвоенный человеком, относительно того, каким должно быть нормативное поведение. На эту же роль про-

56

ецируются детские впечатления о том, как же чаще всего ведут себя родители, воспитатели, те, кто в наших глазах олицетворяет эту передачу социального опыта в виде контроля, запретов, идеальных требований, догм, санкций, заботы, могущества, диктует определенную линию поведения. Многие наши убеждения, предрассудки, ценности, отношения в действительности были когда-то давно почерпнуты нами из внешних источников. Берн настаивает на том, что этот процесс идет автоматически, тогда как другие утверждают, что дети активно участвуют в отборе и обработке того, что они воспринимают из внешнего мира.

Родительское состояние эго также можно разделить на составляющие как структурно, так и функционально. Структурно Родитель-

ское состояние эго включает в себя Родителя, Ребенка и Взрослого,

присутствующих в реальных родителях.

Функционально Родитель может выступать в роли 3аботливого Родителя, который защищает, поддерживает, беспокоится, ободряет, и

Критичного, или Контролирующего Родителя (накладывающего и осу-

ществляющего запреты, санкции). Критика со стороны Критичного Ро- дителя может быть как конструктивной, так и деструктивной, хотя Критичного Родителя часто ошибочно считают исключительно отрицательным персонажем – наказывающим, требующим и безапелляционным. Критичный Родитель проявляет себя произвольными и неоправданными запретами и установками.

3. Эго-состояние Взрослый является в структуре личности уравновешивающим началом и не зависит от возраста личности. Взрослый – это тот, кто принимает мир таким, каков он есть: не разложенным по полочкам, упорядоченным и прогнозируемым, как у Родителя, и не таинственным скопищем необъяснимых, таящих опасность явлений, как у

Ребенка.

57

Взрослый ориентирован на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Он является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

Взрослый призван выявлять, что хорошо для нас в рекомендациях Родителя и что достойно внимания в побуждениях Ребенка.

Взрослый постоянно пытается не только найти компромисс между указанными противоположными тенденциями, но и привести их в соответствие с конкретной ситуацией жизнедеятельности.

Если Родитель живет в основном прошлыми ценностями, а Ребе- нок устремлен в будущее и склонен игнорировать прошлый опыт, то Взрослый находится в настоящем; он постоянно получает данные из внешней среды и на основе их сортировки и анализа решает, какой реакции они заслуживают. Используя информацию, заложенную в Родителе и Ребенке, Взрослый привносит в жизнедеятельность вероятностные оценки, рациональность, компетентность, непредвзятость, независимость.

В любом человеке эти три эго-состояния могут быть представлены в разных пропорциях. Ребенок может отчетливо просматриваться в поведении взрослого человека, ведущего себя легкомысленно, явно не по годам. Есть люди, которых до глубокой старости окружающие не могут назвать по отчеству, настолько детским выглядит их поведение. И есть рано повзрослевшие дети, играющие роль Родителя с детства, например, те, на плечи которых родители взваливают уход за младшими братьями и сестрами.

Однако наибольший хаос в поведение человека вносит реализация сущностных характеристик данных ролей в непосредственной жизнедеятельности, особенно при межличностном взаимодействии в конкрет-

58

ных ситуациях общения. Дело в том, что в процессе этого взаимодействия человек может сознательно или неосознаваемо «перескакивать» с одного эго-состояния к другому, проявляясь то как Родитель, то как

Ребенок, то как Взрослый.

Одна из задач ТА состоит в том, чтобы дать человеку возможность достаточно легкого доступа к состояниям эго и возможность выбора, который соответствовал бы его нуждам и желаниям. Причем этот выбор должен базироваться на четком понимании того, что реально доступно и не представляет опасности. Каждое состояние эго имеет присущие ему преимущества и недостатки. Ребенок может быть не только веселым и энергичным, но и подверженным печалям и страху. Взрослый может обдумывать сложные идеи, но при этом неэффективно использовать новую информацию, Родитель обладает большим опытом и знаниями, которые позволяют ему воспитывать и поддерживать Ребенка, но он может направить Ребенка по ложному пути или нанести ему вред своими наставлениями.

В поведении человека одно из состояний эго обычно является доминирующим, поэтому в ТА диагностике состояний эго уделяется большое внимание. Иногда в одном индивиде действуют сразу два состояния эго. Например, человека, которому свойственны скованность и заторможенность, побуждает к посещению вечеринки его не лишенный энтузиазма Ребенок, тогда как Родитель напоминает ему о смущении и замешательстве, которое он может там испытать.

На основе трансактного анализа разработаны особые приемы психотерапии. Их задача – освободить человека от программ, негативно детерминирующих их жизнь, заставляющих повторять ошибки и страдать. Это достигается путем создания таких ситуаций, когда соответствующие стандарты и стереотипы осознаются, осмысливаются. Одновремен-

59

но обеспечивается возможность пережить ощущение непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях между членами психотерапевтической группы. Оба вида переживаний сопоставляются, человеку предоставляется возможность сделать свой выбор в пользу разумного и независимого поведения, оказывается помощь в овладении им.

2.3 Теория мотивации

Первый вопрос, который возникает при изучении личности человека – это вопрос о желаниях и побуждениях. Что движет человеком, к чему он стремится, что его привлекает? Это направление в исследованиях личности называется теорией мотивации.

Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?» Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивация – относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Темперамент – характеристика индивида со стороны нервнодинамических особенностей его психической деятельности.

60