Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гендерная психология.docx
Скачиваний:
96
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
997.34 Кб
Скачать

Глава 3

ГЕНДЕРНАЯ ДЕМОГРАФИЯ

В этой главе мы рассмотрим половые различия в здоровье, болезнях, продолжительности жизни, а также демографические показатели, влияющие на пропорцию полов, — рождаемость и смертность. Эти данные позволяют лучше понять различия между мужчинами и женщинами по ряду психических явлений.

Здоровье и болезни

Здоровье человека тесно связано с его общей удовлетворенностью жизнью (Куликов, 2000).

Кто больше и чаще болеет — мужчины или женщины? И соответственно, кто более здоров? Разумеется, для ответа на этот вопрос нужно учитывать множество факторов: страну, культуру, вид заболевания, возрастную группу, критерии оценки здоровья.

Если взять такой показатель, как обращение к врачу и субъективные жалобы, то окажется, что женщины болеют гораздо чаще. Но это связано с тем, что во многих культурах осуждаются мужчины, нарушающие стереотип «сильного пола», в который входят-и такие черты, как «железное здоровье» и невнимание к болезненным симптомам. К тому же распространен стереотип о том, что женщины просто больше любят ходить по врачам, — возможно, в силу своей внушаемости или приверженности социальным нормам.

Если обратиться к исследованию Г. Гейманса (1911), где испытуемыми были практикующие врачи, то, по мнению мужчин, оба пола не различались по склон ности немедленно обращаться за врачебной помощью, как только заболеют. Но респонденты женского пола считали, что женщины сразу это делают, а мужчи ны — нет (табл. 1 в Приложении, вопрос 90). Таким образом, миф о женской люб ви к врачам, скорее всего, создали сами женщины. Поскольку в исследовании Гей манса мужчин было 2519 человек, а женщин — всего 147, то мнение первых явля ется более весомым. Правда, здесь есть одно важное обстоятельство: в начале XX в. в Нидерландах вряд ли было много женщин-врачей, и нежелание женщин- пациентов обращаться к врачам (часто — мужчинам) в ряде случаев могло объяс няться смущением и деликатностью. '

Сильное влияние на создание мифа о половых различиях в здоровье оказал Т. Парсонс, который еще в 1951 г., говоря о свойственном женщинам экспрессивном стиле, считал естественным для них демонстрировать свою болезненность, поскольку общество позволяет им быть слабыми, и женщины с готовностью принимают эту роль.

Зарубежные исследования 1970- 1980-х гг. породили шутку о различил полов: «Женщины болеют, а мужчины — умирают». В 1990-х гг. миф о сверхболезненности женщин стал развенчиваться (а миф распространялся на все возрастные группы): они просто чаще говорят о своих проблемах со здоровьем, особенно жительницы города (Lahelma et al, 2001).

В 1980-х гг. были выявлены факторы, влияющие на здоровье, и они оказались разными для мужчин и для женщин. Поскольку типичным мужчиной был рабо тающий мужчина, а типичной женщиной во многих зарубежных странах — за мужняя женщина, занимающаяся хозяйством, то и факторы здоровья оказались связанными с этими различиями. Для мужчины решающими оказывались его со циальный статус, работа и должность, а также наличие близкого партнера. Для женщины — статус замужней женщины и матери и условия ведения домашнего хозяйства (там же). . . -■ ■

Социальные изменения, происшедшие в последние годы во многих странах, привели к уменьшению указанных половых различий, и сейчас принято считать, что совмещение всех трех гендерных ролей (работника, супруга и родителя) оказывает влияние на здоровье обоих полов, но для женщин оно имеет первостепенное значение (возможно, потому, что им труднее их совмещать — у них больше нагрузка при выполнении двух последних ролей). За рубежом распространена точка зрения структуралистов, суть которой заключается в том, что сходные социальные условия порождают сходные социальные реакции. Одно из доказательств — поразительно одинаковые реакции у мужчин и женщин США на депрессию и употребление алкоголя (там же).

При определении половых различий в здоровье необходимо учитывать социальные условия, в которых живут мужчины и женщины. Поэтому особый интерес представляют кросс-культурные исследования (проведенные в разных странах).

Э. Лахельма и коллеги сравнили показатели здоровья и болезни у женщин и мужчин Великобритании и Финляндии. Были обнаружены 3 значимых фактора для здоровья: культура (страна), возраст и гендер, которые взаимодействовали между собой. Мужчины и женщины в целом примерно одинаково были здоровы (или больны) — и по субъективному самочувствию, и по времени потери трудоспособности (если учитывать всю выборку). Этот результат развенчивает миф о болезненности женщин.

Но английские женщины и финские мужчины чувствовали себя хуже, чем граждане их стран противоположного пола. Хотя в целом статус работника не оказал влияния на половые различия в здоровье по всей выборке, в этих двух странах данный фактор имел разное значение для женщин и мужчин. В Великобритании наблюдается гендерное неравенство на рынке труда, и там велико число женщин, которые не работают, а занимаются домашним хозяйством. По-видимому, именно это обстоятельство — отсутствие оплачиваемой работы — является одной из причин для плохого самочувствия английских женщин Финские женщины, напротив, в массе своей работают практически наравне с мужчинами, и это позволяет им чувствовать себя даже лучше, чем последние. Возможна также разная интенсивность труда у английских и финских мужчин (ибо первые — в трудоспособном возрасте — выделялись своей болезненностью) — фактор, который не учитывался в исследовании.

В старших возрастных группах (пожилые и старики) женщины чувствовали себя хуже мужчин. Возможно, до такого возраста доживают лишь физически крепкие мужчины, а женщины — разные, в том числе и слабые здоровьем. Именно этим обстоятельством может объясняться данный результат.

Кросс-культурное исследование здоровья и болезней

в двух европейских странах — Великобритании и Финляндии

Э. Лахельллы и коллег (1993-1994 гг.)

Испытуемые: 8650 чел. (возраст 15 лет и более) в Финляндии и 18237 чел. (возраст — 16 лет и более) в Великобритании, для анализа были отобраны мужчины и женщины старше 25 лет. Показатели здоровья: субъективный — собственное самочувствие (физический, эмоциональный, личностный компоненты) и объективный — длительность заболевания (временной интервал немоши и потери трудоспособности). Учитывались также: возраст, семейное положение, родительский статус, статус работника.

Результаты: в целом было продемонстрировано отсутствие значимых половых различий по обоим показателям здоровья в двух странах. При этом английские жен-шины и финские мужчины чувствовали себя хуже, чем граждане их стран противоположного пола. В отдельных возрастных группах были обнаружены половые различия, но эти различия имели культурную специфику. Так, в Финляндии для пенсионного возраста (65 лет) наблюдалось гендерное равенство, в молодом и среднем возрасте мужчины были менее здоровы, чем женщины, в старческом (75 лет и более) — наоборот. В Великобритании гендерное равенство наблюдалось в возрастной группе 55-64 года, женщины более молодого, а также пожилого (65 лет и более) возраста были менее здоровы, чем мужчины.

Выволы: важными факторами здоровья являются: культура (страна), возраст и ген-дер, хотя обнаруженные гендерные различия не слишком велики.

Значение этого исследования состоит в том, что оно показывает многообразие факторов, влияющих на половые различия. Если не учитывать другие факторы, которые формируют гендерные характеристики (в данном случае это гендерные стереотипы, возраст, культурные традиции), а брать просто биологический пол, то мы рискуем либо не получить «гендерный эффект» (он просто затушевывается другими, не менее важными факторами), либо неверно интерпретировать получаемые данные.

Существует статистика «мужских» и «женских» заболеваний. У мужчин это, к примеру, дальтонизм и гемофилия — нарушение свертываемости крови (Ильин, 2002), а у женщин — униполярная депрессия (Nolen-Hoeksema, 1987; ). Пациенты психотерапевтов также отличаются: женщины чаще говорят о проблемах, связанных с интимными взаимоотношениями с близкими людьми, а мужчины — р неудовлетворенности в общественной жизни (Flordh, 2000). Однако в целом ряде случаев такая статистика отражает большую озабоченность своим здоровьем женщин, которые часто ходят к врачу и охотно говорят о своих болезнях.

Женщины также больше стремятся вести здоровый образ жизни (в частности, это касается здоровой пищи), возможно, потому, что они более подвержены воздействию средств массовой коммуникации, которые пропагандируют различные диеты и продукты.

В связи с различной экологической обстановкой и вообще возросшим весом экологического фактора следует рассматривать здоровье и болезни у мужчин и женщин по регионам. Для примера приведем статистику некоторых болезней по Оренбургской области — типичному региону России. Она не менее важна, чем данные о далеких зарубежных странах, которые мы часто встречаем в различных публикациях.

Уровень заболеваемости определяется по числу заболевших на 100 тысяч населения; соотношение мужчин и женщин — в процентах к общему уровню заболеваемости. По данным сборника оренбургского облкомстата за 2000 г., на долю мужчин приходился 91% случаев наркомании и токсикомании, 84% случаев алкоголизма (среди несовершеннолетних — 71%), активного туберкулеза — 75%, впервые диагностированных психических расстройств — 58%. В целом у мужчин был более высокий уровень злокачественных новообразований, но в группах от 0 до 14 лет и от 20 до 39 лет он был выше у женщин. На долю мужчин приходилось 62% случаев гонореи, но в группе от 0 до 14 лет 93% случаев этого заболевания приходилось на долю женщин. У женщин были выявлены более высокие показатели заболеваемости сифилисом: 54% случаев в целом, 74% — в возрасте от 15 до 17 лет, 69% в возрасте от 18 до 19 лет и 56% в группе 20-29 лет.

Эти данные свидетельствуют скорее не о природной предрасположенности представителей определенного пола к какому-либо заболеванию, а являются отражением гендерных характеристик, формирующихся в обществе в зависимости от образа жизни. Резкий перевес заболеваемости в пользу мужчин наблюдается по наркомании и токсикомании, алкоголизму, актггвному туберкулезу, женщин (особенно малолетних) — по болезням, которые передаются половым путем. Злокачественные же новообразования (природа которых не совсем понятна) встречаются И у женщин, и у мужчин.

Наркомания и алкоголизм, встречающиеся у женщин, более жестко осуждаются в российском обществе, для мужчин они скорее норма (особенно алкоголизм). Болезням же, передающимся половым путем, подвержены чаще малолетние девочки и юные девушки, которые, по-видимому, чаще становятся предметом совращения девиантных мужчин, нежели юноши того же возраста — предметом совращения девиантных женщин, предпочитающих более зрелых и опытных партнеров.

Не вполне понятен всплеск заболеваний туберкулезом у мужчин. Эта тенденция — общероссийская. По данным Госкомстата России (сборник 2000 г.), в 1999 г. мужчины (особенно в трудоспособном возрасте) болели активным туберкулезом в 4 раза чаще женщин. Возможно, здесь также не исключено влияние образа жизни. Среди мужчин больше курильщиков, которых общество не осуждает (это скорее атрибут «настоящего мужчины»), а также тех, кто живет в околокриминальной среде (так называемых бомжей, которые плохо питаются и не следят за своим здоровьем).

Но тревожит и другое обстоятельство. И в Финляндии, и в Великобритании (см. материал, изложенный выше) уязвимыми для болезней являются мужчины трудоспособного возраста. В России они гораздо чаще женщин (74 и 26% соответственно) работают в условиях, далеких от санитарно-гигиенических, а также психологических норм — с повышенным риском травматизма и даже смерти. Возможно также, что трудоспособный возраст мужчин и женщин у нас определен неверно — женщины выходят на пенсию еще полные сил и здоровья, а мужчины — уже выработавшие основные резервы организма. Не слишком ли большую цену общество платит за гендерное неравенство на рынке труда, приводящее мужчин к болезням и смерти, а женщин — к депрессии и неудовлетворенности?

Некоторые факторы, влияющие на здоровье, сходны для обоих полов. По данным ежегодного демографического доклада за 2000 г. («Население России—2000»), гвыше 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что приводит к росту психических заболеваний и повышает опасность массовых разрушительных реакций у населения и неадекватного поведения. Выявлены следующие общие тенденции формирования здоровья у населения России:

  1. рост заболеваемости всех возрастных групп;

  2. рост количества тяжелых заболеваний;

  3. рост сердечно-сосудистой патологии взрослого населения;

  4. у подростков — рост инфекционных заболеваний, особенно туберкулеза и венерических инфекций;

  5. резкий рост онкологических заболеваний детей и подростков;

  6. рост болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ и иммунитета, заболевания кровообращения (в том числе анемии), сердечно-сосудистой патологии, повышение кровяного давления.

Таким образом, в целом наблюдается общее ухудшение состояния здоровья населения России. Особую тревогу вызывает рост заболеваний у беременных женщин (особенно распространены анемия, токсикоз, болезни мочеполовой системы и др.) — это напрямую связано со здоровьем будущих поколений страны.

И эта тенденция резко контрастирует с впечатлением достаточного благополучия в Финляндии и Великобритании (о которых речь шла выше), где специалисты развеивают миф о женской болезненности.

Важным критерием здоровья в обществе является такой показатель, как болезни, ставшие причиной смерти. В последнее время (с 1999 г.) в России наблюдается резкое увеличение смертности от гриппа и респираторных инфекций, пневмонии, злокачественных новообразований желудка и кишечника («Население России—2000»). Факторами, определяющими указанные тенденции, могут быть и стресс (и, как следствие, — снижение иммунитета), и плохое питание, которое атрагивает оба пола. Однако женщины и мужчины обладают разной устойчивостью по отношению к заболеваниям. Так, 35% мужчин и 56% женщин России умирают от болезней системы кровообращения (в городе и селе картина примерно одинакова). Мы еще вернемся к вопросу о смертности мужчин и женщин — в разделе о продолжительности жизни тех и других. А пока еще раз подчеркнем, -:то и в вопросе о здоровье и болезнях важно учитывать не просто фактор пола, а рассматривать его в совокупности с другими факторами, в том числе и с социальными условиями жизни.

Пропорция полов в обществе

Распространено мнение, что женщин в целом больше, чем мужчин. Однако это мнение нуждается в уточнении.

Для соотношения полов важными факторами являются страна (и уровень ее развития), конкретный исторический период и возрастная группа.

Пропорция полов измеряется числом мужчин, приходящихся на 100 или 1000 женщин (или в процентах). Выделяют 3 разновидности этого показателя: первичную (соотношение мужских и женских зигот при оплодотворении), вторичную (соотношение родившихся живыми новорожденных мальчиков и девочек) и третичную (соотношение мужчин и женщин по отдельным возрастным группам или в репродуктивном возрасте).

По поводу первичной пропорции существуют ориентировочные данные: на 100 женских зародышей приходится 125-130 мужских. В дальнейшем часть мужских зародышей погибает, что влияет на значительно меньшую вторичную пропорцию (Демографический энциклопедический словарь, 1985).

Вторичное соотношение (количество мальчиков, рожденных на 100 девочек) варьируется в разных странах и в разные периоды.

Мальчиков рождается больше, чем девочек. Эта закономерность была обнаружена еще в XVII в. англичанином Дж. Грантом. На 100 родившихся девочек приходится примерно 105-106 мальчиков, редко больше 107 и меньше 104 (Демографический энциклопедический словарь, 1985). Причиной считается меньшая жизнеспособность мальчиков, и природа как бы делает некоторый запас особей мужского пола, но к репродуктивному периоду нередко мужчин уже становится меньше, чем женщин. Метафора о «запасе природы» представляется мне всего лишь метафорой. Хотя указанная закономерность сохраняется в разных странах и в разные времена, тем не менее встречаются вариации — иногда даже с преобладанием девочек при рождении.

Книга Л. П. Кочетковой, вышедшая в 1915 г., содержит множество интересных данных, собранных в конце XIX — начале XX в. Ее общую направленность, проникнутую ненавистью к мужскому полу, о чем свидетельствует и само название книги — «Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей», трудно принять, но этими данными можно воспользоваться.

По мнению Л. П. Кочетковой (которое часто подкрепляется цифрами), на пол ребенка влияют следующие факторы.

♦ Национальность (табл. 3.1). Таблица 3,1

Число новорожденных мальчиков (на 100 девочек) в странах Европы XIX в. (данные Бодио — по Л. П. Кочетковой)

Страна

Число мальчиков

Годы

Греция

113,8

1865-1890

Румыния

110,8

««

Испания

108,3

««

Португалия

107,1

1871-1880

Ирландия

106,8

1865-1890

Италия

106,3

««

Австрия

106,1

««

Сербия

105,8

««

Пропорция полов в обществе 91

Страна

Число мальчиков

Годы

Норвегия

105,6

1865-1890

Россия (50 европейских губерний)

105,5

1881-1900

Шотландия

105,4

1865-1890

Германия

105,2

1887-1891

Нидерланды

105,2

1865-1890

Дания

105,0

««

Швеция

то5;о

'1Ж/-Ш1

Финляндия

104,9

1865-1890

Бельгия

104,7

««

Франция

104,6

«<<

Швейцария

104,5

1887-1891

Англия и Уэльс

103,9

1865-1890

  • Хотя по России приводится средняя цифра, но данные по группам вероисповедания очень разнообразны — от 103 мальчиков (на 100 родившихся девочек) у старообрядцев до 140 (!) — у евреев. В странах Азии на 100 девочек рождается больше мальчиков — в частности, выделяются индусы (119,2 человек).

  • Экономические условия, в которых живут родители ребенка. У высших, богатых сословий и в городах (где больше зажиточных людей) девочек рождается больше, чем у низших сословий и в сельской местности (табл. 3.2, составленную по материалам разных авторов из книги Л. П. Кочетковой).

Таблица 3.2

Число новорожденных мальчиков (на 100 девочек) у разных сословий в конце