
- •Тема 1. Организационное поведение как наука. Предмет и задачи курса.
- •1.1. Хоторнские исследования
- •1.2. Организационное поведение как наука и учебная дисциплина
- •1.3. Элементы и структура теории
- •1.3.1. Когнитивный подход
- •1.3.2. Бихевиористский подход
- •1.2.3. Подход социального научения
- •1.4. Модель организационного поведения
- •1.5. Система факторов, формирующих организационное поведение
- •Роли и статусы
- •Исполнительская результативность
Тема 1. Организационное поведение как наука. Предмет и задачи курса.
Вопросы:
Хоторнские исследования
Организационное поведение как наука и учебная дисциплина
Элементы и структура теории
Когнитивный подход
Бихевиористский подход
Подход социального научения
Модель организационного поведения
Система факторов, формирующих организационное поведение
Эффективное управление современными организациями и человеческими ресурсами, обеспе-чивающими их функционирование, сталкивается с серьезнейшими проблемами. Сокращение штатов, диверсификация рабочей силы, информационный взрыв и успехи в развитии знания, глобальная конкуренция, комплексное управление качеством – все это явления с которыми сталкиваются менеджеры всего мира в наши дни и будут сталкиваться в будущем. Не все из этих проблем являются особенно острыми для России, но это не означает, что их не следует принимать в расчет.
Однажды одного из самых богатых людей в мире, Сэма Уолтона, основателя сети универмагов Wal-Mart, спросили: «В чем секрет преуспевающих организаций и менеджеров?» Сэм быстро ответил: «Люди – ключ к успеху». Понимание людей, а также эффективное управление ими составляет сущность организационного поведения.
Пионеры менеджмента, такие, как Генри Форд, Альфред П. Слоун, Анри Файоль и даже пред-ставители школы научного менеджмента, подобные Фредерику У. Тейлору, признавали поведенчес-кий аспект менеджмента. Однако они не делали акцента на человеческом измерении; они отводили ему второстепенную роль по сравнению с иерархической структурой, специализацией и такими функциями менеджмента, как планирование и контроль. Тем не менее существовали разнообразные и сложные причины для зарождения понимания значимости поведенческого подхода в менеджменте.
Так к двадцатым годам XX века крупное машинное производство довело интенсификацию использования физических возможностей человека до предела; наступил черед интенсификации интеллектуальных возможностей личности. В новых исторических условиях нужны были другие формы управления, предполагающие отношения сотрудничества между работниками и менеджерами.
Необходимость перемен была вызвана нетерпимым отношением к тяжелому монотонному труду, выливающимся в массовые забастовки, протесты, конфликты между рабочими и мастерами, текучесть кадров. Возникла потребность в новых способах организации мотивов деятельности людей, обеспечивающих их высокопроизводительный труд.
Первым шагом в этом направлении сделала школа человеческих отношений, рассматривавшая каждое предприятие, каждую фирму как определенную социальную систему.
Наука об организационном поведении начала развиваться приблизительно в 1948 —1952 гг. Однако общепризнанно, что в формировании этого подхода исторической вехой стали Хоторнские исследования.
1.1. Хоторнские исследования
Исследования начались в 1924 г. на гигантском заводе компании Western Electric в Хоторне близ Чикаго. Вначале ученые пытались установить связь между интенсивностью освещения сборочного участка в цехе и производительностью труда рабочего. Участвовали экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальная группа на начальной стадии не продемонстрировала ни роста, ни спада производительности, пропорционального увеличению или уменьшению освещенности. Производительность в контрольной группе при неизменной освещенности в целом была такой же, как и у экспериментальной группы. На последующих этапах освещение было снижено до уровня лунного света: рабочие едва могли разглядеть то, что они делали, однако производительность возросла. Результаты крайне озадачили исследователей. Было очевидно, что какие-то переменные в эксперименте оказались вне их контроля. Нечто, помимо уровня освещенности, вызывало изменение производительности. Это нечто было сложной человеческой переменной.
В некотором смысле результаты экспериментов с освещенностью оказались счастливым открытием, которое на языке исследователей зовется случайным, хотя чисто внешне они выглядели очевидным провалом. Случайно полученный, однако крайне важный результат опытов с освещенностью дал толчок дальнейшим исследованиям поведения человека на рабочем месте.
За опытами с освещением последовали эксперименты в помещении, где собирались реле. Эта фаза исследования была посвящена изучению таких особых переменных, как продолжительность рабочего дня, перерывы на отдых, методы оплаты труда. В целом результаты оказались такими же, что и в опытах с освещенностью: каждый последующий экспериментальный цикл отмечался большей производительностью, нежели предыдущий. Даже тогда, когда рабочим были созданы условия, эквивалентные условиям в начале опытов, производительность возрастала. Вывод состоял в том, что независимые переменные (паузы для отдыха и т.п.) непосредственно не вызывали изменений в зависимой переменной (выработке). Как и в экспериментах с освещенностью, нечто по-прежнему оставалось вне контроля экспериментаторов.
Еще одной фазой опытов были исследования, проведенные в помещении, где собирались устройства для банковской сигнализации. Как и в предыдущих, экспериментах в сборочном помеще-нии, банковские операторы помещались для испытаний в отдельную комнату. Исследователи сомне-вались, стоит ли делить группу, собиравшую устройства для сигнализации, поскольку это могло изменить естественные для завода условия, которые они стремились воспроизвести. Однако из прак-тических соображений исследовательская группа решила воспользоваться отдельным помещением. В отличие от опытов в цехах, исследование в помещении для сборки устройств банковской сигнализа-ции не предусматривало изменений условий эксперимента. Напротив, наблюдатель и интервьюер со-бирали объективные данные для исследования. Особый интерес представлял тот факт, что в помеще-нии для сборки устройств банковской сигнализации работали обычные мастера соответствующего отдела. Так же как и в цехе, их основная функция состояла в поддержании порядка и контроле.
Результаты исследований в помещении для сборки устройств банковской сигнализации оказались полностью противоположными результатам опытов в помещении для сборки реле. В помещении для сборки устройств сигнализации не наблюдалось непрерывного увеличения производительности, имевшего место в цехе сборки реле. Оказалось, что выработка в действительности ограничивалась самими сборщиками. Путем анализа с использованием методов научного менеджмента — например, изучая время и совершаемые движения, - инженеры вывели в качестве ежедневной нормы человек должен собирать два с половиной устройства. Однако работники смотрели на этот вопрос иначе. Они решили, что два устройства — это «правильная» дневная выработка. Таким образом, два с половиной устройства было нормой, установленной менеджментом, а два устройства — нормой, установленной неформальной группой, и реальной выработкой. Исследователи выяснили, что именно норма неформальной группы являлась ограничивающим фактором, а вовсе не невозможность выполнить корпоративную норму в два с половиной устройства.
Особый интерес в плане групповой динамики представляло социальное давление, оказываемое для подчинения групповым нормам. Система вознаграждения была построена так, что чем больше выработка, тем больше денег получит работник. Кроме того, работники, добившиеся лучших результатов, подлежали возможному увольнению в последнюю очередь, так что хорошая работа была гарантией, занятости. Тем не менее перед лицом этой логики менеджмента почти все рабочие ограничивали свою выработку. Основными санкциями со стороны группы, направленными на ограничение выработки, были социальный остракизм (гонения), насмешки и прозвища. В некоторых случаях применялось и реальное физическое воздействие в ходе игры под названием «куча мала». Рабочий получал как можно более сильный удар и право один раз его «вернуть». Принуждение рабочих - нарушителей нормы играть в эту игру было очень серьезной санкцией. Это давление группы имело огромное влияние на всех рабочих. Социальный остракизм был более эффективным средством подчинения нормам неформальной группы, чем стимулирующие факторы в виде денег и гарантии занятости для выполнения научно определенных менеджментом норм.
Следствия из Хоторнских исследований
Несмотря на ряд философских, теоретических и методологических ограничений, характерных для Хоторнских исследований с точки зрения сегодняшних общепринятых исследовательских стандартов, они привели к нескольким интересным выводам, которые позволили лучше понять поведение человека в организациях. Например, интерес представляют контрастирующие результаты, полученные при опытах со сборкой реле и систем банковской сигнализации. В цехах сборки реле на протяжении всего эксперимента производительность непрерывно росла, и сборщики реле были настроены весьма позитивно. В помещении для сборки систем сигнализации все происходило в точности наоборот: недовольные рабочие практиковали вопиющее ограничение производительности. В чем причина различия двух фаз исследования?
Один из ключей к ответу на этот вопрос можно найти в результатах анкетирования, проведенного в связи с происходившим в цехах сборки реле. Основная цель опроса состояла в том, чтобы определить здоровье и привычки рабочих. Их ответы позволили прийти к выводам, что все сборщики указывали, что в помещении, отведенном для экспериментов, они чувствуют себя «лучше». В распространенной затем анкете были заданы вопросы относительно обстановки в цехе для сборки реле. Результаты этого анкетирования показали, что рабочие единодушно предпочитают работать в экспериментальном помещении по сравнению с обычным цехом. В порядке значимости рабочие указали следующие причины такого предпочтения:
1. Малочисленная группа.
2. Тип контроля.
3. Заработки.
4. Новизна ситуации.
5. Интерес к эксперименту.
6. Внимание, которое привлекало к себе помещение для эксперимента.
Важно отметить, что новизна, интерес и внимание отошли на четвертую, пятую и шестую позиции. Эти три момента обычно ассоциируются с тем, что называют «Хоторнским эффектом». Однако, таким образом, можно сказать, что результаты, полученные в экспериментальном помещении при сборке реле, обусловлены в основном важным значением малой группы, типом контроля и заработками. Все эти переменные (а именно план эксперимента, групповая динамика, стиль лидерства и контроля, вознаграждение) и многие другие разделяют старый подход к «человеческим отношениям» и современный подход к организационному поведению.