Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамен психология шпоры.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
580.61 Кб
Скачать

Вопрос 9. 1. Организационные методы.

Лонгитюдное исследование — изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет (этот период может доходить до 30—40 лет). Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода “высшим пилотажем” экспериментальной психологии. Метод очень трудоемкий, поэтому используется сравнительно редко, но известен давно — с середины ХIХ в. (Дарвин, Бехтерев наблюдали за своими детьми).

Ж. Пиаже таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволило ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта.

Метод позволяет: проследить развитие отдельных психических функций; дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности).

Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека.

Итогом лонгитюдного исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя результаты исследования нескольких людей, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

Сравнительный метод — по одной и той же проблеме изучаются несколько испытуемых. Возможны различные формы сравнения: сравнительно-онтогенетическое исследование — это сопоставление различных возрастных групп; сравнительно-педагогическое исследование — сопоставление различных способов воздействия; сравнителъно-нормо/патологическое исследование — сопоставление нормы с отклонением. На сопоставление групп может быль потрачено значительно меньше времени.

Метод позволяет: выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке); провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами. Сравнительно-генетический метод — исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Конкретизация данного метода происходит в следующих областях: филогенез психики (от простейших животных до человека); историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности); онтогенез психики (от рождения до смерти человека); психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной психики).Комплексный метод представляет собой сочетание лонгитюдного и сравнительного методов в разных вариантах. Например, в ходе лонгитюдного исследования делаются одновременные поперечные срезы (сравнения) по всей исследуемой выборке.

Вопрос 10.История развития психологического знания за рубежом.В становлении психологии как науки большую роль сыграли естественнонаучные исследования и, прежде всего, исследования в области физиологии, медицины, физики.С XVIII века учение о психике связывается с мозгом. До этого душа размещалась во всех частях тела, включая сердце и печень.Конец XVIII в. начало XIX в. ознаменовались открытием рефлекторной дуги чехом И.Прохаска, французом Ф.Мошанди и англичанином Ч.Беллу. Эти врачи и натуралисты открыли различия между чувственным (сенсорным) и двигательным (моторным) нервным путем, ведущим в спинной мозг. Таким образом, получила физиологическое подтверждение идея рефлекса, возникает конкретное представление о рефлекторной дуге. Это открытие имело важное методологическое значение. Благодаря точным опытам оно доказывало зависимость функций организма, касающегося его поведения от телесного субстрата, а не от сознания или души как некоей бестелесной сущности.Второе направление, которое укрепляло материалистическое истолкование психологической жизни, сложилось при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801 - 1858) открыл закон «специфической энергии нервов». Из этого закона Мюллер сделал вывод, что никакой специфической энергией нервная ткань не обладает, кроме известной физикам, и это укрепило материалистический взгляд на психику: показывая причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов внешнего раздражения и свойств нервного субстрата.

Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795 - 1878) исследовал так называемый «порог чувствительности»: насколько следует изменить силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущениях. Обнаружилось, что существует вполне определенное отношение между первоначальным раздражением и последующим, при котором субъект начинает замечать, что ощущение уже стало другим.

Герман Гельмгольц (1821 - 1894) открыл сущность прохождения импульса по нерву. Голландский физиолог Р.Дюндер (1818 - 1889) замерила экспериментально скорость реакции субъекта на воспринимаемый им объект. Отсюда следовал вывод: психический процесс может быть измерен. Он совершается в пространстве и во времени.В середине XIX в. появляется теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 - 1882), которая анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства. Дарвинская теория стимулировала исследования в области зоопсихологии, в которых изучались общие элементы в различных проявлениях психики животных и человека, в частности, интеллектуальные и речевые способности.Свою лепту в разграничении психики и сознания внесли исследования гипноза. Гипноз убедительно демонстрировал факты психически регулируемого поведения с включенным сознанием, тем самым поддерживал представление о бессознательной психике.

Основателем научной психологии принято считать немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832 - 1920). Он первым начал собирать и объединять в новую дисциплину созданное в различных областях науки. Вундт дал новой дисциплине древнее название «психология». Вундт в 1879 г. открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в г.Лейпциге. Отныне психология покинула сферу умозаключительных спекуляций и начала базироваться на опыте. В психологии конца XIX в. проводилось большое количество лабораторных исследований, которые осуществлялись в строго контролируемых условиях, чтобы получить сопоставимые результаты у разных испытуемых. Предметом психологии был признан «непосредственный опыт». Проделанная Вундтом и его учениками работа заложила основы экспериментальной психологии. Но вундтовская методология показала бессилие в исследовании таких сложных психических явлений, как мышление и воля.

В конце XIX века в США появилась теория «потока сознания», созданная американским мыслителем Уильямом Джемсом (1842 - 1910). Джемс обратил внимание не только на постоянное движение сознания, но и на функциональное предназначение сознания. Его называют основоположником функционализма в психологии. Джемс полагал, что помимо решения вопроса, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она изменяется, по каким причинам, не менее важно для человека знать, чему она служит. С точки зрения Джемса, главная задача души приспособить человека к внешнему миру.

Наряду с функционализмом возникает структурализм или гештальтпсихология. Зародилась в Германии, ее создатели - Макс Вертгеймер (1880 - 1943), Курт Коффка (1816 - 1841), Вильгельм Келлер (1887 - 1967). Центральное понятие этой школы «гештальт», трактуемое как динамическая форма, структура.

Гешталисты утверждали приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты (как «сооружение из кирпичей» (ощущений) и цемента (ассоциаций). Как утверждал М.Вертгеймер, существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Иначе говоря, восприятие не сводится к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей. Этот и множество других фактов подтверждали идею целостного восприятия.

Вопрос 11.История развития психологии в России.Историческое рассмотрение конкретных фактов, важнейших событий и тенденций в процессе развития психологической науки позволяет констатировать, что до настоящего времени не сложилось единого подхода, общего понимания того, что же изучает психология. Различия точек зрения на самые центральные вопросы психологии, начиная с главного - вопроса о предмете психологии, а также различные подходы к пониманию личности, сущности психического развития, интеллекта и др. настолько значительны, что, как писал Г. Олпорт, "иногда кажется, что кроме преданности своей профессии, психологов мало что роднит... относительно предмета исследования их мнения расходятся. В разных психологических подходах в качестве такового фигурируют: переживание, поведение, психофизические связи, сознательные мыслительные процессы, бессознательное, человеческая природа и даже "тотальность психического существования человека". Не является ли история (а может быть и современное состояние нашей науки) серией заблуждений и ошибок? П.Я. Гальперин, рассматривая историко-психологический процесс в контексте актуальных задач, среди которых "вопрос о предмете изучения - это не только первый и сегодня, может быть, самый трудный из больших теоретических вопросов психологии, но вместе с тем вопрос неотложной практической важности", дал такой ответ на этот вопрос. Анализируя исторические факты, он выделил заключающееся в них (явно или в скрытом виде), понимание предмета психологии. Согласно Гальперину, за всю историю психологии было выдвинуто три определения ее предмета: душа, сознание, поведение. Все они оценивались им как "недостаточные", "несостоятельные", "ошибочные". Можно ли, основываясь на такой оценке результатов работы предшественников, отбросить материал их исследований и начать все сначала? По-видимому такая позиция противоречит одному из важнейших принципов научного познания - принципу историзма.В связи с исключительной сложностью изучаемой в психологии реальности, как бы её ни называть - психика, сознание и др. - она не получила полностью адекватного определения ни в одном из подходов, сложившихся в истории науки: в каждом из них содержится лишь момент истины о ней. Но такой момент есть, и он должен быть выявлен! Психика человека и сознательна - и бессознательна, она социальна - и имеет биологически предпосылки, она опосредствует нашу жизнь - и сама является продуктом этой жизни, она определяется воздействиями извне - и свободна от них, в ней есть знание и есть переживание, она целостна, но и состоит из многих компонентов, она одновременно и явление - и процесс. Неправильно считать абсолютной истиной какое-нибудь одно из этих положений или абсолютно ложным - другое. Взгляды предшественников появлялись с исторической необходимостью, они были детерминированы условиями своего времени и вместе образуют логику развития научной психологической мысли как процесс последовательных трансформаций предметной области психологии в контексте его объективных причин и условий.Психология началась с идеи души, и, как проницательно заметил Л.С. Выготский, "психология как наука должна была начаться с идеи души". Далее он поясняет это положение, оценивая эту идею как "первую научную гипотезу древнего человека, огромное завоевание мысли". На протяжении более чем 20 столетий с ее помощью объяснялись все процессы жизнедеятельности организма. Понятие души по своему содержанию было не только психологическим, но более широким, скорее биологическим, объясняющим все жизненные процессы с помощью сходного толкования. "Мы так же мало видим в этом просто невежество и ошибку, как не считаем рабство результатом плохого характера", - писал Л.С. Выготский. Причиной такого воззрения на природу души было недостаточное знание о строении и работе тела (еще в ХVII в. мудрый Спиноза отмечал: "к чему способно тело, до сих пор еще никто не определил, т.е. опыт никого еще до сих пор не научил, к каким действиям тело является способным в силу одних только законов природы, рассматриваемой исключительно в качестве телесной, и к чему оно неспособно, если только не будет определяться душою"). Именно в силу недостаточности знаний о функционировании живого тела, понятие души стало тем объяснительным принципом, который выступал в качестве источника и детерминации всех проявлений живого организма, заменял конкретные знания о механизмах его телесных функций (дыхания, кровообращения, питания и др.). Великие открытия ХVII - ХVII вв. в различных науках и, особенно в области анатомии и физиологии человека, оказали поистине революционное воздействие на представления о душе, способствовали коренному изменению взглядов на ее функции. В 1623г.Ф. Бэкон подвел итог этим исследованиям. "Наблюдая за чувствующим телом и пытаясь выяснить, почему такое большое действие… переваривается и выбрасывается пища, мокроты и соки движутся вверх и вниз по всему телу, сердце и сосуды пульсируют, внутренние органы, подобно мастерским, исполняют каждый свою работу", он пришел к выводу о том, что функции души следует ограничить психическими способностями. Он назвал причиной широкого понимания функций души, включающего в их число и чисто телесные процессы, неосведомленность древних философов.На смену идее души с исторической необходимостью пришло понятие о психике как предмете психологии. Критерий психического процесса в отличие от телесных ввел в ХVII в. Р. Декарт. Этим критерием он назвал сознание. Тем самым психология стала развиваться в рамках философских учений о сознании. В этом контексте возникли фундаментальные проблемы. Первой из них стала проблема места сознания в бытии, его соотношения с миром материальных тел - психофизическая проблема. От Декарта идет их резкое противопоставление, которое в его системе приобрело форму учения о двух противоположных субстанциях: одной духовной, мыслящей, нематериальной - для ее обозначения Декарт сохраняет понятие души, и другой телесной, протяженной - ее Декарт называет телом. Их абсолютная разнородность составляет сущность декартовского дуализма, который на века определил направление разработки психологических проблем. Важнейшими из них стали проблема метода исследования сознания - им была провозглашена интроспекция. Дж. Локк сформулировал задачу изучения происхождения сознания и задал эмпирическое направление ее решения: в сознании нет врожденных содержаний, оно складывается в опыте. Самый опыт он раскалывает на две формы: внешний - его источником являются ощущения, и внутренний - его источником являются "внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем... называя первый источник ощущением, я называю второй рефлексией, потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя". В противоположность сенсуалистическим эмпирическим идеям Локка Г. Лейбниц развивает рационалистический взгляд на природу сознания, приписывая ему некоторые врожденные истины, а также склонности, предрасположения и т.п. Он также указывает на активную природу сознания, которую он обозначает понятием апперцепция. Для объяснения важнейшего факта душевной жизни и сознания - ее связности - Локк вводит понятие ассоциации идей. На его основе возникает ассоциативная психология, варианты которой составили основное содержание развития психологии в ХIХ в. Возникнув на основе механистического естествознания ХVII в., она обнаружила свою несостоятельность под влиянием успехов биологии, и прежде всего эволюционной теории Ч. Дарвина и эволюционных идей Г. Спенсера. Введение идеи адаптивной роли психики в поведении по-новому поставили задачи ее изучения и привели сначала к появлению функционализма с его требованием изучать психику в ее полезной функции, а затем к отказу от изучения психики - в бихевиоризме. Возникает бихевиоризм и поведение как предмет исследования, который пришел на смену сознания. Менее радикальными, но очень значительными были такие повороты в развитии учения о сознании как отказ от отождествления психики с сознанием и указание на глубинное строение психики с ее бессознательной областью - эта идея получила развитие у разных авторов, начиная от Лейбница, но свою фундаментальную разработку получило в психоанализе З. Фрейда и близких к нему направлениях. Также продуктивной явилась попытка не ограничиваться в изучении сознания контекстом его отношений по преимуществу только с миром природы, и понять его как продукт социально-исторического развития. Возникла проблема социальной обусловленности психики человека, которая получила мощное развитие в психологии ХХ в.Бегло очерченные некоторые важнейшие повороты на пути развития научной психологической мысли были объективно обусловлены историческими причинами. С каждым из них связаны важные открытия, они сохраняют свое значение - имеют исторический смысл, являются, по словам Л.С. Выготского, шагом к истине. Ни одна из попыток прошлого не может быть отброшена в том числе и потому, что пока еще психология не приблизилась к единому пониманию своей науки, и если это является ее целью, то, как проницательно замечал Г. Олпорт, "до ее достижения еще далеко". Признаем вместе с этим автором: "Хорошо, что существуют последователи Локка и Лейбница, позитивисты и персоналисты, фрейдисты и неофрейдисты, объективисты и феноменологи. Ни те, кто предпочитает модели (математические, животные, механические, психиатрические), ни те, кто их отвергает, не могут быть правы во всех деталях, но важно, что каждый может свободно выбрать собственный способ работы. Осуждения заслуживает только тот, кто хотел бы запереть все двери, кроме одной".