Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международная политика (Л. 11).doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
195.58 Кб
Скачать

4. На пути к новому мировому порядку

  • Глобализация и ее осознание

Крах административно-командного социализма в СССР и других странах Восточного блока означал окончание эры дли­тельного противостояния «Восток—Запад» и устранение полити­ческих и социально-экономических барьеров на пути интеграци­онных процессов в Европе и на планете в целом. Мир приблизился к однополюсной структуре, на центральную позицию в котором претендует единственная сверхдержава — США. На повестку дня в международной политике встал вопрос о новом мировом поряд­ке, представления о котором формируется под влиянием ускоря­ющегося примерно с 90-х годов процесса глобализации.

Хотя термин «глобализация» часто трактуется неоднозначно, обычно под ней понимается устранение административно-поли­тических барьеров в международном сотрудничестве, планетарное объединение финансовых рынков, общемировое циркулирование финансовых потоков, информации и технологий, интернациона­лизация, всеобщность конкуренции.

Уже сегодня можно с определенностью сказать, что в обозримом будущем глобализация способна радикально изменить не только экономическую, но и политическую, социальную и куль­турную жизнь мира.

Ускоряющийся процесс глобализации непосредственно повлиял на направленность политических исследований. После роспуска СССР и устранения фундаментального мирового конфликта «Во­сток — Запад» главное внимание теории международной полити­ки сконцентрировалось вокруг проблем глобализации и установ­ления нового мирового порядка. В новых исторических условиях границы между различными школами политической науки стали достаточно размытыми. Оценки ими явлений и перспектив разви­тия международных отношений уже четко не дифференцируются в зависимости от научных школ и свойственных им подходов.

Об­щим для всей теории международной политики является отказ от упрощенных подходов в объяснении междуна­родных событий. Современные направления в теории международной по­литики отличаются друг от друга главным образом в зависимости от того, каким интересам (власть, престиж, безопасность, благо­состояние и т.д.) и каким когнитивным или психологическим свой­ствам (рациональность, готовность к риску или боязнь его, нрав­ственные установки, особенности восприятия и т.д.) они отдают приоритет в объяснении действий ведущих акторов.

  • Каков будет новый мировой порядок?

Представители различных направле­ний в теории международной полити­ки по-разному оценивают процесс глобализации и его роль в установлении нового мирового порядка. Среди многообразных оценок и сценариев этого процесса можно выделить три главные точки зрения:

1. Оптимистическая позиция. Ее сторонники считают, что глоба­лизация создает материальные предпосылки для постепенного сбли­жения народов, выравнивания уровня их экономического и соци­ального развития, укрепления демократии, оптимизации процесса принятия решений.

Общность техники, технологий, предметов по­требления, развитие международного общения с помощью Интер­нет, СМИ и т.д. будет способствовать нарастанию у представителей различных наций элементов схожести в труде, одежде, пище, обра­зе жизни, политике, культуре, менталитете.

Из-за страха перед тер­роризмом и под угрозой обострения глобальных общечеловеческих проблем нации отдадут свои суверенные права международных организациям, которые наведут жесткий порядок и обеспечат планетар­ную стабильность.

Разум и интересы выживания, а также лидерство и стремле­ние к демократии единственной сверхдержавы — США помогут на­родам преодолеть вражду и недоверие. В результате всего этого чело­вечество впервые в истории предстанет как единое рационально организованное целое — «планетарная деревня».

2. Реалистическая позиция. Ее приверженцы ставят под сомне­ния оптимистические ожидания. Они считают, что за прошедшие тысячелетия природа человека не изменилась и человечество не выработало иммунитета против насилия и войн, которые стано­вятся все более разрушительными. Оснований для пессимизма у современного человечества ничуть не меньше, чем для оптимизма.

Мощь человеческого разума вполне может быть направлена не на созидание, а на разрушение достижений цивилизации, уродова­ние самой человеческой личности. Надежды на чудодейственное влияние мирового рынка также безосновательны. До сих пор ни рынок, ни дей­ствия США по отношению к странам, находящимся в орбите их глобальной политики (например, государствам Латинской Амери­ки), не помогли устранить массовую бедность и другие социальные пороки.

Нет никаких оснований надеяться, что в будущем дей­ствия глобалистов будут служить интересам всего человечества.

3. Пессимистическая позиция. Теоретики и политики этого на­правления не ограничиваются скепсисом «реалистов» относитель­но будущего, рассматривают его как исторический горизонт, на котором все более сгущаются тучи. Они трактуют глобализацию как инструмент скрытой реколонизации и эксплуатации, создания устойчивой систе­мы экономических, информационных, политических и иных от­ношений, позволяющим одним странам, и, прежде всего, США, получать различного рода выгоды за счет других.

Уже в обозримом будущем можно с уверенностью ожидать обо­стрения ряда глобальных проблем и конфликтов. Одна из таких проблем — углубление разрыва в экономическом развитии между Севером и Югом. Сегодня на наиболее бедные 20% населения пла­неты приходится всего 1% мирового внутреннего валового про­дукта, в то же время на жителей США, составляющих менее 5% населения Земли, приходится до трети мировых ресурсов и бо­гатств16. Растущее неравенство в мире не может предвещать ничего иного, кроме международных конфликтов.

Этому же способствует и обострение экологической и сырье­вой проблем. Если уровень потребления ресурсов у ныне экономи­чески отсталых стран приблизится к современному уровню США, то ожидаемое к 2050г. как минимум восьмимиллиардное населе­ние Земного шара не сможет существовать из-за нехватки продук­тов питания.

Процесс глобализации по модели, внедряемой США, ведет к тому, что важнейшие решения, касающиеся остальных наций, принимаются узкой группой никому не подконтрольных амери­канских и близких к ним других западных финансистов и медиократов (руководителей СМИ), а также связанных с ними полити­ков.

Обладание финансовыми, информационными и научными ресурсами позволяет новой мировой элите оказывать незаметное влияние на отдельные государства по принципу «тригтерного эф­фекта» или «акупунктуры», т.е. воздействуя на ключевые точки, определяющие развитие социальных процессов, вызывать нужные реакции, например с помощью кредитов и информационной под­держки сохранять у власти угодные правительства и, наоборот, требуя уплаты долгов и вводя экономические санкции, устранять с политической арены неугодных.

В результате такого рода дей­ствий при сохранении формальных демократических институтов реальная мировая власть становится авторитарной и даже — в слу­чае манипулирования массовым сознанием и поведением — тота­литарной.

Не следует ожидать ничего хорошего и от попыток США подо­рвать престиж и влияние единственного общемирового демокра­тического форума — ООН и присвоить себе роль мирового поли­цейского. Стремление утвердить монополярную структуру мира во главе с США рано или поздно вызовет мощное сопротивление со стороны остальных государств и прежде всего таких центров влия­ния, как ЕС, Китай, Индия и др. Все это чревато новыми мировы­ми катаклизмами.

Современная политическая наука не в состоянии однозначно предвидеть ход мирового развития. Каждая из рассмотренных выше позиций может оказаться в большей или меньшей степени реали­зованной.

Практическое осуществление прогнозов во многом за­висит от демократического или же авторитарного структурирова­ния международных отношений. Демократическая структура меж­дународной политики предполагает полицентризм, наличие многих акторов и центров влияния, укрепление ООН и других трансна­циональных организаций. Авторитарная модель международной политики коррелирует с монополярностью и гегемонизмом. В ны­нешних условиях она выражается в стратегии — «Рах Аmericana» — устройства мира по-американски.

Любой сценарий мирового развития в XXI в. предполагает рас­ширение и углубление межнациональных связей, интенсифика­цию международной политики. А это означает повышение значи­мости для человечества политической науки. Если на протяжении многих веков и даже тысячелетий мировые процессы складыва­лись стихийно и теоретические разработки мало влияли на реальную политику, то в наши дни воздействие науки на международные отношения неуклонно возрастает.