Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА РУССКИХ КРЕСТЬЯН.doc
Скачиваний:
94
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
3.32 Mб
Скачать

1. Гаак, ф. 163, о. 1, n 214, л. 87.

2. Маслова Г.С. Народная одежа русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX вв. // Восточнославянс­кий этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и бе­лорусов в XIX - начале XX вв.- М., 1965.- С. 697, 698.

3. ГААК, ф. 163, о. 1, N 297, л. 6.

4. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода.- Спб., I860.- Т. 1.

- С. 43, 62, 79.

5. Лилеев М.И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и Стародубье XVII - XVIII вв.- Киев, 189Э:

-С.127.

6. Гиляровская Н. Русский исторический костюм для сцены. Киевская и Московская Русь.- М., Л.- 1945.

- С. 65. ,

7. Отдел рукописей ГМЭ, ф. 2, о. 1, N 164, л. 10.

8. ГААК, ф. 163, о. 1, N 214, л. 31.

9. Отдел рукописей ГМЭ, ф. 1, о. 2, N 55, л. 17, 18.

10. Собрание книг Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, "Родословие", ЫД9/71 -г., л. 101.

11. Фальк И.П. Полное собрание "ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академией Наук по предложению ее президента. Записки путешественника Академика Фалька.- Спб., 1824.-Т. 6.- С. 499.

12. Новоселов А.Е. У старообрядцев Алтая // Беловодье.- Иркутск, 1981.- С. 60.

13. Собрание постановлений по части раскола...- С. 117.

14. Швецова М.В. "Поляки" Змеиногорского округа // Зап. ЗСО РГО.- 1899.- Кн. XXVI.- С. 30.

15. Русакова Л.М., Фурсова Е.Ф. Верхняя одежда русского населения Алтая в XIX - начале XX вв. // Этни­ческие культуры Сибири. Проблемы эволюции и контактов.- Новосибирск, 1985.- С.115.

16. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX - начала XX вв. // Русские. Историко-этнографический атлас.- М., 1967.- С. 249.

17. Швецов С.П. Чуйский торговый путь в Монголию и его значение для Горного Алтая.- Барнаул, 1898. -С. 2.

18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М., 1979.- Т. 2.- С. 231.

19. ГААК, ф. 163, о. 1, N 214, л. 28.

20. Ядринцев Н.М. Раскольничьи общины на границе Китая // Сибирский сборник.- 1886.- С. 44.

21. Drygas I. Wspomnienia chlopa-powstanca z 1863 г.- Krakow, 1913.- S. 68, 69.

22. Гуляев С.И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские губ. вед.- 1845.- N 30.

Рис. 138. Бисерные гайтаны: д. Язовая Верх-Бухтарминской волости, ОГОИЛМ 2220 (слева);

д. Черемшанка Риддерской волости, ОГОИЛМ 2237 (справа).

Рис. 139. Гайтан из стекляруса, Верх-Бухтарминская волость, ОГОИЛМ 2237.

Рис. 140. Круглые в сечении гайтаны:

а - с. Кондратьево Бухтарминской волости. ОГОИЛМ 2236;

б - оттуда же. ОГОИЛМ 2232.

УКРАШЕНИЯ

Н°

ависные украшения органично дополня-L ли праздничные наряды русского насе­ления Верхнего Приобья (шейные тесемки, оже­релья, а также бусы, серьги, кольца и т.д.). Ук­рашения более скромного вида присутствовали и в одежде повседневного назначения. Низаные бисером или плетеные тесемки -гайтаны, на которых повсеместно носили крест, ушекопку, входили в костюмы девушек, женщин и мужчин. Во второй половине XIX в. в южных районах Ал­тайского округа еще встречался архаичный спо­соб ношения гайтанов поверх рубах, но более рас­пространенным был обычай их прятать. В раз­ных районах бытовали различные традиции изготовления гайтанов. В селах Северного Ал­тая, в Барнаульском уезде в середине XIX в. крестьяне носили кресты на черных шелковых, в виде косички, тесемках или бисерных подни­зях. Некоторые старожилы этих мест также вспо­минают, что для этих целей женщины плели и узорные шнуры из разноцветных хлопчатобу­мажных ниток. В южных старообрядческих се­лах было принято носить колоритные бисерные низки с узорами в виде ромбов, крестов (рис. 138, 139). Из верх-бухтарминских гайтанов выделя­ются особо декоративные: шириной 4 - 6 см, дли­ной примерно 70 см. Их чаще носили женщины. Менее яркие, похожие на шнур, диаметром 0,5 см были, в основном, принадлежностью муж­ского костюма. Основной мотив узоров женских гайтанов - кресты, свастика. Низанье осущес­твлялось бисером или стеклярусом белого, чер­ного, зеленого, синего, желтого и других цветов. Края обшивали плетеными тесьмами -плетеш-ками из шерсти, шелка. В месте соединения низок помещали стеклянные бусинки, камеш­ки, которые через просверленную дырочку про­девались на плетешок. В мужских гайтанах би­серинки собраны на нитки и соединены между собой так, что получалась круглая в сечении низка (рис. 140). Орнамент выполнялся вкруго­вую, в основном в виде ромбов из бисера разных расцветок. Люди победнее носили кресты на плетеных из льняной пряжи шнурках -тарач-ках. Уймонские старообрядцы, которые, по мне­нию С.П. Швецова, заимствовали бисерные гай­таны у бухтарминцев, называли последние еще

подцепками. В начале XX в. наиболее старыми подцепками считались низаные мелким бисе­ром.

Повсеместно в Алтайском округе на праздни­ки, на вечорки крестьянки носили бусы из бисе­ра, янтаря, плодов марьиных кореньев, а также форфоровые, стеклянные. Большую склонность к богатым нагрудным украшениям имели "пол­ячки", бухтарминские и бердские старообрядки и их родственницы, вышедшие замуж "на Уй-мон". О "поляцких" украшениях М.В. Швецова писала так: "Бисера", т.е. ожерелья очень раз­нообразны, начиная от золотых и серебряных монет до дешевеньких стеклянных бус..." [I]. Со­хранившиеся до настоящего времени стеклян­ные бусы включали бусинки форм шара, цилин­дра, раковины, соединенные основаниями воро­нок. Имело место также соединение в одной низке бусинок разных форм. Большое количес­тво поднизей считалось красивым: на праздни­ки иные модницы надевали по 5 - 8 штукбисе-ров, янтарей так, что они спадали до самого по­яса. Любопытную особенность в названии крупных янтарных бус -восковые бисера - отме­чала Н.П. Гринкова у бухтарминок. Этот старый термин, именовавший смолу воском, подчерки­вает само происхождения янтаря [2]. Крупные янтарные, хрустальные, стеклянные бисера в количестве до 4-х ниток дополнялись 16 - 20-ю мелкими черными бисерными низками, которые закрывали, практически, всю шею. Эти украше­ния надевались и на верхнюю одежду. На Уй-моне бисера/я/, илицепочки стеклянные, камен­ные, бисерные носили не только девушки и жен­щины, но иногда даже мальчики. Тем не менее старики смотрели на бисера как на нечто "гре­ховное", чего не следовало допускать. Но увле­ченность "греховным" была настолько велика, что эти цепочки не снимали даже в бане. Если сравнивать бусы девушек и замужних женщин, то у первых они были более скромными и включали 1 - 4 низки бисером, как нам встре­тилось, черного и белого цветов. По описаниям С.П. Швецова, женские украшения, как прави­ло, включают 4 - 8 частей, к примеру: "... 6 ниток бисер черный и белый, мелкий и две нитки бе­лых каменных - все это составляет одно целое".

Рис. 141. Ряска, низанная синим, зеленым, желтым стеклярусом, д. Белая Верх-Бухтарминской волости. ОГОИЛМ 2243.

Рис. 142. Ряска из сине-белого стекляруса, бисера, бус, Верх-Бухтарминская волость. ГМЭ 5158-7.

По мнению собирателя, такая комбинация уй-монских бус наиболее встречаема [3].

Среди части "поляцких", бухтарминских, бер-дских и уймонских женщин в середине - второй половине XIX в. была распространена старая форма нагрудных украшений-ряска (рис. 141,142). Несмотря на то, что крестьянки называлиее ряс-

Рис. 143. Серебрянные серьги. (См. Щербик Г.А.Коллекция крестьянской одежды в фондах Восточ­но-Казахстанского историко-краеведческого музей // Историко-культурные процессы у русских...- С. 232).

ка хрустальная, она представляла собой низку бисером или стеклярусом, имела вид круглой пелерины, закрывавшей плечи и верхнюю часть груди (внутренний диаметр около 140 мм, внеш­ний - 280 мм); одевалась вместе с бисерами по­верх рубахи. Стеклярус, бисер разных цветов собирали сеточкой; при этом образовывались

геометрические узоры. Внутренний, прилегаю­щий к шее, край обшивали плетеными тесьма-ми, как нам встретилось, красного и оранжевого цветов. Наружные края были оформлены либо крестиками из стекляруса, либо бусинками, би­сером. Орнамент рясок всегда достаточно одно­образен - половинки ромбов, концентрические ромбы, кресты и т.д. Подобные нагрудные укра­шения в костюме свидетельствуют о наличии в составе старожильческого населения южнорус­ских переселенок, с которыми связывается и бытование поневного комплекса.

Весьма популярны были и серьги из драго­ценных (золото, серебро) и прочих (медь) метал­лов, которые покупали или изготавливали мас­тера из крестьян. Чаще всего их делали в виде достаточно крупных колец(дутыми, плескат-ными, с гребешком) или продолговатыми с длин­ными подвесками, с использованием цветных стекол (рис. 143). Щеголихи носили одновремен­но по двое серег - и круглые, и длинные. У бух-тарминских и уймонских женщин отмечено бытование серег казахской работы, резной и че­канной техники, а также китайские серьги с под­весками. Вообще же у старообрядцев, несмотря на их любовь к богатым украшениям, ношение серег, как и бус, не приветствовалось правовер­ными стариками. С.П. Швецов в отношении се­рег уймонок сообщил, что "... с религиозной точ­ки зрения... носить их грех, собственно прока­лывать уши считается растлением тела".

Кое-где нам встретилось упоминание о быто­вании гусиных пушков. В изучаемое время их готовили из гусиного пуха, который валяли в муке. После одно-двухдневной просушки скатан­ного комочка, надевавшегося в этом случае на острые иглы, пушки "распускались", т.е. увели­чивались в размерах. Их нанизывали на сереб­ряные, золотые или другие серьги. Могли носить и одни, на нитке, продергивая ее в отверстия мочки или обматывая вокруг уха. Выше уже от­мечалось распространение украшений в виде перьев домашних птиц (обычно селезня) -косич­ки, кудри. Девушки подтыкали их спереди под шаль таким образом, что они напоминали "дам­скую челку".

Цветами любили украшаться все. " Главным украшением являются цветы, преимуществен­но живые, но за недостатком их и искусствен­

ные, - писала М.В. Швецова. - Их носят и муж­чины, и женщины на головных уборах и пояс­ках, благодаря чему "хоровод", как здесь назы­вают собирающуюся на игрища толпу молодежи, парней и девушек, кажется живым, движущим­ся цветником: цветы на головах, миловидные цветущие лица девушек, яркие колера одежды - все это гармонирует одно с другим и не режет глаз, составляя художественное целое с зеленой лужайкой, залитой горячим светом почти южно­го солнца" [4]. Не отставали и бухтарминские женщины - обычны были украшение головных уборов цветами огоньков - "жарков", марьиных кореньев.

Следует отметить, что обычай носить гайта­ны, серьги не исключал мужчин, точно также, как украшение пальцев кольцами. На полянку молодые люди старались надевать по несколь­ку колечек, подаренных им на вечер сердечно расположенными девушками. Видимо, смысл этой традиции был аналогичен украшениям не­сколькими поясками, шалями и т.д., т.е. имел цель лучше познакомить молодежь, привлечь к себе внимание, в известной степени информи­ровать о состоятельности. Не исключено, что по этой причине, практически, у каждой девушки имелись перстни и колечки - "разве какая из бедных решиться выйти на игрище без колец на пальцах". Обязательно дополняли колечки кос­тюм и у замужних женщин. Поверхность колец была гладкой или с узорными насечками; пер­стни были медными или стальными с серебря­ными накладками. В меньшей степени исполь­зовались браслеты, броши, на которые, по воз­можности, могли застегивать ворота рубашек. "Полячки" и бухтарминские старообрядки нака­лывали броши и на головные повязки-шали.

Архаичная традиция дополнения костюма многоцветными украшениями особенно замет­на в мужской одежде. Во многих селах на Алтае молодые люди в свободное время для прогулок втыкали за околыш шляпы перья, какой-либо яркий цветок или просто конфетную бумажку. Вместе с тем, Гагемейстер и другие исследова­тели указывали на особую щеголеватость обли­ка бухтарминских старообрядцев. На шее они повязывалибарсовые платки из шелка пестрых расцветок, большей частью желтых с черным или красным узором.

Литература к главе 'Украшения".