Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
18-11-2012_21-55-00 / O_Yu_Lugovoy_MIKROEKONOMIKA / Глава 17. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.doc
Скачиваний:
57
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
93.18 Кб
Скачать

17.2.3 Общественные блага

Еще одна важная причина государственного вмешатель­ства — неспособность рыночной организации предложить общественные блага.

Ранее мы полагали: оптимизация распределения ресурсов и потребительских благ, доходов и расходов осуществляется однозначным способом — в форме товарно-денежного обме­на. Исключительным признаком отбора производственных и потребительских предпочтений является цена. Следовательно, рыночный обмен обеспечивает оптимум благосостояния лишь непосредственным его участникам (продавцам и покупателям) и только относительно такой категории благ, как товары.

Таким образом, объект рыночного обмена — блага (товары и услуги), распределение которых происходит со­гласно принципам исключения и конкуренции. Необходи­мость покупки товара исключает доступ к его потреблению тем, кто неспособен его оплатить; это отношение называется исключением доступности потребления. При этом блага явля­ются делимыми — доступными для индивидуального потреб­ления. Потребление единицы товара одним субъектом препят­ствует его потреблению другими; это отношение называется конкуренцией в потреблении.

Однако по поводу ряда благ исключение и состязание не возникают, в силу чего их называют общественными благами. Ограничение в их пользовании отсутствует потому, что они, будучи доступны одному субъекту, одновременно доступны и другим. Конкуренция отсутствует из-за того, что потребление одним субъектом не препятствует потреблению другим. Осо­бенность общественных благ состоит в том, что их потребле­ние может быть только совместным и равным: чем больше достается одному домохозяйству, тем больше — любому дру­гому.

Почему подобные блага не предлагаются к продаже? При наличии данного блага ограничить доступ к нему невоз­можно. Значит, оно может потребляться бесплатно. Как след­ствие, спроса на общественное благо не существует. Очевид­но, что фирмы при отсутствии спроса (расходов потребите­лей) производить это благо не будут. Вместе с тем, бюджет отдельного индивида не может спровоцировать предложение общественных благ. Таким образом, рыночный способ не мо­жет побудить потребителей обнаружить свои предпочтения относительно данного рода блага.

При рыночном равновесии общественные блага вообще не предоставляются: если каждый может бесплатно получать выгоду от потребления этих благ, никто не заинтересован в их оплате. Соответственно в этом смысле рыночное хозяйство не является оптимальным.

Классический пример общественных благ — националь­ная оборона. Доступ к этому благу неограничен потому, что, будучи предоставлено одному, оно одновременно доступно и другим. По отношению к нему не возникает конкуренции в потреблении, так как его потребление одними не может пре­пятствовать потреблению других.

Предоставление государством общественных благ не предполагает, таким образом, возникновения по отношению к ним спроса; исключает в качестве отборочного признака цену, замещая ее другими признаками, прежде всего степенью нуждаемости. Предоставление данных благ — это нерыноч­ный способ распределения, а именно распределение по неце­новым признакам.

Однако в чистом виде общественные блага встречаются редко. Основной их разновидностью являются квазиобщест­венные блага — блага, по поводу которых возможны ограни­ченные исключение и конкуренция; эти блага не являются ни чисто общественными, ни чисто товарами. В первом случае они могут предлагаться и частными субъектами. Однако их объем может быть недостаточным из-за недоступности для ИНДИВИДОВс низкими доходами. Поэтому эти блага предлагаются (или их количество и качество регулируются) государством. Примерами таких благ могут служить образователь­ные и медицинские услуги. В частности, выгода от потребле­ния образовательных услуг в значительной мере является ин­дивидуальной и делимой. (Хотя определенный общественный эффект в косвенной форме — через рост производства вслед­ствие повышения качества труда — присваивается теми, кто непосредственно образовательные услуги не покупает.)

Во втором случае ограниченные общественные блага предоставляются без непосредственной их оплаты. Однако их потребление имеет не коллективный, а индивидуальный ха­рактер. Примером тому — услуги органов общественного правопорядка. Обеспечивая безопасность в общественных местах, эти учреждения предоставляют общественное благо. Вместе с тем, расследуя каждое конкретное преступление, они предоставляет услугу конкретному субъекту (потерпевшему).

Одновременное предоставление государством и предло­жение на рынке квазиобщественных благ означает, что способ их распределения является комбинированным: используются неценовой и ценовой критерии отбора. Поскольку предостав­ление этой разновидности благ (например, образовательных услуг) дает преимущество одним субъектам перед другими, оно представляет собой перераспределение доходов и благ между индивидами. Заметим, что распределение и перерас­пределение конкурируют друг с другом. При этом, чем меньше влияние цены блага на поведение покупателей и продав­цов, тем в большей степени рыночное распределение дополня­ется (а нередко и замещается) нерыночным перераспределени­ем.

В отношении общественных благ государство использует различные (прямые и косвенные) методы. Прямое регулиро­вание имеет место, когда государство (в лице государствен­ных предприятий) непосредственно осуществляет их произ­водство, порой выступая в качестве монополиста, либо фор­мирует государственные заказы частному сектору на произ­водство этих благ. Косвенное регулирование осуществляется в форме предоставления негосударственным предприятиям суб­сидий, льготных кредитов, налоговых льгот, поощряющих эти предприятия к увеличению объема предложения квазиоб­щественных благ.

Существует представление, согласно которому основная проблема в связи с предоставлением общественных благ — поиск метода определения эффективных структуры и количе­ства этих благ. Считается, что его необходимость обусловлена как ограниченностью в каждый данный момент ресурсов, так и конкуренцией целей хозяйствующих субъектов. Поиск дан­ного метода осложняется двумя обстоятельствами: 1) разли­чием оценок индивидов полезности общественных благ; 2) отсутствием меры настоятельности общественных благ, обусловленной их нетоварной формой; они не являются объ­ектом купли-продажи, не имеют цены, и отношения, связан­ные с их потреблением, непосредственно не выражаются в расходах индивида.

Однако сама постановка этой проблемы сомнительна. Действительно, рыночный критерий цены не позволяет опре­делить оптимальное количество общественных благ. Вместе с тем и предоставление государством этих благ не может быть оптимизировано, так как данное (оптимальное) количествен­ное ограничение равнозначно ценовому ограничению и тем самым допускает возможность оптимизации их количества с помощью системы цен. Следовательно, оптимизация общест­венного благосостояния принципиально невозможна.