
17.2.3 Общественные блага
Еще одна важная причина государственного вмешательства — неспособность рыночной организации предложить общественные блага.
Ранее мы полагали: оптимизация распределения ресурсов и потребительских благ, доходов и расходов осуществляется однозначным способом — в форме товарно-денежного обмена. Исключительным признаком отбора производственных и потребительских предпочтений является цена. Следовательно, рыночный обмен обеспечивает оптимум благосостояния лишь непосредственным его участникам (продавцам и покупателям) и только относительно такой категории благ, как товары.
Таким образом, объект рыночного обмена — блага (товары и услуги), распределение которых происходит согласно принципам исключения и конкуренции. Необходимость покупки товара исключает доступ к его потреблению тем, кто неспособен его оплатить; это отношение называется исключением доступности потребления. При этом блага являются делимыми — доступными для индивидуального потребления. Потребление единицы товара одним субъектом препятствует его потреблению другими; это отношение называется конкуренцией в потреблении.
Однако по поводу ряда благ исключение и состязание не возникают, в силу чего их называют общественными благами. Ограничение в их пользовании отсутствует потому, что они, будучи доступны одному субъекту, одновременно доступны и другим. Конкуренция отсутствует из-за того, что потребление одним субъектом не препятствует потреблению другим. Особенность общественных благ состоит в том, что их потребление может быть только совместным и равным: чем больше достается одному домохозяйству, тем больше — любому другому.
Почему подобные блага не предлагаются к продаже? При наличии данного блага ограничить доступ к нему невозможно. Значит, оно может потребляться бесплатно. Как следствие, спроса на общественное благо не существует. Очевидно, что фирмы при отсутствии спроса (расходов потребителей) производить это благо не будут. Вместе с тем, бюджет отдельного индивида не может спровоцировать предложение общественных благ. Таким образом, рыночный способ не может побудить потребителей обнаружить свои предпочтения относительно данного рода блага.
При рыночном равновесии общественные блага вообще не предоставляются: если каждый может бесплатно получать выгоду от потребления этих благ, никто не заинтересован в их оплате. Соответственно в этом смысле рыночное хозяйство не является оптимальным.
Классический пример общественных благ — национальная оборона. Доступ к этому благу неограничен потому, что, будучи предоставлено одному, оно одновременно доступно и другим. По отношению к нему не возникает конкуренции в потреблении, так как его потребление одними не может препятствовать потреблению других.
Предоставление государством общественных благ не предполагает, таким образом, возникновения по отношению к ним спроса; исключает в качестве отборочного признака цену, замещая ее другими признаками, прежде всего степенью нуждаемости. Предоставление данных благ — это нерыночный способ распределения, а именно распределение по неценовым признакам.
Однако в чистом виде общественные блага встречаются редко. Основной их разновидностью являются квазиобщественные блага — блага, по поводу которых возможны ограниченные исключение и конкуренция; эти блага не являются ни чисто общественными, ни чисто товарами. В первом случае они могут предлагаться и частными субъектами. Однако их объем может быть недостаточным из-за недоступности для ИНДИВИДОВс низкими доходами. Поэтому эти блага предлагаются (или их количество и качество регулируются) государством. Примерами таких благ могут служить образовательные и медицинские услуги. В частности, выгода от потребления образовательных услуг в значительной мере является индивидуальной и делимой. (Хотя определенный общественный эффект в косвенной форме — через рост производства вследствие повышения качества труда — присваивается теми, кто непосредственно образовательные услуги не покупает.)
Во втором случае ограниченные общественные блага предоставляются без непосредственной их оплаты. Однако их потребление имеет не коллективный, а индивидуальный характер. Примером тому — услуги органов общественного правопорядка. Обеспечивая безопасность в общественных местах, эти учреждения предоставляют общественное благо. Вместе с тем, расследуя каждое конкретное преступление, они предоставляет услугу конкретному субъекту (потерпевшему).
Одновременное предоставление государством и предложение на рынке квазиобщественных благ означает, что способ их распределения является комбинированным: используются неценовой и ценовой критерии отбора. Поскольку предоставление этой разновидности благ (например, образовательных услуг) дает преимущество одним субъектам перед другими, оно представляет собой перераспределение доходов и благ между индивидами. Заметим, что распределение и перераспределение конкурируют друг с другом. При этом, чем меньше влияние цены блага на поведение покупателей и продавцов, тем в большей степени рыночное распределение дополняется (а нередко и замещается) нерыночным перераспределением.
В отношении общественных благ государство использует различные (прямые и косвенные) методы. Прямое регулирование имеет место, когда государство (в лице государственных предприятий) непосредственно осуществляет их производство, порой выступая в качестве монополиста, либо формирует государственные заказы частному сектору на производство этих благ. Косвенное регулирование осуществляется в форме предоставления негосударственным предприятиям субсидий, льготных кредитов, налоговых льгот, поощряющих эти предприятия к увеличению объема предложения квазиобщественных благ.
Существует представление, согласно которому основная проблема в связи с предоставлением общественных благ — поиск метода определения эффективных структуры и количества этих благ. Считается, что его необходимость обусловлена как ограниченностью в каждый данный момент ресурсов, так и конкуренцией целей хозяйствующих субъектов. Поиск данного метода осложняется двумя обстоятельствами: 1) различием оценок индивидов полезности общественных благ; 2) отсутствием меры настоятельности общественных благ, обусловленной их нетоварной формой; они не являются объектом купли-продажи, не имеют цены, и отношения, связанные с их потреблением, непосредственно не выражаются в расходах индивида.
Однако сама постановка этой проблемы сомнительна. Действительно, рыночный критерий цены не позволяет определить оптимальное количество общественных благ. Вместе с тем и предоставление государством этих благ не может быть оптимизировано, так как данное (оптимальное) количественное ограничение равнозначно ценовому ограничению и тем самым допускает возможность оптимизации их количества с помощью системы цен. Следовательно, оптимизация общественного благосостояния принципиально невозможна.