Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичка по биоэтике.doc
Скачиваний:
2443
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
1.2 Mб
Скачать

5 Этап – этап биоэтики.

На этом этапе возрастает общественная роль врача, а морально-этическое регулирование поведение врача обретает статус международных соглашений. Происходит это после второй мировой войны, когда злодеяния врачей фашистов и Нюрнбергский процесс заставили мировое сообщество задуматься о создании международных кодексов этики. Итогом процесса над врачами-нацистами стал первый международный этический документ – НЮРНБЕРГСКИЙ КОДЕКС (1947), ставший основой для принятия «Всеобщей декларации прав человека» (1949) и зарождения международного движения в защиту прав человека.

Главным положением Нюрнбергского кодекса являются 10 пунктов в защиту прав субъектов медицинских исследований.

1. Абсолютно необходимым условием проведения эксперимента на человеке является добровольное согласие последнего.

Это означает, что лицо, вовлекаемое в эксперимент в качестве испытуемого, должно иметь законное право давать такое согласие; иметь возможность осуществлять свободный выбор и не испытывать на себе влияние каких-либо элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм давления или принуждения; обладать знаниями, достаточными для того, чтобы понять суть эксперимента и принять осознанное решение. Последнее требует, чтобы до принятия утвердительного решения о возможности своего участия в том или ином эксперименте испытуемый был информирован о характере, продолжительности и цели данного эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте. Обязанность и ответственность за выяснение качества полученного согласия лежит на каждом, кто инициирует, руководит или занимается проведением данного эксперимента. Это персональная обязанность и ответственность каждого такого лица, которая не может быть

безнаказанно переложена на другое лицо.

2. Эксперимент должен приносить обществу положительные результаты, недостижимые другими методами или способами исследования; он не должен носить случайный, необязательный по своей сути характер.

3. Эксперимент должен основываться на данных, полученных в лабораторных исследованиях на животных, знании истории развития данного заболевания или других изучаемых проблем. Его проведение должно быть так организовано, чтобы ожидаемые результаты оправдывали сам факт его проведения.

4. При проведении эксперимента необходимо избегать всех излишних физических и психических страданий и повреждений.

5. Ни один эксперимент не должен проводиться в случае, если «a priori» есть основания предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения испытуемого; исключением, возможно, могут являться случаи, когда врачи-исследователи выступают в качестве испытуемых при проведении своих экспериментов.

6. Степень риска, связанного с проведением эксперимента, никогда не должна превышать гуманитарной важности проблемы, на решение которой направлен данный эксперимент.

7. Эксперименту должна предшествовать соответствующая подготовка, и его проведение должно быть обеспечено оборудованием, необходимым для защиты испытуемого от малейшей возможности ранения, инвалидности или смерти.

8. Эксперимент должен проводиться только лицами, имеющими научную квалификацию. На всех стадиях эксперимента от тех, кто проводит его или занят в нем, требуется максимум внимания и профессионализма.

9. В ходе проведения эксперимента испытуемый должен иметь возможность остановить его, если, по его мнению, его физическое или психическое состояние делает невозможным продолжение эксперимента.

10. В ходе эксперимента исследователь, отвечающий за его проведение, должен быть готов прекратить его на любой стадии, если профессиональные соображения, добросовестность и осторожность в суждениях, требуемые от него, дают основания полагать, что продолжение эксперимента может привести к ранению, инвалидности или смерти испытуемого.

В 1947 году создана «Всемирная медицинская ассоциация» (ВМА), неправительственная международная организация, финансируемая добровольными национальными медицинскими ассоциациями (этим она отличается от Всемирной организации здравоохранения), в основу деятельности которой положены этические принципы. Это не политическая организация, в нее входят врачи разделяющие одни и же идеалы и одну и ту же ответственность. ВМА борется за предоставление наилучшей медицинской помощи каждому независимо от расы, убеждений, взглядов и социального положения.

В 1948 году в Женеве второй сессией ВМА принята Клятва Гиппократа ХХ века (Женевская декларация), а в 1949 г. – Международный кодекс медицинской этики. Документы, принимаемые ВМА, имеют для медицинских ассоциаций стран, входящих в нее, обязательный характер.

На этапе биоэтики происходит также соединение медицины, этики и этики окружающей среды во всемирном масштабе для целей выживания человечества – экоэтика.

До сих пор в обычном, привычном для нас времени, в котором мы живем, человек располагал свободой выбора между добром и злом. Но с появлением учения о биосфере (Вернадский) впервые возникла реальная, а не иллюзорная обратная связь между нравственным выбором человека, то есть его выбором между добром и злом, и обратным воздействием на человека результатов его выбора. Причем, если в прежние времена «контролером нравственности» была лишь совесть человека, то теперь им становится нечто объективное – биосфера. Да, апокалипсис может наступить за «наши прегрешения», скажем, такие, как ядерная или экологическая беспечность. Научно-технический прогресс сопровождается духовным и нравственным одичанием человечества. Осознание последствий экологических катастроф и угрозы гибели цивилизации заставляет признать, что нравственность является такой же огромной силой, как и знание. Неоценимая заслуга в этом осознании принадлежит академику А.Д. Сахарову. Он одним из первых осознал принципиально новую ситуацию – свобода выбора между добром и злом имеет реальные пределы.

Все началось с работы над новым оружием, которое должно было защитить Отечество от военной угрозы. Но уже в тот момент, когда генералы потирали руки от удовольствия, наблюдая взрыв 100-мегатонной бомбы на Новой Земле, Сахаров понял: родилось чудовище, применение которого бессмысленно даже в интересах обороны, ибо оно способно погубить все человечество. Об этом он тотчас и написал Хрущеву.

Так, с 1961 года академик, обласканный и награжденный всеми высшими правительственными наградами, вступил в схватку с сильными мира сего, требуя прекращения ядерных испытаний. Что двигало этим человеком? Честолюбие, упрямство? Нет. Высокое нравственное чувство, в основе которого были знания и интуиция ученого – предчувствие возможной ядерной катастрофы, о которой отечественные и зарубежные ученые, политики и деятели культуры заговорили лишь спустя десятилетие.

Корень зла – в отчуждении знания от морали, которое вершится бездушной машиной административно-командного управления. В такой системе ученый просто лишен всяких прав на нравственную ответственность.

Сахаров раньше других осознал, что ядерное оружие породило возможность «тотального зла», когда за деяния одного человека или группы людей расплачивается человечество, причем самой дорогой ценой – ценой самоуничтожения, так как поставлена под угрозу созданная многими тысячелетиями хранительная для всего живого на Земле оболочка – биосфера. Именно такое понимание биосферы – хранительницы жизни, оказавшейся под угрозой разрушения, - стало тем фактором, который дал толчок формированию глобальной нравственности. Любое посягательство на «священную оболочку» влечет за собой неотвратимое возмездие.

По сути, А.Д. Сахаров хотел не так уж многого – права предостеречь человечество от трагической ошибки; права остановить производство им же порожденного ядерного монстра; права на борьбу за новую организацию и новую мораль человеческого сообщества, которое не может исповедовать мораль пещерного жителя, когда в руках его не дубинка, а водородная бомба.

Сахаров раньше, острее других почувствовал, что человечество вступило в новую эру и появилась необходимость в новом мышлении.

Вопрос о биосфере – ключевой в рождении нового мышления, глобальной нравственности. Советский академик Н. Моисеев, построив модель биосферы («Гею») и проверив на ней сценарий «ядерной ночи» американского ученого К. Сагана, смог в деталях описать картину возможной гибели нашей цивилизации, не прибегая к библейской мифологии. Так возник ограничитель зла, предостережение тем, кто готов выбрать зло вместо добра в отношениях с биосферой. Подобно бумерангу, зло, обращенное к биосфере, ударяет по человеку, его свершившему, а с ним и по всему человечеству. Такое зло обретает глобальный характер и требует глобальной нравственности.

Биоэтика служит для этического анализа всех новаций в области агрономии, животноводства, биологии, медицины.

6 этап - этап биомедицинской этики. Этот этап с начала 60-70-х годов и по настоящее время анализируется, в основном, с позиций этических проблем применения новых медицинских технологий и изменений в системе отношений «врач-пациент».

Сегодняшняя ситуация в медицине категорически отличается от той, что была ещё 20-30 лет назад, а тем более от тысячелетней давности, когда была написана Клятва Гиппократа. Основным отличием медицины сегодняшнего дня от прежних моделей организации здравоохранения является расширение прав больного и переход к сотрудничеству врача и пациента вместо бытовавшей в течение многих лет патерналистской традиции. Это выражение обозначает то, что больной был прежде практически лишён права голоса при обсуждении состояния своего здоровья и тех способов, которые использовались для его лечения, как некомпетентная инстанция. Непатерналистская концепция отношения «врач-больной» означает уважение моральной автономии личности, признание его этической компетентности в сотрудничестве с медиками.

Ещё одна особенность биоэтики, отличающей её от врачебной этики, - участие в обсуждении и решении многих проблем современной биологии лиц с немедицинским образованием: философов, юристов, теологов и даже политических деятелей.

Основные проблемы современной биомедицинской этики:

  1. Взаимоотношения врача и пациента. Права пациента. Модели взаимоотношения врач-пациент. Врачебная тайна.

  2. Право на жизнь и сопутствующие этому проблемы (проблема аборта, стерилизации, новых репродуктивных технологий и пр.)

  3. Моральная оценка таких проблемных ситуаций в медицине как «смерть мозга».

  4. Право на смерть (право умереть с достоинством). Эвтаназия (активная и пассивная). Самоубийство.

  5. Медико-биологические эксперименты на людях.

  6. Генетика, генно-инженерные технологии.

  7. Концепция социальной справедливости и политика в области здравоохранения.

  8. Моральные аспекты проведения экспериментов на животных

  9. Трансплантация органов и тканей.

  10. Этика в психиатрии, права душевнобольных.

  11. Отношение к больным СПИДом.

  12. Клонирование человека и животных.