Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
goyya1(1).doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
26.57 Mб
Скачать

47

Введение

1. Социокультурная характеристика испании в середине XVIII века

В середине XVIII века Испания и ее народ прозябали в запустении и нищете, ибо все богатство, вывозимое из американских колоний растрачивалось на внешние интриги. Достаточно сказать, что в столице страны Мадриде не существовало службы, занимающейся централизованной уборкой улиц, а улицы города в ночное время практически не освещались. В городах можно было найти полицейских, но в сельской местности, где дороги контролировались бандитами, о полиции никто и не слышал. В стране не существовало системы государственного образования, практически не проводилось сельскохозяйственных реформ, а промышленность и торговля остро нуждались в коренной перестройке.

Не стоит также забывать о церкви. Католицизм в Испании был не просто религией, это была могущественная сила в обществе, которую признавало большинство населения. Церковь являлась идеальной организацией, способной обеспечить сплочение общества и направить его по пути интеллектуального развития, с чем не могла справиться испанская корона. Но церковь не занималась такого рода деятельностью. Она лишь, благодаря деятельности инквизиции подавляла интеллектуальную жизнь в Испании. Ни один испанский ученый или художник не был уверен, что инквизиция не ворвется внезапно и не привлечет его к суду, где станут задавать вопросы не только относительно его работ, но и проверять, что именно он читает.

Аристократия приносила стране еще меньше пользы, чем церковь. Ничегонеделание являлось символом высокого положения в обществе, а любая полезная деятельность рассматривалась как измена своему классу. Наиболее могущественные аристократы освобождались от уплаты большинства налогов и исполнения воинской обязанности.

Короче говоря, Испания являла собой застойный, если не сказать деградирующий общественный организм.

Но не только политическое и экономическое положение страны были в упадке. Созданное в XVII веке для всего мира испанскими живописцами, Эль Греко, Рибера, Сурбараном, Веласкесом и Мурильо, записано золотыми буквами в истории искусства. Но уже в последней четверти этого века начинался упадок, продолжавшийся в течение большей части XVIII века. Бурбонские короли для расписывания своих дворцов пользовались преимущественно иностранными художниками. Фердинанд VI, основавший академию Сан Фернандо с целью сделать ее средоточием всех придворных художественных стремлений, пригласил к себе на службу в 1747 г. эклектика венецианца Якопо Амигони, а в 1753г. Коррадо Джаквинто; Карл III назначил в 1761 г. своими придворным живописцем саксонца Антона Рафаэля Менгса, а в 1762 г. чистейшего венецианца Джованни Батиста Тьеполо.

Рядом с ними, однако, были многие местные живописцы, расписывавшие преимущественно фресковой живописью церкви и писавшие алтари. В большинстве испанские художники подражали итальянской и французской традициям. Севильская школа, к которой принадлежат Алонсо Микель де Тобар и Бернардо Герман де Льоренте, впала в полное подражание менере Мкрильо. Барселонская школа дала незаурядного мастера в лице Антонио Вилодомата. Мадридскую школу, давшую в первой половине столетия Педро Родригеса Миранду, сильного пейзажиста, с истинно испанским особенным колоритом, оживило лишь основание академии. Из числа академиков имели влияние на современную живопись три брата Гонсалес Веласкес, причем Люис расписал довольно слабыми фресками купол мадридской церкви св. Марка, Александро прославился как архитектор и театральный живописец, а Антонио исполнил поверхностные купольные фрески капеллы дель Пилар в соборе того же имени в Сарагосе. Еще сильнее было влияние искусного эклектика, ученика Менгса и одного из столпов академии, Франсиско Байеу-и-Субиас, родом из Сарагосы, и Маривно Сальвадора Маэлья из Валенсии, последователь Менгса и Байеу. Наиболее выгодное впечатление из работ Байеу и Маэлья производят их фрески в галерее клуатра толедского собора.

В XVIII веке начинается сознательное и активное участие «большого» искусства в общественной и политической жизни. Критический реализм картин и гравюр Хогарта, английская политическая бытовая карикатура, картины Давида и графика Великой французской революции, изобразительные памфлетные иносказания серии «Капричос» Гойи — все это создавало новые возможности для прямого вторжения искусства в жизнь, нередко в ясных и недвусмысленных социальных целях. Это было время революций и войн, потрясавших Европу.

Во второй половине XVIII в. в Испании произошли перемены. Король Карл III из французской династии Бурбонов придерживался прогрессивных для своего времени взглядов. Его советники, пытаясь преобразовать страну в духе идей Просвещения, проводили реформы, ограничивавшие власть церкви. Студентов стали посылать учиться за границу. По французкому образцу была организована Испанскоя королевская академия, которая издавала журнал и выпускала словари с целью создания единого национального языка. Так закладывались основы испанского Просвещения, не достигшего своего расцвета, неполноценного, но вдохнувшего силы в интеллектуальное развитие общества.

В это время сформировался талант Франсиско Гойи, одного из самых выдающихся художников в истории не только испанского, но и мирового искусства. В его работах как в зеркале отразились все, что он видел и чувствовал, все те события, которые происходили в стране на протяжении более чем пятидесяти лет, - правление безвольного короля Карла IV, Вторжение войск Наполеона, национально-освободительная война, первая испанская революция…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]