Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bilety_istoria_1_1.docx
Скачиваний:
190
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
205.83 Кб
Скачать

33. Ссср в эпоху «Застоя» л.И. Брежнева: социально-экономическое и политическое развитие страны. Попытки реформ. Диссидентское движение.

Период с 1965 по 1985 г. был самым стабильным за все время существования Советского Союза. К этому времени относится достижение самого высокого уровня развития экономики социалистического типа. Отсутствие социальных потрясений, с одной стороны, и консервация основных элементов советской бюрократической системы – с другой, определяли характер эпохи, получившей позднее название «застойной».

Демографические данные подтверждают определенное повышение жизненного уровня в СССР за рассматриваемый период. Так, средняя продолжительность жизни выросла до 70 лет, быстро увеличивалось население страны (с 240 млн. в 1970 г. до 280 млн. человек в 1985 г.). При этом число горожан возросло со 136 до 180 млн. человек. Повысилось и потребление продуктов на душу населения, у большинства людей впервые появилась возможность приобретать в личное пользование автомобили, бытовую технику, вступать в жилищные кооперативы.

При этом налицо были и кризисные, негативные моменты. Приобретение большинства видов товаров и услуг было затруднено в силу их дефицита. Качественные вещи, особенно импортного производства, невозможно было приобрести в открытой продаже, это делалось либо путем записи в очередь, либо через знакомых, «по блату». Одна из причин такого положения – огромная доля военных статей в государственном бюджете страны (до 70 %). Большую часть экономики составлял военно‑промышленный комплекс, который требовал громадных расходов. В постоянном кризисе, несмотря на все предпринимаемые меры по поддержке колхозов, находилось сельское хозяйство. При огромной территории пахотных угодий Советский Союз был вынужден закупать зерно за рубежом. Отсутствие заинтересованности в результатах своего труда, уравнительная заработная плата на предприятиях вели к стагнации производства, сокращению темпов роста. Развитие экономики носило экстенсивный характер, Советский Союз оставался на индустриальном уровне развития. СССР все больше отставал от стран Запада, вступивших в новую, постиндустриальную, эпоху и делавших упор на энергосберегающие технологии, наукоемкие производства, увеличение роли образовательной сферы. Важно отметить также, что обеспечение приемлемого уровня жизни населения было достигнуто за счет распродажи природных богатств государства, в первую очередь сырьевых ресурсов. Благоприятная внешняя экономическая конъюнктура – повышение цен на нефть и газ на мировых рынках – позволила советской системе при всех недостатках плановой социалистической экономики просуществовать без крупных катаклизмов вплоть до второй половины 80‑х гг.

Диссиденты — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, существенно отличавшиеся от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из них подвергались преследованиям со стороны властей.

Также это совокупность движений, групп, текстов и индивидуальных поступков, разнородных и разнонаправленных по своим целям и задачам, но весьма близким по основным принципиальным установкам: ненасилие; гласность; реализация основных прав и свобод «явочным порядком»; требование соблюдения закона; по формам общественной активности: создание неподцензурных текстов; объединение в независимые (чаще всего — неполитические по своим целям) общественные ассоциации; изредка — публичные акции (демонстрации, распространение листовок, голодовки и пр.); и по используемому инструментарию: распространение литературных, научных, правозащитных, информационных и иных текстов через самиздат и западные масс-медиа; петиции, адресованные в советские официальные инстанции, и «открытые письма», обращённые к общественному мнению (отечественному и зарубежному); в конечном итоге петиции, как правило, также попадали в самиздат и/или публиковались за рубежом.

Особое место внутри диссидентского мира занимало правозащитное движение, которое объединило разрозненные проявления независимой гражданской и культурной инициативы в единое целое. Правозащитники создали единое информационное поле, поддерживавшееся самой диссидентской активностью, что радикально отличало ситуацию 1960-х — 1980-х от разрозненных попыток создать политическое подполье в 1950-е гг. С середины 1960-х по начало 1980-х гг. данное направление независимой гражданской активности абсолютно доминировало на общественной сцене.

Советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

Официальная пропаганда стремилась представить диссидентов агентами западных спецслужб, а диссидентство как своего рода профессиональную деятельность, которая щедро оплачивалась из-за рубежа.:D

Андропов в своём выступлении упоминал о проведённых КГБ «профилактических мероприятиях в отношении ряда лиц, вынашивавших враждебные политические намерения в форме злейшего национализма», а также о привлечении к уголовной ответственности «за откровенную антисоветскую деятельность» ряда националистов на Украине, в Литве, Латвии, Армении.

Некоторые диссиденты действительно получали гонорары за опубликованные на Западе произведения; советские власти неизменно старались представить это в негативном свете как «подкуп» или «продажность», хотя многие официально признанные советские писатели тоже публиковались на Западе и точно так же получали за это гонорары.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]