Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Райт Т. - Большой гвоздь - 1973

.pdf
Скачиваний:
70
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
10.87 Mб
Скачать

что он" победил».

Статью автор заключает: «В конечном счете Кук был развенчан, а Пири полностью восстановлен в правах». Здесь даже не ставится вопрос, ложь или правду говорили Пири и Кук.

Спор, не получивший удовлетворительного решения, стал сейчас достоянием истории. Наша задача состоит в том чтобы проанализировать «исторические факты» более тщательно и всесторонне.

Если не удастся доказать правдивость заявлений Пири

и Кука, логично будет признать, что первым достиг полюса

впешем переходе через Северный Ледовитый океан отряд Плейстеда (его успех не вызывает сомнения).

Однако есть еще одна причина, настоятельно требующая раскрытия тайны Пири и Кука, даже задним числом.

История, как и природа, не

терпит пустоты и неясности.

И в данном случае не только

историческая достоверность,

но и сложность натуры обоих путешественников имеет зна-

чение. Тайну открытия

полюса путешественники

унесли

с собой в могилу. В книге

«Мое достижение полюса»,

вы-

шедшей в разгар спора, Кук писал:

 

«Окончательное справедливое решение может дать лишь анализ того, что утверждает сам исследователь. Со времен открытия Америки до проникновения европейцев в глубь черной Африки и на Тибет люди охотились скорее за правом написать завершающую книгу о своих путешествиях, чем за абстрактными цифрами. С течением времени история всегда выносит свой справедливый и беспристрастный приговор».

Кук ждал этого приговора истории больше четверти века. Вполне вероятно, что никогда не удастся доказать, дошли ли Кук и Пири до Северного полюса, хотя подвиги других людей, как правило, легко установить при проверке их данных. Однако если в результате фактологического,

психологического,

а также научного анализа доступных

нам материалов

окажется, что доктор Фредерик А. Кук

подходил к Северному полюсу, а Роберт Э. Пири так и не дошел до него, это будет непростительной несправедливо-

стью по отношению к человеку,' репутация

которого до спо-

ра об открытии

полюса

была не менее

безупречной,

чем

репутация любого

другого

исследователя

Арктики

того

времени.

 

 

 

 

ПИРИ ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА СЕВЕР, КУК-К ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ

Ill

Через полгода после первой Северогренландской экспедиции между Куком и Пири произошла размолвка. Сам по себе этот эпизод не был бы очень знаменательным, если бы не проливал свет на дальнейшие события и, в особенности, на основную черту характера Пири — желание быть первым среди исследователей Арктики и нетерпимость к соперникам.

23 сентября 1892 года, вскоре после возвращения «Кайта» в Нью-Йорк, Пири приступил к подготовке новой экспедиции в Гренландию. Прежде всего ему необходим был еще один отпуск по службе. Получить его Пири помог отставной генерал Айзек Вистар, сменивший Анджело Хайлприна на посту председателя Филадельфийской академии наук. Пустив в ход все свое искусство, Вистар через министерство военно-морских сил США добился для Пири трехлетнего отпуска.

Помощь богатых почитателей, круг которых постепенно расширялся, а также чтение лекций дали возможность Пири собрать необходимые для экспедиции средства.

же, по настоянию друзей, Кук решил написать статью о своих этнографических исследованиях, ему пришлось запросить разрешение Пири, поскольку он был связан с ним определенными обязательствами. Пири ответил отказом. Кук тотчас же вышел из состава экспедиции. После этого они почти не виделись, если не считать краткого визита Кука на корабль Пири, случайной встречи в Вашингтоне на обеде в Клубе исследователей и достаточно недружелюбного свидания в Эте девять лет спустя, куда Кук прибыл по просьбе Арктического клуба Пири для оказания медицинской помощи бывшему коллеге. Пири не принял услуг Кука. Не исключено, что эта первая стычка положила начало жестокой ненависти Пири к своему бывшему корабельному врачу, перешедшей во время спора о приоритете в открытии полюса в почти маниакальное чувство. Их взаимный отход друг от друга показал несходство характеров, устремлений, мотивов, движущих поступками, и в какой-то мере различие в способе мышления. Пири очень часто выступал с лекциями. Его доверенное лицо Бим Понд вспоминал, что таким образом Пири заработал сумму, необходимую для организации новой гренландской экспедиции. Но такой способ получения доходов, достигавших, по словам Бима, иногда 2000 долларов в день, казался Пири «пустой тратой времени».

Кук, напротив, свои выступления в Бруклине проводил бесплатно. Сомнительно также, что он рассчитывал на большой гонорар и за публикацию статьи по этнографии гренландских эскимосов.

В последующих экспедициях в глубь полярных просторов Кук с неослабевающим интересом продолжал изучать национальные особенности аборигенов, среди которых ему случалось находиться. По научному познанию мира его скорее можно сравнить с Нансеном, признанным авторитетом по вопросам Арктики, а не с Пири.

Кука с детских лет интересовали природные явления. Его в какой-то мере можно назвать самородком. Он был выходец из семьи немецких эмигрантов (его настоящая фамилия Кох, отец его приехал из Ганновера в 1850 году), первые вольные годы его детства прошли в лесистой местности центральной части штата Нью-Йорк.

Родился Кук 10 июня 1865 года на маленькой ферме

Кук движется на юг

В то время как Пири искал отправную точку к Северному полюсу на Гренландском побережье и Земле Гранта, внимание Кука было направлено в противоположную сторону — к Южному полюсу. Одна из первых антарктических экспедиций видного океанографа того времени —бельгийца Адриана де Жерлаша отправилась на поиски Южного магнитного полюса. Среди ученых на борту «Бельжики» находился и будущий первооткрыватель Южного полюса —нор- вежец Руал Амундсен.

Перед самым отплытием, в августе 1897 года, выяснилось, что судовой врач не может принять участие в экспедиции. Узнав об этом, Кук телеграфировал о желании занять освободившуюся вакансию. При этом он добавил, что отказывается от жалованья. Руководитель бельгийской экспедиции ответил согласием.

Кук встретил корабль в Рио-де-Жанейро. Владельцем «Бельжики» был капитан Джордж Ле Конте, которому, как мы увидим ниже, Кук в 1908 году первому послал известие о том, что он достиг Северного полюса. Судно отправилось

в

путь в конце

1897

года. По

дороге

«Бельжика» зашла

в

Пунта-Аренас

и на

Огненную

Землю,

где Куку довелось

познакомиться с преподобным отцом Томасом Бриджесом, английским миссионером, прожившим среди индейцев племени яган более 30 лет. Бриджес составил словарь диалектов индейцев и, по предложению Кука, решил при повторном заходе «Бельжики» переслать его в Соединенные Штаты для издания. Этот незначительный эпизод упоминается здесь потому, что в дальнейшем он неожиданно сыграл определенную роль в споре между Куком и Пири.

В январе 1898 года «Бельжика» вошла в холодные антарктические воды. Январь в южном полушарии месяц— летний, и судно проливом Дрейка вошло в южную часть Тихого океана, пересекло Южный полярный круг и направилось к району многолетних плавучих льдов, лежащему к северу от того места, что мы называем сейчас Землей Элсуэрта (по имени американского летчика-исследователя Линкольна Элсуэрта).

ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЛЬДАМ. ЦЕЛЬ ПИРИ-СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

IV

На протяжении трех лет, о 1900 по 1902 год, небольшой экспедиционный отряд (в который на сей раз, кроме неизменного Хенсона, в качестве старшего помощника Пири входил владелец «Виндуорда» капитанБоб Бартлетт)обследовал северное побережье Гренландии, Земли Гранта, а также разделяющие эти два острова проливы. Двигаясь на восток, Пири прошел «рекордную» точку Локвуда и достиг северной оконечности Гренландии. Одному из мысов он дал имя своего покровителя Морриса К. Джесепа, бывшего в то время президентомАрктического клуба Пири, а другой мыс получил имя секретарятого же клуба — Бриджмена.

С этого времени название Арктического клуба часто встречаетсяв экспедиционных дневниках и записях Пири. Устанавливая каменный гурий в том или ином месте, он перечислял участников экспедиции и упоминал с благодарностью имена членов клуба. В гурии на острове Уайкофф, в самой дальней точке Локвуда, было спрятано письмо, в котором говорилось: «Этот поход осуществлен благодаря содействию и денежной помо-