Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Россия шпоргалочки..docx
Скачиваний:
130
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
104.83 Кб
Скачать

60. Культура в ссср и в России во второй половине 20 – начале 21 вв. : основные тенденции развития.

Особенности духовной жизни советского народа в 60-е – 80-е годы 20 века

После победы большевистского режима невиданный в мировой истории террор был развязан против собственного народа с целью его "перековки" в послушный и бездумно преданный коммунистической доктрине человеческий материал. Борьба против "старой", традиционной, а по сути - истинно национальной культуры была краеугольным камнем всей внутренней политики новой власти. Хорошо понимая всю действенность слова - будь то проповедь, повесть или философское эссе - власть фактически стерилизовала нацию, отправив в изгнание всех тех, кто нес в себе духовные традиции и поддерживал национальный менталитет: прежде всего - это были религиозные авторы и философы, общественные мыслители и просто крупные писатели.

Произошел двухмиллионный "исход" за рубеж, который в наши дни стали называть "первой волной" эмиграции из России. Частично это были беженцы, покинувшие Россию вместе с остатками белых армий, потерпевших поражение в гражданской войне, частично - насильно высланные или понуждаемые к эмиграции интеллигенты и художники.

Вторично этот процесс произошел в период "укрепления" режима после окончания Второй мировой войны, когда ряды эмиграции пополнились перемещенными лицами, а впоследствии - российскими диссидентами.

Как обошлись с их наследием? И какова была судьба тех книг и периодических изданий, которые продолжали создаваться для России но уже не в России?

К счастью по отношению к печатному слову в стране не привилась такая исключительная мера как полное уничтожение. Режим гораздо больше боялся "распространения заразы", чем самих источников, поэтому за хранение запрещенных книг реальный человек мог получить срок лагерей до 10 лет, но чиновник, производивший обыск изымал эти издания и сохранял в личной библиотеке. Масса старых книг продолжала находиться в частных коллекциях и тщательно оберегалась.

Часть книг, хотя и в искалеченном виде - с вырезанными страницами, с вымаранными именами "запрещенных" авторов - продолжала существовать даже в публичных библиотеках; многие из них изымались из общедоступных фондов, но не уничтожались, а переводились в спецхран.

Спецхран - это сугубо советский феномен, имеющий отношение к такому понятию как цензура. Спецхран - это варварский способ ограничить свободу слова, арестовав "вредные" издания и заключив их в тюрьму - хранилища с ограниченным доступом.

В спецхран попадала любая "подозрительная" литература, не соответствовавшая советским стандартам мышления , прежде всего литература религиозная - от Библии и Корана, Блаженного Августина и Формы Аквинского до текстов обычных церковных проповедей; серьезная философская и политическая литература зарубежных авторов, мысливших не в рамках марксистской идеологии - начиная произведениями Ницше и Шопенгауэра и кончая социальной философией Маркузе, феноменологией Гуссерля и даже некоторыми произведениями Сартра. В спецхране находилась практически вся периодическая западная печать. Туда же, как курьез, попадала и слишком вольная "эротическая литература", считавшаяся вредной для массового читателя.

Сейчас это кажется забытым кошмаром, но еще 5 лет назад спецхраны существовали в большинстве библиотек, и лишь редкие смельчаки отваживались, не получив никаких указаний - а эти указания в пору стагнации режима никто уже не хотел давать - упразднить эти весьма существенные для советского периода хранилища информации.

Так вот, именно в спецхранах хранилось и благодаря им сохранилось то, на что советские цензоры имели особый нюх - это эмиграционная литературы таких издательств как "ИМКА-Пресс", "Жизнь с Богом", "Ардис" и другие. Самым опасным для советских цензоров представлялись издания парижского издательства "ИМКА". Может быть, отчасти, потому, что после высылки из страны Солженицына "ИМКА" стала тем русским зарубежным издательством, которое втайне подготовило "Архипелаг ГУЛАГ" , а затем представило к печати и все произведения Солженицына.

В целом, страна этой литературы не знала. За ее провоз через границу преследовали как уголовных преступников, за ее хранение в частных коллекциях - давали срок, но она продолжала проникать в Россию нелегальными путями и находила своего читателя.

Это означало, что духовная жизнь России была загнана в подполье, но не прекращалась. Интеллектуальное и духовно-нравственное сопротивление существовало всегда, но существенно возросло в процессе эрозии режима, первые признаки которой появились уже при жизни Сталина. Хрущевская "оттепель" и брежневская "разрядка" расширили контакты со свободным миром, появилась возможность использовать эти контакты не только в интересах режима. Книги и рукописи стали пересекать границу, ускользая из поля зрения КГБ.

И наконец, Горбачевская эра - эра демократизации и развала Советского Союза совпала с возвращением эмигрантских коллекций в Россию.

Духовная и культурная жизнь в СССР в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века

Духовная я культурная жизнь общества в период хрущевской “оттепели” носила противоречивый характер. С одной стороны, процесс обновления, либерализации в политике не мог не вызвать оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъема науки и образования. С другой — общий подход к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии. Все-же, особенно до начала 1960-х гг., наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Духовным центром шестидесятников стал журнал “Новый мир”, который возглавлял А. Т. Твардовский. В Москве начал работать театр “Современник” под руководством О. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей. Стали выходить в свет мемуары советских военачальников: в прежние годы никто из государственных и военных деятелей не решался даже записывать свои воспоминания. В исторической науке наблюдался отход от догм “Краткого курса истории ВКП(б)”, пересматривалась роль Сталина в истории Советского государства. Начали издаваться новые журналы “Юность”, “Москва”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “История СССР”, “Новая и новейшая история”, “Культура и жизнь”, альманахи и газеты. Создавались новые творческие союзы. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС “О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”. Приметой времени стала реабилитация части деятелей культуры, осужденных при Сталине. Публиковались запрещенные стихи С. А..Есенина, Д. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, рассказы М. М. Зощенко и др. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, В. П. Аксенов и др. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать. Некоторые произведения литературы и искусства принимались Н. С. Хрущевым, его советниками и рядом деятелей культуры в штыки (романы В. Д. Дудинцева “Не хлебом единым”, Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”, фильм М. М. Хуциева “Застава Ильича” и др.). В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы Э. Белютин, Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный. Значительные достижения имелись в развитии науки и техники, особенно в космонавтике (запуск искусственного спутника; полет Ю. А. Гагарина; успехи в ракетостроении). В Дубне был создан крупный международный исследовательский центр — Объединенный институт ядерных исследований. Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. Духовная жизнь советского общества в период перестройки

В условиях переходного периода, становления рыночных отношений в России в тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержки в сфере духовной жизни и культуры. Отсутствие цензуры и партийного контроля, подавляющих личность структур, свобода творчества стали важными факторами духовного раскрепощения людей. На этой основе развивается художественное творчество, появляются его новые организационные формы (самодеятельные объединения молодежи, культурно-творческие общества), возникают новые театры, ансамбли, ассоциации ученых, что позволяет выявлять потенциальные таланты. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место раскованности и плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и других народов, преданные несправедливому забвению. Книги М. А. Булгакова, И. Э. Бабеля, Е.И. Замятина, М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонова и многих других отечественных писателей входят в наш дом. Расширяются и наши представления о мировой культуре; в значительной мере исчезло чувство культурной изоляции страны. Большое позитивное значение имеет восстановление в законных правах религий всех народов нашей страны. Вместе с тем все очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой частью экономической и социально-политической жизни российского общества. Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на “массовое потребление”. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации искусства и литературы. Из дание порнографической “литературы”, сборников анекдотов, блатных песен, исполнение их по радио и телевидению становится обычным делом. На состоянии культуры негативно сказывается социальная дифференциация общества: за короткий срок образовался слой богатых и сверхбогатых лйдей при одновременном обнищании значительной части населения. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений произошло повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры. Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто коммерческих целях. Идет трудный поиск новых форм поддержки учреждений культуры. На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры, высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности переживает вузовская наука. Резко сократился. спрос производства на научно-техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и образования. Произошли изменения в системе высшей и средней общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации, появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате завоеванных позиций.