Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Vozr_anat_po_Sapinu

.pdf
Скачиваний:
84
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
839.21 Кб
Скачать

шинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их рыхло расположенных волокон. Наиболее интенсивно происходит развитие суставов в возрасте до 2—3 лет в связи с нарастанием двигательной активности ребенка. У детей 3—8 лет размах движений во всех суставах увеличивается, одновременно ускоряется процесс коллагенизации суставной капсулы, связок. В период с 9 и по 12—14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок завершается в основном в 13— 16 лет.

Позвоночник. У новорожденного межпозвоночные диски имеют большие размеры, лучше выражены суставные отростки позвонков, тогда как тела позвонков, поперечные и остистые отростки развиты относительно слабо. Хрящевой слой, покрывающий верхнюю и нижнюю поверхности межпозвоночных дисков, у детей толще, чем у взрослых. Фиброзное кольцо хорошо развито, четко отграничено от студенистого ядра.

Особенностью межпозвоночных дисков является их обильное кровоснабжение. Артериолы, проникающие в межпозвоночные диски, анастомозируют между собой в толще диска, а по его периферии — с артериолами надкостницы. Окостенения краевой зоны позвонков в подростковом и юношеском возрастах ведет к регрессу кровеносных сосудов межпозвоночного диска.

В пожилом и старческом возрастах межпозвоночный диск теряет свою эластичность (иногда это наблюдается в возрасте 30—35 лет). После 30 лет происходит окостенение студенистого ядра в грудном отделе позвоночника, причем вдвое чаще это наблюдается после 60 лет. К 50 годам студенистое ядро уменьшается в размерах. Внутренняя часть фиброзного кольца, окружающая его, никогда не окостеневает, в остальной части кольца встречаются очаги окостенения у людей пожилого и старческого возраста. У стариков можно также наблюдать появление

очагов обызвествления в передней продольной связке, в месте ее сращения с краем позвонка.

Кривизны позвоночника у новорожденных едва намечаются. После рождения, когда ребенок начинает держать головку, появляются шейный лордоз и грудной кифоз. Поясничный лордоз намечается, когда ребенок начинает сидеть, и значительно усиливается, когда ребенок начинает ходить. К 7 годам шейный лордоз и грудной кифоз сформированы отчетливо. Формирование поясничного лордоза заканчивается несколько позже — к периоду полового созревания.

Грудная клетка. У новорожденного грудная клетка колоколообразная, подгрудинный угол равен 90—95°. Вследствие почти горизонтального расположения ребер верхняя апертура грудной клетки находится в горизонтальной плоскости, а яремная вырезка грудины проецируется на уровне I грудного позвонка. В грудном возрасте межреберные промежутки становятся шире вследствие опускания ребер. Величина подгрудинного угла уменьшается до 85—90°. К концу периода раннего детства переднезадний и поперечный размеры грудной клетки становятся одинаковыми, увеличивается угол наклона ребер. Подгрудинный угол уменьшается до 60—70°. Яремная вырезка грудины проецируется на уровне II грудного позвонка. Только к концу периода первого детства поперечный размер грудной клетки преобладает над переднезадним. В подростковом возрасте происходит окончательное формирование грудной клетки, уровень яремной вырезки соответствует уровню III грудного позвонка. Окостенение реберных хрящей в пожилом и старческом возрастах приводит к уменьшению упругости и амплитуды движений грудной клетки. Форма ее становится более плоской, вертикальный размер увеличивается.

Плечевой сустав. Суставная впадина лопатки у новорожденного плоская, овальная, суставная губа невысокая. Суставная капсула натянута, срастается с короткой и хорошо развитой клювовидно-плечевой

связкой. В период первого детства суставная впадина приобретает форму, типичную для взрослого человека. Суставная капсула становится более свободной, клювовидно-плечевая связка удлиняется.

Локтевой сустав. У новорожденного локтевая и лучевая коллатеральные связки связаны с фиброзными волокнами туго натянутой суставной капсулы.

Кольцевая связка лучевой кости у новорожденного слабая. Окончательное формирование капсулы и связок локтевого сустава происходит к началу подросткового периода.

Лучезапястный сустав, суставы кисти. У новорожденного фиброз-

ная мембрана капсулы лучезапястного сустава тонкая, местами между отдельными пучками ее волокон имеются промежутки, заполненные рыхлой клетчаткой. Суставной диск лучезапястного сустава непосредственно переходит в хрящевой дистальный эпифиз лучевой кости. Движения в лучезапястном суставе и суставах кисти ограничены вследствие недостаточного соответствия сочленяющихся костей (угловатая форма хрящевых закладок).

Только к завершению периода окостенения костей кисти происходит полное (окончательное) формирование суставных поверхностей, капсул и связок ее суставов.

Тазобедренный сустав. Вертлужная впадина у новорожденного овальная, глубина ее значительно меньше, чем у взрослого. Вследствие небольшой глубины вертлужной впадины большая часть головки бедренной кости расположена вне этой впадины. Суставная капсула тонкая, натянутая, подвздошно-бедренная связка развита хорошо; короткая се- далищно-бедренная связка еще не сформировалась. С ростом тазовой кости в толщину и формированием края вертлужной впадины в периоде первого детства головка бедренной кости глубже погружена в полость сустава, круговая зона смещается в сторону шейки бедренной кости. У подростков круговая зона занимает положение, типичное для взрослого

человека (окружает шейку бедра).

Коленный сустав. Медиальный и латеральный мыщелки бедренной кости новорожденного почти одинакового размера, суставная капсула натянута, плотная, подколенные связки не сформированы, а мениски представляют собой тонкие соединительнотканные пластинки. Короткие крестообразные связки коленного сустава в этот период ограничивают размах движений в суставе. В период второго детства мыщелки бедренной кости принимают форму, типичную для взрослого человека. Наднадколенниковая сумка у новорожденного не сообщается с полостью сустава, она формируется в течение первых лет жизни, но в 6 % случаев эта сумка остается и у взрослого независимой от полости коленного сустава.

Голеностопный сустав и суставы стопы. Капсула голеностопного сустава новорожденного очень тонкая, связки развиты слабо, особенно медиальная (дельтовидная). Линия поперечного сустава предплюсны почти прямая (у взрослого S-образная). С момента начала стояния, хождения и окостенения костей стопы происходят укрепление и окончательное формирование суставных поверхностей, связочного аппарата и сводов стопы.

РАЗВИТИЕ МЫШЦ

Источником происхождения всей поперечно-полосатой скелетной мускулатуры тела человека, как и у животных, является средний зародышевый листок — мезодерма. Однако развитие мышц в пределах туловища, головы и конечностей имеет ряд особенностей, понять которые легче, проследив начальные этапы эмбриогенеза. Мускулатура туловища развивается преимущественно из дорсального, парааксиального (околоосевого) отдела мезодермы, который образует первичные сегменты тела — сомиты. Сомиты расположены по сторонам от осевых органов зародыша — нервной трубки и спинной струны. На 4-й неделе развития насчитывается около 40 пар сомитов: от 3 до 5 затылочных, 8

шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4—5 хвостовых. Далее каждый сомит подразделяется на 3 части: склеротом, дерматом и миотом; из последнего развиваются мышцы туловища.

Первоначально миотом занимает дорсомедиальный отдел сомита и имеет полость (миоцель). Разрастаясь, миотом теряет характер многослойного образования и превращается в синцитиальную массу, полость его исчезает. В процессе дальнейшего развития клеточная масса дифференцируется в поперечнополосатые сократительные волокна. В результате вся масса миотома разделяется на участки цилиндрической формы, состоящие из мышечных волокон, которые еще сохраняют метамерное положение. Миотомы разрастаются в дорсальном и вентральном направлениях. Из дорсальных частей миотомов в дальнейшем развиваются глубокие, так называемые собственные, мышцы спины. Из вентральных частей миотомов происходят глубокие мышцы груди и мускулатура передней и боковых стенок живота. Глубокие мышцы спины, груди и мышцы живота, которые закладываются и остаются на всем протяжении в пределах туловища, именуются аутохтонными мышцами (от греч. autos — сам, тот самый; chton — земля, autochtonos — туземный, местный).

Очень рано, на стадии разделения сомитов на части, миотомы получают связь с нервной системой. Каждому миотому соответствует определенный участок нервной трубки — невромер, от которого к нему подходят нервные волокна будущих спинномозговых нервов. При этом дорсальные мышцы получают иннервацию от дорсальных ветвей спинномозговых нервов, тогда как вентральная мускулатура иннервируется вентральными ветвями этих нервов. Важно отметить, что каждый нерв следует за мышцей в процессе ее перемещений и изменений. Поэтому уровень отхождения нерва к данной мышце может указывать на место ее закладки. Примером может служить диафрагма, которая развивается из шейных миотомов и иннервируется диафрагмальным нервом, яв-

ляющимся ветвью шейного сплетения.

В более поздние сроки происходят более сложные изменения и перемещения развивающихся мышц. Все многообразие изменений характеризуется следующими процессами: 1) отклонение от первоначальной продольной, краниокаудальной ориентации мышечных волокон (например, косое и поперечное направление мышц брюшных стенок); 2) продольное расщепление единой мышечной массы на отдельные мышцы (мышца, выпрямляющая позвоночник); 3) разделение миотомов на отдельные слои мышц (широкие мышцы живота, межреберные мышцы); 4) срастание миотомов и образование длинных мышц (например, прямая мышца живота, которая образуется слиянием вентральных частей 6—7 миотомов); 5) перемещение (миграция) отдельных мышц от места их первоначальной закладки. Иллюстрацией этого процесса служит диафрагма, которая развивается из 4—5-го шейного миотома и в последующем опускается до нижней апертуры грудной клетки; 6) в процессе формирования некоторых мышц происходит частичное замещение мышечных волокон соединительной тканью в результате чего образуются апоневрозы мышц (например, косые мышцы, поперечная мышца живота и др.).

Мышцы головы (мимические, жевательные) и некоторые мышцы шеи развиваются за счет вентрального несегментированного отдела мезодермы в головном конце тела зародыша, в месте расположения висцеральных и жаберных дуг. Эти мышцы получили название висцеральной мускулатуры. Относящиеся к ней жевательные мышцы и некоторые мышцы шеи (например, челюстно-подъязычная мышца и др.) образуются в результате преобразования закладки первой висцеральной дуги. Эти мышцы прикрепляются к костям лицевого (висцерального) отдела черепа, где также находится головной конец пищеварительной трубки.

К висцеральной мускулатуре относятся также мимические мышцы. Они развиваются из общей закладки мускулатуры второй висцеральной

дуги. На основе закладки мускулатуры жаберных дуг развиваются трапециевидная и грудино-ключично-сосцевидная мышцы.

К висцеральной мускулатуре принадлежат также некоторые мышцы промежности (например, мышца, поднимающая задний проход), которые изучаются в разделе спланхнологии.

Вместе с тем в области головы имеются и такие мышцы, которые развиваются из миотомов головных сомитов. К ним относятся мышцы, обеспечивающие движения глазного яблока, развивающиеся из предыдущих миотомов (иннервируются III, IV, VI парами черепных нервов).

Из переместившихся затылочных миотомов образуются мышцы языка, иннервируемые подъязычным нервом.

Сложные процессы развития претерпевает мускулатура, соединяющая конечности с туловищем. Здесь имеются мышцы, закладывающиеся в мезенхимном зачатке конечности, которые затем своими проксимальными концами переселяются на туловище и прикрепляются на костях туловища. Это так называемая трункопетальная мышца (от лат. truncus — туловище, petere — направлять, пускаться; направляющаяся к туловищу). К таким мышцам относятся большая, малая грудные мышцы и широчайшая мышца спины, на нижней конечности имеется одна трункопетальная мышца — большая поясничная.

Другие мышцы, развивающиеся из вентральных отделов миотомов и на основе жаберной мускулатуры, своими дистальными концами переходят с туловища и черепа на конечности и прикрепляются к их костям. Они называются трункофугальными (от лат. truncus — туловище, fugere

— бегать; убегающие от туловища). К ним относятся трапециевидная, грудино-ключично-сосцевидная, большая и малая ромбовидные, передняя зубчатая, лопаточно-подъязычная, подключичная мышца, а также мышца, поднимающая лопатку. Те же мышцы, которые закладываются в пределах зачатков конечностей из мезенхимы и остаются в пределах конечностей, называются аутохтонными (туземными) мышцами конеч-

ностей.

Наблюдаются аномалии развития скелетных мышц: изменения положения, величины и формы отдельных мышц, чаще на обеих сторонах тела одновременно. Некоторые мышцы могут отсутствовать (большая и малая круглые мышцы); появляются новые головки или пучки волокон (клювовидно-плечевая, плечевая мышцы) или отсутствует одна головка (двуглавая мышца плеча). Описано разделение одной мышцы на несколько самостоятельных (сгибатель пальцев). Чаще аномалии выявляются на верхней конечности, особенно в группе более дифференцированных мышц (предплечье и кисть).

Вопросы для повторения:

1.Назовите составные части мышцы.

2.Что относится к вспомогательным аппаратам мышц?

3.На какие группы классифицируются мышцы по форме?

4.Назовите виды рычагов.

5.От чего зависит сила мышц? Что такое анатомический и физиологический поперечники мышцы?

6.Назовите виды работы мышц. Чем характеризуется каждый вид

работы?

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ МЫШЦ

Уноворожденного скелетные мышцы развиты сравнительно хорошо

исоставляют 20—22 % от общей массы тела. В возрасте 1—2 лет масса мышц уменьшается до 16,6 %. В 6 лет в связи с высокой двигательной активностью ребенка масса скелетных мышц достигает 21,7 % и в дальнейшем продолжает увеличиваться. У женщин масса мышц равна 33 % от общей массы тела, а у мужчин — 36 %.

Уноворожденного мышечные волокна в пучках лежат рыхло, толщина их небольшая: как правило, от 4 до 22 мкм. В дальнейшем рост мышц происходит неравномерно в зависимости от функциональной активности мышцы или группы мышц. В первые годы жизни ребенка быстро растут

мышцы верхней и нижней конечностей. В период от 2 до 4 лет отмечается усиленный рост длинных мышц спины и большой ягодичной мышцы. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела (в статике и передвижении), интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков

12—16 лет.

Поперечные размеры мышечных волокон после 18—20 лет достигают 20—90 мкм. У людей 60—70 лет мышцы частично атрофируются, сила их заметно уменьшается.

Фасции у новорожденного слабо выражены, они тонкие, рыхлые, от мышц отделяются легко. Формирование фасций начинается с первых месяцев жизни ребенка и взаимосвязано с функциональной активностью мышц.

Мышцы головы, в том числе мимические, у новорожденного тонкие, слабые. Лобное и затылочное брюшки затылочно-лобной мышцы выражены сравнительно хорошо, хотя сухожильный шлем развит слабо и рыхло соединен с надкостницей костей крыши черепа, что благоприятствует образованию гематом при родовых травмах. Слабо развиты у новорожденного жевательные мышцы. В период прорезывания молочных зубов (особенно коренных) они становятся толще и сильнее. В этот период наблюдаются сравнительно большие скопления жировой ткани между поверхностными и глубокими листками височной фасции над скуловой дугой, между височной фасцией и височной мышцей, между последней и надкостницей, а также кнаружи от щечной мышцы (жировое тело щеки), что придает характерные для новорожденного и детей первых лет жизни округлые очертания лицу.

Мышцы шеи у новорожденного тонкие. Окончательного развития достигают к 20—25 годам. У новорожденного и детей до 2—3 лет треугольники шеи находятся несколько выше, чем у взрослого. Характерное для взрослых людей положение занимают после 15 лет.

Пластинки шейной фасции у новорожденного очень тонкие, рыхлой

соединительной ткани в межфасциальных пространствах мало. Количество ее заметно возрастает к 6—7 годам и периоду половой зрелости, а с 20 до 40 лет изменяется мало, после 70 лет резко уменьшается.

Мышцы груди. Из мышц груди наиболее ярко выражены возрастные особенности диафрагмы. У новорожденного и детей до 5 лет она расположена высоко, что связано с горизонтальным положением ребер. Купол диафрагмы у новорожденного более выпуклый, сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере расправления легких в процессе дыхания выпуклость диафрагмы уменьшается. У пожилых диафрагма плоская. После 60—70 лет в мышечной части диафрагмы обнаруживаются признаки атрофии на фоне увеличения сухожильного центра.

Мышцы живота у новорожденного развиты слабо, но они относительно длиннее, чем у взрослого. Слабым развитием мышц, апоневрозов и фасций обусловлена выпуклая форма брюшной стенки у детей до 3—5 лет. Мышцы и апоневрозы тонкие. Мышечная часть наружной косой мышцы живота относительно короче. У внутренней косой мышцы живота нижние пучки развиты лучше, чем верхние, и занимают более каудальное положение, причем часть их присоединяется к семенному канатику. Сухожильные перемычки прямой мышцы живота расположены высоко и в раннем детстве не всегда симметричны на обеих сторонах. Поверхностное паховое кольцо образует воронкообразное выпячивание, больше выраженное у девочек. Медиальная ножка апоневроза наружной косой мышцы живота развита лучше латеральной, которая усилена пучками загнутой (возвратной) связки. Межножковые волокна у новорожденных отсутствуют. Они появляются лишь на 2-м году жизни. Лакунарная связка выражена хорошо. Поперечная фасция тонкая, предбрюшинного скопления жировой ткани почти нет. Пупочное кольцо у новорожденного еще не сформировано, особенно в верхней части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж. В отличие от взрослых у новорожден-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]