Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архив1 / doc100 / курсовая(7).doc
Скачиваний:
68
Добавлен:
01.08.2013
Размер:
178.18 Кб
Скачать

Глава 3. Квалификация преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по субъективным признакам

Анализируя субъектов рассматриваемых преступлений, следует обратить внимание на то, что они по своим свойствам могут быть подразделены на две группы.

Первая - это субъекты, сами вовлечённые в наркотизацию, то есть наркоманы и лица, допускающие немедицинское потребление указанных препаратов. Эта разновидность субъектов, главным образом, свойственна незаконным действиям с наркотиками, совершаемым без цели сбыта. Хотя и они могут совершать деяния в целях сбыта соответствующих препаратов, к этой деятельности их нередко привлекают представители наркобизнеса за оплату в виде наркотических средств или психотропных веществ, в которых они постоянно нуждаются, будучи больными людьми. Этой категории субъектов присущи все признаки, о которых сказано выше.

Что касается второй разновидности первой группы субъектов, то ее представители, как правило, обладают необходимыми признаками. Их психика еще не деформирована воздействием потребляемых наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Поэтому сомнения в их вменяемости обычно не возникают (если, конечно, лица не страдают какими-либо иными расстройствами психики, не связанными с потреблением наркотиков).

Вторая группа субъектов рассматриваемых преступлений - это лица, которые сами не потребляют соответствующих препаратов, соответственно, им свойственно совершение незаконных действий с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами в целях сбыта. Какими-либо особенностями эта группа субъектов не отличается.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ — специальный. Это работник предприятия, имеющего лицензию на производство указанных в диспозиции видов действий, обязанный соблюдать правила производства соответствующих работ. Уголов­ной ответственности подлежат как должностные лица, так и не­должностные лица, которые в силу выполняемой ими работы обяза­ны соблюдать правила обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами.

Здесь следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами», а также п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 мая 2005 г. № 330 «О Перечне должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам».

Анализ субъективных признаков незаконных действий с наркотическими средствами, психотропными веществами или аналогами следует продолжить рассмотрением субъективной стороны этих преступлений, под которой в теории уголовного права понимается психическая деятельность лица, связанная с совершением преступления.

Обязательным (конструктивным) признаком субъективной стороны преступления, ее ядром выступает вина. Как известно, вина может выступать в двух формах - в форме умысла или неосторожности (ст. 24 УК РФ). Авторы единодушны в том, что при совершении незаконных действий с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами (ст. 228, 228.1, 229 УК РФ) вина выступает в форме умысла, причем только прямого. Соответственно, дискуссий в специальной литературе по определению содержания этого признака субъективной стороны названных деяний не существует.

Интеллектуальный момент прямого умысла для рассматриваемых преступлений характеризуется осознанием лицом общественной опасности совершаемого посягательства, которое включает понимание лицом фактического содержания своего деяния, заложенного в нем потенциала опасности для общества, обстоятельств его совершения, характера отношений, против которых оно направлено. Ранее уже отмечалось, что составы незаконных действий с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами сконструированы по типу формальных, поэтому предвидение либо возможность предвидения общественно опасных последствий в содержание интеллектуального момента вины не входит и, следовательно, не подлежит установлению. Вместе с тем объективно это предвидение всё равно имеет место, и виновный, совершая преступление, хотя бы в общих чертах представляет, к каким деформациям в социуме, в той или иной системе общественных отношений может привести им содеянное. Другое дело, что уголовно-правового значения это обстоятельство в рассматриваемых ситуациях не имеет.

Характеризуя волевой момент содержания прямого умысла применительно к рассматриваемым преступлениям, следует отметить, что он заключается в желании лица совершить соответствующие деяния, общественную опасность которых оно осознает. Желание означает мобилизацию воли на тот или иной объект (предмет), на удовлетворение ощущаемой потребности посредством совершения преступления.

Соседние файлы в папке doc100