Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шереметьев Константин – Полноприводной мозг.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
873.98 Кб
Скачать

Появление символа

Ранним весенним утром вы зашли в лес. Вас окружает буйство зелени, ароматы трав, пение птиц. Вам легко дышится и приятно шагается по мягкой травке. Сквозь кроны деревьев пробиваются золотые солнечные лучи. И вы заметили, что с ближайшей ветки на вас с любопытством смотрит рыжая белка.

Вам очень хорошо, и вы хотите запомнить это состояние. Для этого достаточно назвать эту картину: «Утро с белкой». И потом стоит только произнести это сочетание, как вы снова погрузитесь в воспоминание. А можно поставить на рабочем столе маленькую фигурку белки. И простой кусок пластмассы будет мысленно возвращать вас туда, где вам было так хорошо.

Впечатление не хранится в памяти само по себе. Оно сразу выстраивается в целую систему знаков и символов и включается в плавный ритм мышления уже измененным.

Это похоже на колоду карт. Каждое впечатление записывается на отдельную карту. Потом они тасу

ются в порядке убывания яркости переживания. В нашем примере самым ярким впечатлением была белка. Поэтому карта с белкой лежит сверху.

Верхняя карта колоды становится не только впечатлением, но и превращается в символ-ярлычок, за который вытягивается вся колода.

Этот процесс символизации подсознания доставляет немало неприятностей людям искусства.

Анатолий Папанов сыграл немало ролей, но верхней картой в подсознании людей всегда будет Волк из «Ну, погоди!». Сам Папанов возмущался этим и говорил: «Волк сожрал мою актерскую карьеру». Но бедный Волк здесь ни при чем. Это общее правило символизации подсознания: верхняя карта становится символом.

Фаину Раневскую раздражала фраза «Муля, не нервируй меня!». Где бы она ни появлялась, она слышала эту фразу.

Интервью с Александром Збруевым было озаглавлено «Я не Ганжа!». Так артисту хотелось уйти от постоянного упоминания этого персонажа.

На вручении премии «Триумф» в Малом театре композитор Гия Канчели, чью симфоническую музыку исполняют лучшие оркестры мира, вышел на сцену, ожидая торжественного гимна. Но оркестр Малого театра заиграл «Чито-грито». У себя в номере обычно очень вежливый Канчели долго матерился. А зря.

«Чито-грито» — это символ, позволяющий моментально вспомнить человека. Не более того. У многих великих людей есть свои символы: граф, пашущий землю;

писатель, сжигающий вторую часть романа;

поэт, называющий себя сукиным сыном.

Все они имели в колоде козырные тузы: «Война и мир», «Мертвые души», «Евгений Онегин». Но у них есть и простые яркие карты, по которым их легко вспомнить.

Неважно, какая карта лежит сверху. Важно, сколько тузов у вас в колоде.

Жизнь символа

Как только символ укоренился в подсознании, он начинает жить своей жизнью. Яркие грани становятся еще ярче, тусклые стираются окончательно. Вы легко можете представить себе цветок розы и его аромат. А вот как выглядят листья, стебель, плоды, а тем более корни этого кустарника, вы вряд ли вспомните. Хотя с ближайшим родственником розы — шиповником — все наоборот. Вкус и вид плодов мы помним, а вид и запах цветков — нет.

Именно поэтому птиц на гербах по правилам геральдики положено изображать без ног. Почему? Представьте: едет рыцарь на боевом коне, весь в железе с головы до ног. И конь весь в железе от ушей до хвоста. А на груди у рыцаря орел на тонких лапках. Такой символ скорее вызовет жалость, а не страх.

Символ не только вызывает нужное состояние, но может и изменять его в нужном направлении. Можно сказать, что белка на дереве — это символ живой природы. Одни чувства. А можно сказать, что это — символ Родины. Другие чувства.

Как только белка переселится на герб, она начнет выполнять другие обязанности, олицетворяя не конкретное утро, а некоторый образ жизни, мыслей и даже жизненное предназначение. Вот как высоко забралась наша белка!

Значки, гербы, логотипы — это все инструменты, позволяющие вызывать те или иные чувства. Их сила в том, что они влияют прямо на подсознание, минуя рассудок.

Символы живут очень долго, часто переживая своих владельцев, а иногда и целые империи.

Двуглавый орел появился еще в древнем государстве Шумер. Потом он стал символом Священной Римской империи. Когда Римская империя развалилась, орел перелетел в Византийскую империю. А когда и она рухнула, полетел на Русь и стал символом Российской империи. В 1917 году его согнали с насиженного места. Он полетал, полетал, а теперь вернулся и опять сидит.