Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Лабораторная Диагностика / учебное пособие по лаб д / Руководство по лаб. методам диагностики A.A.Кишкун

.pdf
Скачиваний:
5652
Добавлен:
10.05.2015
Размер:
13.06 Mб
Скачать

712 Глава 11

Фенциклидин — синтетический наркотик, вызыающий преимущественно галлюцинаторный эффект, а также отрешённость, дезориентацию, нарушение схемы тела, нистагм, потливость, тахикардию и артериальную гипертензию. Эффекты зависят от дозы. Передозировка может привести к летальному исходу. При лечении следует учитывать, что фенциклидин экскретируется слизистой оболочкой желудка, поэтому удаление наркотика из организма может быть ускорено промыванием желудка. Выведение препарата из крови может быть ускорено введением растворов с низкой рН, поскольку фенциклидин обладает основными свойствами. Эффективное лечение должно сопровождаться снижением рН мочи до 5,5.

Характеристики основных веществ, вызывающих злоупотребление, и время, в течение которого их можно обнаружить в моче методом ИФА, суммированы в табл. 11-6.

Таблица 11-6. Характеристики основных веществ, вызывающих злоупотребление [Wallach J.M.D., 1996]

 

Доза

Период

Дли-

Выве-

 

 

тель-

Время обнаружения

Группа,

 

 

полу-

ность

дение

в моче

препарат

 

токси-

выведе-

с мо-

обычная

эффек-

методом ИФА

 

 

ческая

ния, ч

та, ч

чой,%

 

Стимуляторы:

 

 

 

 

 

 

кокаин

1,5

>1,2 г

2−5

1−2

<10

До 48 ч после од-

 

мг/кг

нократной дозы

 

 

 

 

 

амфетамин

10 мг

 

4−24

2−4

30

24−48 ч (препара-

 

 

 

 

 

 

ты, содержащие

 

 

 

 

 

 

эфедрин, фенил-

 

 

 

 

 

 

пропаноламин,

 

 

 

 

 

 

могут дать лож-

 

 

 

 

 

 

ноположительную

 

 

 

 

 

 

реакцию)

метамфета-

5−10 мг

>1,0 г

9−24

2−4

10−20

То же

мин

 

 

 

 

 

 

Каннабис

 

 

 

 

 

 

марихуана,

 

50−200

14−38

2−4

<1

До 5 дней при од-

гашиш

 

мкг/кг

 

 

 

нократном приёме;

 

 

 

 

 

 

у хроников 21−32

 

 

 

 

 

 

дня после послед-

 

 

 

 

 

 

ней дозы

Наркотики

 

 

 

 

 

 

героин

5−10 мг

100−

1−1,5

3−6

<1

В течение 24 ч

 

 

250 мг

 

 

 

при однократном

 

 

 

 

 

 

приёме 10 мг; у

 

 

 

 

 

 

хроников 4−5 дней

кодеин

15−60 мг

500−

2−4

3−6

5−20

Дозу в 120 мг

 

 

1000 мг

 

 

 

обнаруживают

 

 

 

 

 

 

до 48 ч

морфин

5−10 мг

50−100

2−4

3−6

<10

Однократную дозу

 

 

мкг/кг

 

 

 

10 мг обнаружива-

 

 

 

 

 

 

ют до 24−48 ч

Токсикологические исследования 713

Окончание табл. 11-6

метадон

40−

100−

15−60

12−24

5−50

Приблизительно

 

100 мг

200 мг

 

 

 

3 дней

тримеперидин

25−

500−

2−5

3−6

5

То же

 

100 мг

2000 мг

 

 

 

 

Седативные

 

 

 

 

 

 

этанол

 

100 г

2−14

2−6

2−10

До 24 ч

мепро-

0,4−1 г

2−5 г

6−16

4−8

5

До 48 ч

бамат

 

 

 

 

 

 

Галлюцино-

 

 

 

 

 

 

гены

 

 

 

 

 

 

фенцикли-

0,25

10−20 мг

7−16

2−4

30−50

В течение 1 нед

дин

мг/кг

 

 

 

 

при однократном

 

 

 

 

 

 

приёме; у хрони-

 

 

 

 

 

 

ков до 2 нед после

 

 

 

 

 

 

последней дозы

ЛСД

1−2

100−

3−4

8−12

1

Нет данных

 

мкг/кг

200 мкг

 

 

 

 

Глава 12

Гериатрические изменения в результатах лабораторных

исследований

Характерная черта старения — выраженное ограничение приспособительных возможностей организма, приводящее к резкому сокращению резервных возможностей функционирования органов и систем.

Кроме того, при старении ряд биологических параметров прогрессивно возрастает (артериальное давление, общее периферическое сосудистое сопротивление, концентрация ХС в крови, резистентность к инсулину

идр.). В то же время величина других биологических параметров (активность многих ферментов, основной обмен, СКФ, сердечный выброс, мышечный кровоток и др.) снижается. Некоторые показатели, увеличивающиеся к периоду зрелости, при старении существенно снижаются (физическая

иумственная работоспособность, сила и подвижность нервных процессов, репродуктивная способность и др.), тогда как другие поддерживаются на относительно стабильном уровне (состав крови, КОС, внутриглазное давление и др.).

Понимание закономерностей изменения в результатах лабораторных анализов у пожилых людей имеет важное практическое значение. В случае пациентов среднего возраста лабораторная диагностика помогает выявить болезнь и помочь точному установлению диагноза. У пожилых людей ситуация иная. Диагноз (или диагнозы) обычно известен, и речь идет о контроле состояния здоровья пациента. В связи с этим необходимо не добиться излечения, а улучшить качество жизни и поддержать клиническое status quo. Во всех этих случаях необходимо точно оценивать резервные возможности функциональных систем организма, чтобы избежать декомпенсации состояния пожилого человека.

Понятие референтной величины в гериатрии

Для того чтобы с определённой уверенностью констатировать преобладающую роль какого-то одного или нескольких механизмов, вмешательство дополнительных факторов в естественное развитие процесса старения, необходимо привести характеристику функциональных изменений, происходящих в основных системах организма по мере старения. При этом необходимо учитывать ряд особенностей и условностей, возникающих при оценке количественных характеристик возрастных изменений.

Для объективизации выявления физиологических и патологических значений результатов лабораторных тестов проводят их сравнение с контрольными (референтными) значениями, то есть со значениями, получаемыми теми же методами у здоровых лиц в той же популяции. Хотя границы возрастных норм подчас охватывают широкий диапазон, они всё же опреде-

Гериатрические изменения в результатах лабораторных исследований 715

ляют онтогенез основных его этапов — становления, зрелости и угасания. Это предполагает наличие своей возрастной нормы для каждого возрастного периода и каждой популяции, то есть последовательную смену нормы. В отличие от периода становления, на этапе угасания определить границы «нормы» гораздо труднее, так как отсутствуют резкие переходы между пожилым и старческим возрастом. Поэтому границы «нормы» весьма условны.

Кроме того, применение подобной концепции «референтных» значений при старении ограничено. Проблема состоит в том, что в качестве референтных значений для оценки результатов анализов пожилых людей используют значения, полученные у лиц среднего возраста. Тем самым, с одной стороны, избирается неверная «контрольная» группа, а с другой — не всегда сохраняется связь понятий «референтная величина−норма−здоровье».

Следует заметить, что если для человека молодого или среднего возраста болезнь представляет собой исключение из правила, то у людей пожилого возраста наблюдается обратная ситуация. Такое понятие, как «полностью здоровый пожилой человек», следует считать скорее исключением, чем правилом. Поэтому контрольные величины лабораторных показателей у пожилых людей не обязательно совпадают с нормальными значениями у лиц молодого и среднего возраста.

Вместе с тем определение нормы для пожилых людей — необходимая точка опоры для практической медицины в плане выбора конкретных профилактических и лечебных мероприятий.

Перспективны подходы, основанные на регулярной оценке динамики лабораторных показателей отдельного индивида в течение всей жизни, или начиная с возраста 30−35 лет. Результаты лабораторных исследований отдельного человека, получаемые с определённой периодичностью, — лучшие референтные величины. При этом для слежения за возрастной динамикой у человека вполне приемлем любой тест, маркирующий систематическое возрастное изменение любой структуры или функции организма.

В настоящее время существует ещё один подход к решению данной проблемы — введение в клиническую практику понятия идеализированной «единой нормы» — величины характеристик состояния гомеостатических систем организма в возрасте 20−25 лет. К 20−25 годам заканчивается рост организма. В этот период смертность от всех главных болезней, минимальна, поэтому представляется оптимальным принять показатели, свойственные этому возрасту, за норму, если у человека в этот период отсутствуют заболевания. В этой связи оптимальной следует считать норму, свойственную каждому человеку в 20−25 лет; её можно условно обозначить как идеальную норму. Эта та точка отсчёта, от которой начинается путь к возрастной патологии, и тот идеал, к поддержанию которого необходимо стремиться. По-видимому, данный подход следует считать наиболее оптимальным, так как он позволяет выявлять ранние проявления и ведущие механизмы старения и тем самым управлять этим процессом.

Типовые изменения в функциональных системах организма при старении

По мере старения происходят постепенные и малозаметные изменения в структуре и функциях различных систем. Эти снижения резервных возможностей функциональных систем приближаются к порогу дисфункции,

716 Глава 12

идо тех пор, пока организм не подвергся существенному стрессорному воздействию, гомеостатические механизмы могут справляться с минимальными флюктуациями. В ряде случаев срыв адаптационных возможностей в результате стрессорного воздействия приводит к развитию заболеваний. Вместе с тем даже у очень старых людей сокращение резервных возможностей функциональных систем не следует считать неизбежным; величины резервов и способности адаптации к внутренним и внешним стрессорным факторам могут варьировать в широких пределах.

Старение характеризуется изменениями ряда физиологических показателей организма. Наиболее выраженными и типичными считают следующие изменения [по сравнению с уровнем этих показателей в 30 лет (100%), рис. 12-1]:

снижение скорости проведения нервных импульсов на 5%; снижение уровня основного обмена на 18%; снижение содержания воды в организме на 20%; снижение сердечного выброса на 30%; снижение СКФ на 32%; снижение почечного кровотока на 50%;

снижение максимальной ёмкости лёгких на 60%; снижение максимального потребления кислорода на 63%; снижение массы головного мозга на 45%;

снижение количества гломерулярных клубочков на 45%; снижение массы тела на 15% и др.

Вместе с тем возрастные изменения в органах и системах организма могут развиваться с разной скоростью. Так, в костной системе они проявляются рано, но протекают медленно, в то время как в некоторых структурах ЦНС они долго не обнаруживаются, но впоследствии развиваются очень быстро.

Рис. 12-1. Физические характеристики среднего 75-летнего мужчины по сравнению со средним 30-летним (100%)

Гериатрические изменения в результатах лабораторных исследований 717

Ведущее значение в старении имеют возрастные изменения центральной нервной и нейроэндокринной системах, играющих ведущую роль в регуляции обменных процессов и жизненных функций в организме человека.

Различные методы исследования, благодаря своей способности количественно выражать величину того или иного параметра, могут выявлять изменения показателей, имеющих отношение к функциональным и регуляторным характеристикам органов и систем у пожилых людей, и тем самым помогать в установлении биологического возраста конкретного человека и ведущих патогенетических механизмов преждевременного старения.

Гемопоэз

Количество клеток красного костного мозга в течение первых 30 лет жизни снижается на 50%, затем стабилизируется и остаётся на таком уровне до 70 лет, а в последующие 10 лет снижается ещё на 40%. Предполагают, что эти изменения отражают не абсолютное снижение количества гемопоэтических клеток и истинной скорости продукции эритроцитов, а характеризуют увеличение доли жировой ткани в костном мозге. Тем не менее концентрация Hb и количество эритроцитов в крови, постоянные до 40-летнего возраста, постепенно снижаются к 70 годам, в дальнейшем заметное снижение этих показателей происходит параллельно изменению клеточности красного костного мозга.

Изменения со стороны эритроцитов включают повышение их осмотической резистентности, которую считают одним из показателей адаптации и общего состояния организма. Повышение осмотической резистентности эритроцитов указывает на присутствие сфероцитов в крови пожилых людей. Наблюдают тенденцию к увеличению MCV и вариабельности размеров циркулирующих эритроцитов. Типичные возрастные изменения основных гематологических показателей крови представлены на рис. 12-2−12-5 [Лапин А., 2003].

Анемия — один из самых частых гематологических синдромов у пожилых больных. Частота анемий увеличивается с возрастом: на 7-м десятилетии жизни она составляет 90,3 на 1000 человек у мужчин и 69,1 — у женщин, в возрасте старше 85 лет анемия выявляется уже у 27−40% мужчин и 16−21% женщин.

Патогенетически выделяют следующие варианты анемий: железодефицитные; связанные с нарушением синтеза гема (сидероахрестические анемии, недостаточность гем синтетазы); связанные с нарушением синтеза ДНК — мегалобластные (витамин В12-дефицитная и фолиеводефицитная); обусловленные нарушением транспорта железа (атрансферринемия); гемолитические; связанные с нарушением регуляции эритропоэза (повышение содержания ингибиторов эритропоэза).

Упожилых людей отмечают изменения в лабораторных показателях, характеризующих статус железа в организме. Концентрация железа в сыворотке крови снижается с возрастом (рис. 12-6), а содержание ферритина

всыворотке крови, как и депо железа в красном костном мозге, увеличивается, что свидетельствует о нарушении потребления железа предшественниками эритроцитов [Лапин А., 2003]. Снижение концентрации железа

всыворотке крови у пожилых людей объясняется ахлоргидрией или недостаточным поступлением витамина C с пищей, что снижает всасывание железа в тонкой кишке.

Упациентов с железодефицитной анемией сниженное содержание железа в сыворотке крови обычно стимулирует увеличение концентрации

718 Глава 12

Рис. 12-2. Изменение количества эритроцитов в крови в зависимости от возраста

Рис. 12-3. Изменение концентрации Hb в крови в зависимости от возраста

Гериатрические изменения в результатах лабораторных исследований 719

Рис. 12-4. Изменение Ht в зависимости от возраста

Рис. 12-5. Изменение MCV в зависимости от возраста

720 Глава 12

Рис. 12-6. Изменение концентрации железа в сыворотке крови в зависимости от возраста

трансферрина, у пожилых людей этого не происходит, что обусловлено снижением синтеза трансферрина в печени.

Наиболее частая причина железодефицитной анемии в пожилом возрасте — потери железа вследствие микрокровотечений из ЖКТ, дополнительное значение могут иметь алиментарный недостаток железа, нарушение всасывания (например, при функциональной недостаточности поджелудочной железы), постоянные небольшие кровопотери из ротовой полости из-за проблем с зубными протезами, нефрогенные гематурии.

Кровопотери, приводящие к дефициту железа, характеризуются небольшим объёмом теряемой крови, продолжительностью и часто протекают незаметно.

Средняя концентрация витамина В12 в сыворотке крови у пожилых людей отчётливо снижена. Концентрация фолиевой кислоты снижается между 60 и 90 годами, но после 90 лет увеличивается и приближается к показателям людей молодого возраста. Значительное снижение концентрации витамина В12 или фолиевой кислоты нередко приводит к развитию макроцитарной анемии у людей пожилого возраста.

Частота витамин В12-дефицитной анемии увеличивается с возрастом и составляет у молодых лиц приблизительно 0,1%, у пожилых — до 1%, а после 75 лет её выявляют приблизительно у 4%. В России частота витамин В12-дефицитной анемии в 100 раз ниже, чем в других странах мира [Воробьев П., 2001], что, возможно, обусловлено широким применением витамина В12 при лечении самых различных заболеваний, и в первую очередь — при патологии нервной системы.

Дефицит витамина В12 у пожилых людей чаще всего возникает вследствие нарушения его всасывания из-за атрофии слизистой оболочки же-

Гериатрические изменения в результатах лабораторных исследований 721

лудка либо из-за конкурентного потребления витамина микрофлорой кишечника или гельминтами.

Большую группу анемий у пожилых лиц составляют анемии смешанного генеза, то есть обусловленные сочетанием двух факторов и более. В большинстве случаев у пожилых людей такие анемии обусловлены хроническими заболеваниями и имеют характеризуются следующими особенностями.

Нормохромные эритроциты имеют обычные размеры и форму.

Как правило, отсутствуют лейкопения и тромбоцитопения или имеют место разнонаправленные изменения содержания лейкоцитов и тромбоцитов.

Содержание ретикулоцитов нормальное или слегка повышенное.

Цитологическая картина красного костного мозга не изменена.

Замедлена скорость созревания эритроцитов.

Умеренно снижена средняя продолжительность жизни эритроцитов.

Концентрация эритропоэтина в крови в норме или слегка повышена.

Концентрации витамина В12 и фолиевой кислоты в крови в норме. Общее количество лейкоцитов, содержание моноцитов и эозинофилов

остаются постоянными в возрасте 30−80 лет. Количество нейтрофилов незначительно увеличивается у мужчин и слегка снижается у женщин в этот же возрастной интервал. У лиц пожилого и старческого возраста отмечают снижение продолжительности жизни лейкоцитов. После 55 лет и особенно после 70 лет уменьшается гранулоцитарный резерв красного костного мозга. С этим обстоятельством связан менее выраженный выход нейтрофилов из красного костного мозга в кровь у лиц пожилого возраста в ответ на бактериальные инфекции по сравнению с молодыми людьми.

По мере старения происходит увеличение в крови концентрации ХС, снижается соотношение альбумины/глобулины, возрастает MCV, что способствует увеличению СОЭ. В результате в процессе старения СОЭ значительно возрастает у мужчин и женщин. Так, если у молодых взрослых мужчин она не превышает 10 мм/ч (по Вестергрену), а у молодых женщин — 20 мм/ч, то у мужчин после 50 лет СОЭ нередко превышает 15 мм/ч, у 50−85-летних — 20 мм/ч, а после 85 лет — 30 мм/ч. У женщин этих же возрастных групп значения СОЭ составляют 20, 30 и 42 мм/ч соответственно. Изменение СОЭ в зависимости от возраста представлено на рис. 12-7 [NCCLS, 2000].

По мере старения проявляются сдвиги в системе гемостаза. После 40 лет отмечают увеличение прокоагулянтной активности крови и интенсивности внутрисосудистого тромбообразования. Это проявляется в виде повышения концентрации ПДФ, активности фактора XIII, повышения толерантности плазмы к гепарину. Параллельно повышению прокоагулянтной активности крови отмечают активацию фибринолиза, однако она отстаёт от роста прокоагулянтных свойств крови. Возрастное снижение фибринолитической активности связано главным образом с повышением концентрации ингибиторов активации плазминогена и стимуляции антиплазминов, уменьшением активности АТIII и возрастанием антигепариновой активности.

Липидный профиль

Наиболее типичные изменения по мере старения претерпевает липидный обмен. Концентрация липидов и ЛП в сыворотке крови отражает предрасположенность к развитию атеросклероза и сердечно-сосудистых

Соседние файлы в папке учебное пособие по лаб д