Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

зарубежка семинар

.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
03.05.2015
Размер:
46.24 Кб
Скачать

С XII в. в Западной Европе наблюдается активный рост сред¬невекового города, на базе которого формируется своя идеология, свое представление о человеке, о смысле жизни. Население города было пестрым: здесь селились не только ремесленники и торговцы, но и духовные лица, рыцари, школяры, бывшие крестьяне, обездоленная беднота. Вбирая людей разных сословий, профессий, психологических складов, город приобщал их к иному стилю жизни. Человек города был более свободен, и многое зависело от его личной инициативы, предприимчивости, находчивости. Город был и местом вопиющих контрастов; здесь рядом находились святая церковь и шумный рынок, особняк богача и хижина поденщика, храм науки и кабак.

Городская литература, достигшая высокого расцвета а XIII— XIV вв„ имела свое неповторимое лицо. Если сравнить эту литературу с литературой рыцарской, то все здесь по-иному. Материалом городской литературы был не идеальный, далекий от реальности мир рыцарства, а повседневный быт, обычно неприкрашенно-грубый. Героем этой литературы были не безупречный рыцарь и его прекрасная дама, а купец, школяр, ремесленник, клирик, вор, бродяга. Рыцарь был озабочен обретением духовных ценностей, горожанин — материального достатка. Бороться горожанину приходилось не с великанами и чудовищами, а с понятными всем житейскими невзгодами. И одерживал новый человек победу, полагаясь не на силу и мужество, а на хитрость, сметливость, предприимчивость. Городская литература ярко отражает разногласие средневекового города: в ней сосуществуют рассудительность; и дурачество, резкий смех и суровое назидание. Многоцветие тонов средневековой городской литературы находит отражение в многообразии ее жанровой палитры.

Интересно отметить, что в городской литературе, столь открыто обращенной к реальным ценностям мира, очень большое значение имел язык аллегории. Традиции аллегорической поэзии уходят к истокам средневековой литературы и связаны с именем христианского поэта Аврелия Пруденция (348 — после 405 гг.). В поэме "Психомахия", завоевавшей большую популярность в средневековье, Пруденций изображал борьбу за душу человека в отвлеченных аллегорических фигурах Добродетелей и Пороков. В период Зрело¬го средневековья популярными стали диалогические аллегории — эклога и дебат, в которых вступали в спор противоположные силы: душа и тело, ангел и дьявол и т. д. Были созданы и объемные алле¬горические поэмы.

Жанры: шуточная лирика (без муз. сопровождения), бытовые стихотворные рассказы, сатирические и аллегорические романы, разная дидактическая литература.

Фаблио - небольшие стихотворные рассказы о забавных происшествиях из обыденной жизни

Сатира и дидактика Лирика Драма

Жанры городской, по преимуществу сатирической, литературы очень разнообразны. Это и песня, и рассказ, и драматические произведения. Наибольшее распространение получили небольшие стихотворные рассказы с забавным сюжетом. Во Франции они назывались фаблио, в Германии — ш в а н к и. Излюбленный герой фаблио — простой человек, плутоватый горожанин, добивающийся своих целей с помощью хитрости. В баснях подобные люди изображаются под видом животных.

Франсуа́ Вийо́н (фр. François Villon), настоящая фамилия — де Монкорбье́ (de Montcorbier), Монкорбье (Montcorbier) или де Лож (des Loges); родился между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432 в Париже; год и место смерти неизвестны (после 1463, но не позднее 1491). Поэтфранцузского Средневековья. Первый французский лирик позднего Средневековья[2].

Вийон, конечно, писал о себе, но в изображении поэтачеловек утрачивал связь со средой, веру в благоприятствующий ему богоданныйстрой мироздания. Христианская предполагаемая гармония земной юдоли изагробного существования у поэта тоже нарушалась. Человек Вийона не хочетумерщвлять тело во имя спасения души. Жизнь — телесное бытие — вотнепосредственный предмет поэзии Вийона. Окружающий человека вещный мир являетсядля поэта безграничным арсеналом художественных средств. Вийон избегаетиносказаний и аллегорий. Бытовые детали играют огромную роль в его поэзии.Через деталь, через часть изображается и познается целое; компонентычеловеческого бытия начинают жить своей жизнью, предвосхищая необузданноевещное пиршество Рабле. Отсюда — перечисления предметов, например всяческойснеди:

Все эти описания соотнесены с человеком, с егофизическими нуждами: человек во плоти, его тело — герой «Завещания». Тело ест,пьет, любит, корчится в предсмертных муках. Чаще всего это не гармоничноспокойное человеческое тело, каким его изображали современники Вийона — художники итальянского Кваттроченто, это может быть и тело старое,исковерканное, безобразное (даже выставляющее напоказ свое безобразие всравнении с былой красотой, как в «Жалобах прекрасной оружейницы»), оноподвижно, изменчиво: судорожно дергается от любви или боли.

В поэзии Вийона пересмотр средневековых взглядов ипоэтических форм коснулся и сферы любви. В энергических строфах поэмы(XLVIII-LX) Вийон обрушивается на женщин. Но он далек от средневековогоженоненавистничества и аскетизма, от мысли о врожденной «нечистоте» женщины. Встрофе L он пишет: