Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 4 ПРП.doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
03.05.2015
Размер:
462.34 Кб
Скачать

4. Экологический потенциал территории и её экологическая ёмкость

Ведя разговор о рациональном природопользовании часто говорят, что одно из основных его требований состоит в том, чтобы не превышалась экологическая ёмкость территории или не истощался её экологический потенциал. Но далеко не всегда определяют эти понятия. А если определяют, то по-разному.

Многочисленные определения этих понятий можно объединить в две группы. Экологический потенциал общества и экологический потенциал природы (или ландшафта или экосистемы).

По одному из определений «Экологический потенциал общества - объективно складывающаяся в процессе становления общества способность приумножения, улучшения, рационального использования элементов природы, проявляющаяся как совокупность экологических функций основных сфер общественной жизни, и прежде всего экологической сферы»8. Фактически авторы предлагают оценивать степень склонности общества к экологически рациональному поведению. Наверное, задача интересная и нужная, но больше социологическая, чем экологическая. Поэтому национальные и религиозные аспекты экологической культуры обсуждались в курсе «Социальной экологии». Нас больше будет интересовать подход с противоположной стороны - от природы.

Наибольшей популярностью пользуется определение экологического потенциала ландшафта, данное А.Г. Исаченко: «Совокупность условий, необходимых для жизни и воспроизводства населяющих данную территорию организмов» - на него чаще всего ссылаются. Определение производит впечатление вполне теоретически корректного, если не вдумываться, что имеется ввиду под населяющими организмами - вся совокупность или каждый организм в отдельности и относится ли человек к этим организмам. Эта неопределенность ещё сыграет злую шутку с Исаченко.

Я.Б. Олейник в учебнике «Основы экологии» даёт другое понимание термина: «Экологический потенциал - это совокупность вещественно-энергетических ресурсов и свойств экосистем, обеспечивающих ее максимально возможные структурно-функциональные параметры (энергетические, биогеохимические, средовые) и полезные функции (защитные, производительные, рекреационные, ресурсные, эстетические), которые могут быть использованы человеком». В этом смысле экологический потенциал ничем не отличается от природно-ресурсного потенциала.

У многих авторов экологический потенциал фактически сводится к определению пределов устойчивости экосистем. Например, на российской странице ВТО в интернете содержится следующее утверждение: «...экологический потенциал. В качественном выражении он очерчивает эволюционным путем сформированный интерфейс (границу раздела) жизнеспособности природно-антропогенных систем для поддержания их устойчивого состояния, превышение пределов которого способствует переводу территориальных образований в стадию разрушения системного природно-антропогенного единства с перепрофилированием экологически нерентабельных элементов системы на новый уровень развития».

Наконец, некоторые определения соединяют в себе требования поддержания устойчивости при максимально возможном использовании ПРП. Например, «Экологический потенциал характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Существенным показателем эффективности функционирования экологического потенциала является экологическая емкость»9.

Понятие экологической ёмкости тесно связано с потенциалом и часто эти термины рассматривают как синонимы. Но всё же понятие потенциала больше сориентировано на природу, а ёмкость на человека. Это хорошо отражено в определении ёмкости, данным А.Г. Исаченко: «Экологическая емкость ландшафта − это численность населения, которую ландшафт способен поддерживать своими естественными экологическими ресурсами без ущерба для собственного функционирования и экологического потенциала»10.

Для целей регионального природопользования предпочтительно использовать то понимание экологического потенциала, которое определяет его как предел устойчивости ландшафтов. Конечно, с устойчивостью тоже не всё ясно, но лишние сущности плодить ни к чему. Если вместо потенциала можно использовать предел устойчивости, то так и будем поступать.

В таком случае экологическая ёмкость будет мерой той величины антропогенной нагрузки, которая позволяет не превысить пределов устойчивости, иными словами мерой того насколько нам позволено нагружать ландшафт. При этом нагрузка может быть любого рода, не обязательно численность населения. В практике территориального планирования, например, для расчёта ёмкости используют формулу

εi = Ti/∑jPij

где εi - ёмкость по i-му ограничению,

Ti - величина (запас, мощность) i- го ресурса или условия,

Pij - потребность j-го потребителя в ресурсах или экологических услугах i-го вида.

Экологическая ёмкость может быть увеличена или за счёт увеличения доступности ресурса, например, при нехватке воды за счёт её переброски, или при нехватке древесины за счёт её завоза из других регионов. В этом случае фактически расширяются границы региона, для которого ёмкость рассчитывается. Второй путь увеличения ёмкости - снижение потребностей в ресурсах (экологических услугах природы) за счёт их экономии, повторного и комплексного использования.

Важной характеристикой регионального природопользования является напряженность экологической ситуации. Она представляет собой соотношение нагрузки на ландшафты и предела их устойчивости (т. е. потенциала). Таким образом, напряженность ситуации зависит не только от величины воздействия, но и от способности среды ему сопротивляться. Поэтому не может быть общих рекомендаций по сохранению устойчивости для всех случаев. Например, часто повторяющееся утверждение о том, что оптимальная величина лесистости должна быть около 40% справедливо очень в узких пределах.

Более надёжны данные о допустимой доле преобразования ландшафтов по природным зонам, хотя и они ориентировочны.

В тундре и пустынях может быть трансформировано не более 2% ландшафтов,

в северной тайге и горно-лесном поясе 10-20%

южной тайге и степи 40-60%

смешанных лесах и лесостепи 60-70%

широколиственных лесах 70-75%

Для территории России степень устойчивости ландшафтов представлена на рис 3.

Рисунок 3. Экологический потенциал ландшафтов России по А.Г. Исаченко

1 - наиболее высокий, 2 - относительно высокий, 3 - средний, 4 - низкий, 5 - очень низкий,

6 - экстремально низкий, 7 - горные территории.

Для оценки величины нагрузки используются различные показатели. Примером может служить следующий, использованный в атласе «Экология и природные ресурсы России»

I = (Пу + Ппгн + Па + Пв + Пп + Поб)/6, где

Пу - показатель урбанизированности,

Ппгн - плотность городского населения,

Па - показатель загрязнения атмосферы

Пв - показатель загрязнения воды

Пп - показатель загрязнения почвы

Поб - обеспокоенность населения экологической ситуацией.

Индекс рассчитывается в баллах, которые базируются на использовании как количественных, так и качественных оценок.

Напряженность экологической ситуации, как говорилось выше, должна отражать соотношение нагрузки и устойчивости. Не все из предлагаемых в научной литературе показателей остроты экологической ситуации удовлетворяют этому условию. Многие из них учитывают только воздействие непосредственно на человека, а не на экосистему в целом. Некоторые из подходов к определению пределов устойчивости ландшафтных и экологических систем будут рассмотрены в курсе «Устойчивого развития», поэтому здесь для экономии времени мы их обсуждать не будем.