Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Россия 21 век_ОКОНЧАТ_ВЕРСТКА1.pdf
Скачиваний:
30
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
2.8 Mб
Скачать

Анна Андреевна Гармаш

Дальневосточный федеральный университет

e-mail: ann_gm@mail.ru

Научный руководитель:

И.Н. Золотухин, канд. полит. наук, доцент

Новая волна экономической интеграции в АТР: Россия рискует остаться за бортом

На сегодняшний день Россия является полноправным участником нескольких региональных организаций АТР, в том числе, таких как диалог с АСЕАН, Асеановский региональный форум (АРФ) и Восточноазиатский саммит (ВАС). Особое значение придается участию России в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС). Что неудивительно, ведь очевидным приоритетом во внешнеполитическом курсе России в АТР выступает экономика. Однако участие только в одном экономическом интеграционном объединении при отсутствии соглашений о свободной торговле с его участниками является явно недостаточным для реализации экономических амбиций Москвы.

В данной работе предпринята попытка оценки оптимальных возможностей встраивания России в новую волну экономической интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона.

Что же представляет из себя новая волна экономической интеграции в АТР? В данном случае, речь идет о перспективном создании таких крупных экономических объединений как Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (РВЭП) и Транстихоокеанское партнерство (ТПП).

Транстихоокеанское партнерство (изначально Транстихоокеанское стратегическое партнерство) было создано в 2005 году по инициативе Новой Зеландии, Сингапура, Брунея и Чили [1]. С 2011 года был запущен переговорный процесс, к которому уже присоединились 15 стран – потенциальных участников. Что касается Вашингтона, хоть США и не были страной-инициатором, они используют

51

транстихоокеанское партнерство в качестве основного инструмента своего внешнеполитического «поворота» в АТР.

При тех высоких стандартах, или «стандартах XXI века», которые определили для себя члены ТПП, шансы России на присоединение к переговорам стремятся к нулю. Речь идет не только о либерализации тарифов, соглашение о ТПП также включает в себя вопросы защиты интеллектуальной собственности, а главная цель переговоров заключается в создании транстихоокеанской зоны свободной торговли. Впрочем, российское правительство не проявляло заинтересованности в участии в данной группировке, охарактеризовав её как “интересный, но пока недостаточно ясный проект” [2].

Проект Регионального всеобъемлющего экономического партнерства был предложен и одобрен во время 19-го саммита Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в ноябре 2011 года, где также была создана рабочая группа, включающая государства-члены АСЕАН и страны, имеющие соглашение о свободной торговле с ними [3]. Согласно плану разработчиков, переговоры должны завершиться созданием общей зоны свободной торговли к 2015 году.

Соглашение открыто к приятию новых членов, однако, может ли Россия войти в их число? Политически это было бы, конечно, более реальным, чем получить приглашение в ТПП, но экономика России скорей всего понесет убытки. Исходя из нынешней структуры и конкурентоспособности российского экспорта, можно полагать, что возможно некоторое ухудшение торгового баланса (российский импорт будет значительно превышать экспорт) в отношениях с торговыми партнерами из АСЕАН [4]. Не стоит также упускать из внимания наших коллег по Таможенному союзу, предприятия которых, в случае заключения Россией соглашения о свободной торговле с АСЕАН, могут не выдержать конкуренции с импортными товарами и услугами.

Итак, при худшем для России сценарии развития событий в 2015 году в АТР начнут активно взаимодействовать (а, возможно, и соперничать) два крупных экономических объединения, роль АТЭС

52

как инструмента экономической интеграции при этом значительно снизится. В этом случае России придется сделать выбор в пользу одной из организаций и играть по её правилам, либо оставить свои планы на усиление экономического присутствия в АТР, довольствуясь ролью поставщика энергоресурсов.

Однако существует и третий возможный путь: заключение двусторонних соглашений о свободной торговле с отдельно взятыми государствами региона. В данный момент переговоры о создании ЗСТ активно ведутся с Вьетнамом, нашим основным партнером в Юго-Восточной Азии [5]. В случае успешного завершения переговоров Россия получит политического и экономического партнера в АСЕАН в лице Вьетнама, а в будущем число таких партнеров может возрасти.

В любом случае, пока Россия четко не определится со своей внешнеэкономической стратегией, она не сможет играть в АзиатскоТихоокеанском регионе ту важную роль, которую определила для себя в последней Концепции внешней политики [6].

Литература

1.James Parker “The Trans-Pacific Partnership: Will it Happen?” // The Diplomat [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2013 /02/the-trans-pacific-partnership-will-it-happen/ [Дата обращения: 26.03.2014].

2.Дмитрий Медведев принял участие в работе Делового саммита АТЭС // International Centre for Trade and Sustainable Development, 13.11.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://ictsd.org/i/news/bridge srussian/158859/#sthash.XKO493fg.dpuf [Дата обращения: 24.03.2014].

3.Sanchita Basu Das “Asia’s Regional Comprehensive Economic Partnership” // East Asia Forum [Электронный ресурс]. URL: http://www.eastasiaforum.org/2012/08/27/asias-regional-comprehensive- economic-partnership/ [Дата обращения: 24.03.2014].

4.Реферат Итогового отчета «Разработка стратегии торговоэкономического и инвестиционного сотрудничества в формате диалогового партнерства Россия-АСЕАН» // Центр АСЕАН при

53