
- •Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно: имманентная социальная критика
- •§ 1. Жизненный путь Макса Хоркхаймера
- •Раздел IV. Социология между двумя мировыми войнами
- •Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно 779
- •Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно 781
- •§ 2. Жизненный путь Теодора Адорно
- •Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно
- •Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно
- •§ 3. Методологические основы имманентной социальной критики
- •Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно
- •Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно
- •§ 4. Франкфуртская школа как социальный институт
- •§ 5. Социальные позиции Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно
- •Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно
- •Заключение
- •Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно
- •Контрольные вопросы
- •Литература
Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно
формам общества, которые были созданы коммунистическими и социалистическими партиями в Восточной и Центральной Европе, Азии и Центральной Америке.
В основе методологии Франкфуртской школы лежит возвращение к философским взглядам молодого Маркса и ревизия преобладавшей тогда официальной советской интерпретации марксизма, которую франкфуртцы считали чрезмерно «эконо-мизированной» и «сверхдетерминистской».
Франкфуртская школа активно развивалась не только в родном университете Франкфурта-на-Майне, но и в Сорбоннском, Колумбийском, Оксфордском, Женевском, Калифорнийском (Беркли) и других ведущих университетах Западной Европы и
США.
Методологически пафосом при возникновении Франкфуртской школы стали: отрицание социологического позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов; приверженность гуманизму — идям освобождения человечества от всех форм эксплуатации, доминирования или подавления; акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях. Еще одно распространенное название этого направления — «критическая теория общества».
Свой главный метод франкфуртцы назвали «имманентная критика». В его основе лежат способы описания и оценки, восходящие к К. Марксу и Г. Гегелю. Тематикой критической школы первоначально было изучение новых социальных тенденций, например, растущая роль государства в социальном планировании и контроле. Затем, после подъема фашизма, франкфуртцы сосредоточились на изучении новых форм и источников авторитаризма в культуре, идеологии, в процессах развития личности, на поиске новых сил, противостоящих авторитаризму. «Делая упор на,^ значимость и относительную автономию культуры, сознания активизма, — считают авторы американской четырехтомной «Энциклопедии социологии», — они разработали инновационную, гуманистическую и открытую версию марксизма, избегающего детерминизма и классового
редукционизма»'.
В ходе эволюции учения Франкфуртской школы произошли изменения позиций в связи с крупными политическими и эко-
1 Encyclopaedia of Sociology: In 4 v. N. Y., 1992. Vol. 1. P. 384.
790 Раздел IV. Социология между двумя мировыми войнами
Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно
791
номическими
сдвигами в мире, такими как возникновение
фашизма и затухание революционного
движения в Европе. По мнению франкфуртцев,
рабочий класс в капиталистическом
обществе превратился в социальную
группу, все более управляемую с
помощью новых образцов массовой
культуры, и весьма проблематично,
что этот класс сможет разработать
революционную модель сознания и в
будущем.
Самым оптимистичным среди франкфуртцев был Маркузе, который выявлял источники революционного сознания вне пролетариата. Наибольшим революционным потенциалом в современном мире, по его мнению, обладают национальные меньшинства, а также студенты.
Доминирующей темой Франкфуртской школы является тема дальнейшего перерождения социальных идеалов Просвещения в узкую и дегуманизирующую «технологическую рациональность», которое произошло как в западных капиталистических, так и в советских марксистских формах социальной организации. По мнению франкфуртцев, подобное «извращение» развития поддерживается позитивистскими и сциентистскими формами социальной науки и, в противовес этому, критическая социальная теория должна бороться с этими отклонениями.
В целом можно охарактеризовать Франкфуртскую школу как влиятельное течение гуманистической мысли, базирующее свою рефлексию на тезисе о предполагаемом существовании подлинной, аутентичной человеческой природы.
С позиций критической теории большая часть искусств произведена тем, что Хоркхаймер и Адорно называли «культурной индустрией», а большая часть философии является разновидностью позитивизма или идеализма, однако были и определенные примеры противоположного свойства, оставляющие надежду на конечное освобождение человечества от разлагающей диалектики Просвещения. По иронии, это были те самые культурные явления (например, модернистское искусство или сама теория), которые стремятся избежать какой-либо прямой и непосредственной политической вовлеченности.
Для франкфуртцев не существовало жизнеспособной политической практики, которая могла бы привести к качественным изменениям, по крайней мере, в обозримом будущем.
Говоря о социальной тональности школы, следует отметить, что вкупе с более ранними трудами ее представителей «Авторитарная личность» не сделала ничего, чтобы развеять чувство
растущего отчаяния, присущее Франкфуртской школе. Хотя исследование выделило компоненты синдрома неавторитарной личности, оно не осмелилось оценить относительное преобладание каждого из них. И после поражения фашизма франк-фуртцы не стали оптимистами относительно того направления,
куда движется мир.
То состояние социума, которому Маркузе позднее дал названием «одномерное общество», означало, что даже во внешне либеральных демократиях Запада подлинно освободительные импульсы подавляются.