
курсы учителей / материал к сочинениям / 3 / Медный всадник
.docА.С.Пушкин
Поэма «Медный всадник» (1830)
Петербург в поэме. Петербург поэмы «Медный всадник» – образ многозначный, символический. С одной стороны, это любимый поэтом город белых ночей, дружеских встреч, поэтического вдохновения, утонченной, величественной красоты и блеска. С другой – это символ созданного Петром государства, в котором сочетаются сила, мощь, величие, энергия, но и холодное равнодушие к судьбе «маленького человека». Город, возведенный «над бездной», сравнивается с гордым конём, скачущим в неизвестность:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
Можно вспомнить Русь-«птицу-тройку» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», где подобный вопрос также остался без ответа: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ! Не даёт ответа».
Многозначность образа Медного всадника. Образ Петра Первого в поэме также многозначен, и это чувствуется уже в эпитетах: с одной стороны – «строитель чудотворный», «державец полумира», «мощный властелин судьбы», с другой – «горделивый истукан», «бронзовый кумир», «грозный царь» с его «роковой волей». Медный всадник прекрасен, величествен и одновременно ужасен. Он полное воплощение того государства, которое создал Петр. Медный всадник одновременно напоминает о величии России, но и гнетёт, рождает ужас, ощущение полного бессилия человека перед монолитной мощью государства, что особенно чувствуется в сцене погони.
Символика образа стихии. Образ стихии совмещает и конкретное, и символическое. Это воплощение той стихии природы, которая укрощена строителями Петербурга, закована в гранит нового города. Вырвавшись на некоторое время на волю, она мстит за своё укрощение, становится силой, с которой «царям не совладать».
Стихия символизирует непредсказуемость судьбы, губительную силу неподвластного человеку рока, не случайно Пушкин часто употребляет слово «вдруг»: «вдруг на город кинулась», «всё вокруг вдруг опустело», «воды вдруг втекли в подземные подвалы». Обычная жизнь обычного человека оказалась сломана стихией, равнодушно выброшена из пространства жизни.
Есть и еще один смысловой оттенок образа стихии: стихия становится символом державной власти, безжалостной к мечтам, судьбе и самой жизни «маленького человека».
Образ «маленького человека». Впервые в русской литературе главным героем поэмы – «высокого» жанра – становится незаметный чиновник, который «живёт в Коломне, где-то служит». Евгений в поэме – личность, со своей уникальной судьбой, надеждами, чувствами. «Маленький человек» в поэме Пушкина не принижен, не обезличен, он включен в поэзию обычной человеческой жизни, с ее мечтами о тихом счастье с любимой. Евгений благороден, для него честь – одно из основных достоинств человека, в час наводнения все его тревоги не о себе – о любимой Параше. Евгений вызывает не только сочувствие, жалость, но и восхищение: в минуту, когда он грозит царю, в нем вспыхивают сильные чувства, воля к возмездию.
Евгений нарушил незыблемое спокойствие Медного Всадника, который увидел в этом жалком безумце достойную преследования силу. «Бунт» Евгения направлен против права высшей силы жестоко разрушать обычное течение жизни человека, обрывать его мечты. Евгений защищает право на свою, пусть скромную, жизнь, своё будущее, на их неприкосновенность. Эта мысль – мысль о неприкосновенности частной жизни человека, ее свободе от вмешательства государства – была очень близка Пушкину в тридцатые годы.
Однако бунт «маленького человека» оказался бессильным, обреченным, это был последний всплеск жизненной силы в Евгении. Противостояние с государственной мощью заканчивается смертью «маленького человека» - иначе и быть не могло, однако то, что Евгений оказался способен на протест, пусть и такой бессильно-робкий («Ужо тебе!»), - немало.