Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
30
Добавлен:
27.04.2015
Размер:
54.78 Кб
Скачать

Валентин Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой»

Проблема взаимоотношений человека и природы – одна из основных проблем времени, само существование жизни зависит от ее решения. Человек в природном мире должен быть не разрушителем или покорителем, а его органичной частью – об этом говорят произведения Астафьева «Царь-рыба», Айтматова «Белый пароход», «И дольше века длится день», «Плаха», об этом – повести Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и Распутина «Прощание с Матёрой».

В центре нравственно-философской повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» - размышления о смысле человеческого существования в современном мире, в котором научно-технический прогресс изменяет не только географический облик земли, но и духовный мир человека, порождая в его сознании иллюзию господства и всесилия. Трагизм повести обусловлен тем, что в центре повествования – последнее лето деревни, которая жила триста лет, «перемогая любые времена и напасти». Уже с первых страниц – ощущение замирающей жизни, в вековом укладе которой что-то надломилось: «Всё на месте, да всё не так: гуще и нахальней полезла крапива, мёртво застыли окна в опустевших избах. Уж повяла деревня, как подрубленное дерево, сошла с привычного хода». Не случайно это сравнение деревни с подрубленным деревом: в нем чувствуется осознание органичной включенности человека в природный мир, свойственное любимым героям Распутина и самому автору. Трагизм ощущается в самом названии произведения, которое начинается со слова «прощание»: всё, что совершается в это лето на Матёре, - в последний раз. Вероятно, поэтому столь неторопливо развивается сюжет, позволяя вглядеться в каждую деталь навсегда уходящей жизни, в подробности привычного пейзажа, ставшего особенно дорогим накануне гибели.

Мир Матёры – центральный образ повести, который становится метафорой России и самой жизни. Матёра в повести Распутина словно живое существо, умеющее чувствовать и мыслить, быть может, поэтому и название её – от слова «мать», как и Подмоги – от слов «помочь», «подмога». Жизнь во всех её формах населяла Матёру: от пичуги, сидящей на гнезде, до царского лиственя. «От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре». Уже с первых страниц произведения ощутим философский план повествования: основой конфликта становится борьба жизни со смертью. Сопротивляясь подавляющей ее смерти, жизнь вспыхивает в это последнее лето на Матёре с особой энергией: поля и луга приносят обильный урожай, пробуждаются ароматы, звуки и краски, раздаются песни, смех, «стрёкот» косилок. Символом мощи природы, её воли к жизни становится старая лиственница, «царский листвень», не поддающийся ни огню, ни топору, ни бензопиле. Преступление против Матёры – это преступление против самой Жизни.

Матёра воплотила созидательную энергию не только природы, но и человека: деревня строилась по законам здравого смысла и красоты, потому что создавалась не только для себя, а для детей и внуков. «Что наскоро ставится, скоро и старится. А в Матёре были постройки, которые простояли двести и больше лет и не потеряли вида и духа». На доме Катерины даже повесили табличку о том, что он памятник искусства, собственность Академии Наук. Убийство Матёры – это преступление перед теми, кто её создал триста лет назад, кто жил в ней и еще мог бы жить. Это преступление и перед прошлым, и перед будущим.

С уходом Матёры исчезает очаг многовековой народной культуры, который ничем невозможно заменить. Можно увезти людей, но куда увезешь зори на Ангаре, «сладкое обмирание по вечерам перед красотой подступающей ночи, эти песни, когда уж будто не люди, а души их пели, соединившись вместе». Были в этой деревне свои традиции, своё отношение к труду и хлебу, ощущение себя частью природы и частью единой божественной души. С потерей родной земли вряд ли можно сохранить веками выработанные нравственные представления о совести, ответственности перед своими предками и потомками, о душе, смысле жизни: «Кто душу вытравил, тот не человек. На чё угодно такой пойдёт, не оглянется», «В ком душа, в том и Бог. Он в тебе же есть. Не в небе. А боле того – человека в тебе доржит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался», «Живёшь-то всего ничего, пошто бы ладом не прожить, не подумать, какая об тебе останется память», «Правда в памяти, у кого нет памяти, у того нет и жизни». С уходом этой культуры становится беднее наша общая духовная жизнь.

Хранительницей духовной памяти поколений становится в повести Распутина Дарья Пинигина – ее главная героиня. Обладающая «строгим и справедливым» характером, который притягивал к ней «слабых и страдательных», Дарья оказывается в центре переплетения сюжетных линий, связанных с другими жителями Матёры: Богодулом, Катериной и её сыном Петрухой, Настасьей – женой деда Егора, Симой и ее внуком Колей. Дарья относится к земле как к родному существу: она черпает от нее силы, советуется с ней, умеет ее слышать и понимать. Ощущая свою невольную вину перед Матёрой, родными могилками, которых должна поглотить вода, Дарья воплощает в повести идею ответственности человека за всё, что совершается при нем. «Эта земля рази вам одним принадлежит? Эта земля всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придёт. Нам Матёру на подержание только дали. Вам ее старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали». Гибнет земля – и распадается связь между поколениями: человек отрывается от родных корней, от родных могил, освобождается от памяти, а значит, ответственности за то, как живёт. Семья, человеческий род для Дарьи – это «ниточка с узелками», которая может перерваться с гибелью Матёры. Ощущая себя звеном в неразрывной цепи поколений, Дарья воспринимает разорение кладбища как крайнюю степень безнравственности, кощунства, нравственного одичания.

Последней смирившись с неизбежным, Дарья перед пожаром, как перед похоронами, обряжает свой дом – белит, моет, вешает чистые занавески, топит печь, убирает углы ветками пихты, всю ночь молится, «виновато и смиренно прощаясь с избой». Дарья Пинигина – один из наиболее ярких женских образов в русской литературе второй половины ХХ века, в его воплощении можно ощутить традиции Некрасова, создавшего тип «величавой славянки» в поэмах «Мороз, Красный нос» (Дарья) и «Кому на Руси жить хорошо» (Матрёна Тимофеевна). Близка Дарье Матрёна Васильевна из рассказа Солженицына «Матрёнин двор».

Проблема нравственного выбора также становится в повести Распутина одной из центральных. У каждого из героев произведения своя ноша, своя боль, и у Павла, сына Дарьи, она тоже нелегка. Павел разрывается между Матёрой, где его Дом и другого, роднее, уже не будет, и посёлком, где предстоит заново обустраивать свою жизнь. Вероятно, на всю жизнь останется с Павлом роковой вопрос: нужно ли это затопление, а если нужно, то почему всё делается так несуразно? Жизнь разнолика, мощна, но и хрупка: культуру жизни, что осталась на Матёре, оказалось невозможно механически перенести на другое место. В новом посёлке всё «не по-людски и несуразно»: огородик, на который требуется возить землю, нет места для коровы, нет покосов, всё «должно быть под одну линейку», на улицах «просторно и голо – ни единого палисадничка, ни деревца». Павел, вероятно, так и останется в той символической лодке, что оказалась между двумя берегами: новой, но какой-то всё же чужой жизнью посёлка и Матёрой.

А вот Андрею, сыну Павла, всё кажется более простым и ясным, у него нет этой душевной боли. Андрей любит и отца, и Дарью, и Матёру, но живет всё-таки уже в другом мире. Есть своя правда в его словах, в его молодом желании к движению, поиску места в жизни, однако нельзя ограничиваться лишь одной стороной правды, отметая другие. Каждый вправе сделать свой выбор, но нельзя лишать человека самой возможности выбора, как поступили с матёринцами.

Мотив смерти, ощутимый уже на первых страницах повести, в финале становится центральным. Связи с родной землей настолько крепки, что отрыв от нее может стать отрывом от самой жизни, как это случилось с дедом Егором. Накануне затопления слышен прощальный голос Хозяина – духа, фантастического персонажа, в котором воплощена идея неповторимого своеобразия жизни на «этой отдельной, водой окруженной и из воды поднявшейся земле». В финальной сцене оставшиеся последними на острове герои ощущают себя «неживыми» на краю «развёрстой пустоты» перед концом света. Густой и плотный туман спрятал Матёру, словно она и впрямь исчезла с земли, улетела в небо. Трагическая развязка проявляет авторскую позицию: ничем не заменить Матёру, навсегда останется зияющая пустота на её месте. Заменой Жизни может быть только Жизнь. Таким образом, повесть Распутина – это не только размышление о судьбе деревни и острова, но и раздумья о жизни и смерти, добре и зле, памяти и беспамятстве, о России, а значит, судьбе каждого из нас.

3

Соседние файлы в папке 3