Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по Философии ХГАЭП.doc
Скачиваний:
127
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
1.48 Mб
Скачать

§ 2. Природа философского знания: предмет, структура, специфика

и современные дефиниции

Предметное самоопределение философии в историко-философской

ретроспективе

Историческое становление философии и ее теоретический генезис происходят в единстве с процессом самоопределения ею своего предмета. История философии, по существу, становится ключом к исходному пониманию предмета и специфики философского знания. Предмет философии в историко-философской ретроспективе свидетельствует о большем единстве философских школ, чем можно было представить исходя из современного состояния философского знания. Предмет единого философского интереса и его выражение в многообразии концепций высвечивается наиболее ярко в истории философии. Последняя, по существу, становится ключом к исходному пониманию предмета и специфики философского знания.

Под понятием "предмет философии" мы имеем в виду не объект исследования конкретной философской теории, а то, что является общим для всех исторических и современных школ, течений, направлений: внеиндивидуальный, единый для всех времен и народов объект1 философствования. Существование такого предмета утверждает нас во мнении о единстве и своеобразии самого философского знания по отношению к иным его видам (религиозно-мифологическим, обыденным, научным)2.

Философия древнего мира (Индии, Китая, Античности) основным предметом познания явно или неявно определяла бытие3 как общее (мир как целое) и как единичное (мир конкретных вещей). Так, элейцы4 считали истинное бытие единым, целым (без частей), неподвижным, неизменным, вечным, познаваемым только мыслью, но не чувствами. Схожей позиции придерживался Платон, утверждая единственную реальность мира идей как устойчивое истинное бытие, в отличие от изменчивого иллюзорного мира вещей. Аристотель первый выделил собственно философию как особый вид знаний, предметно отграничив его от конкретных наук и ненаучных знаний. Предметом философии становятся умопостигаемые принципы и начала бытия. Однако Аристотель не отделял и не противопоставлял общее (умопостигаемое) и единичное (чувственно воспринимаемое). Пока наука включалась в философию в качестве обязательного элемента знания, речь могла идти лишь о бытии общего и единичного как единого предмета философии.

Если элейцы и Платон характеризуют бытие (сущность предмета философии) как неизменно сущее, вечное, то Гераклит Эфесский (ок. 544 – 483 до н.э.) и его последователи рассматривают сущее1 как процесс (становление и развитие). Но уже и первым, и вторым становится очевидным, что наше видение бытия (сущего) зависит от вида познания и его методологии. Элейцы и Платон абсолютизируют рациональный2 метод познания, в котором бытие обретает черты общего. Сенсуализм3 Протагора, Эпикура и стоиков преувеличивает роль чувственного познания бытия единичного. Поэтому любая философская теория неявно включает в свой предмет и сам механизм познания – бытие сознания (субъективное бытие). Всеобъемлющий образ бытия (панонтологизм)4 становится для философии древнего мира универсальным предметом в основном удовлетворяющим все школы эпохи.

Средневековая философия с первых шагов своего становления (периода отцов церкви – патристики) опиралась на панонтологизм предметного определения философии античности. Средневековая философия обоготворила бытие как основной предмет исследования, Ренессанс "мистифицировал"5 его, новое время его "заземлило", представило бытие предметом как философского, так и научного (опытного) познания. Но уже английский субъективный идеализм (Дж.Беркли (1685 – 1753), Д.Юм (1711 – 1776)) делает предметом философского исследования сам процесс познания (пангносеологизм)1. Познание, по существу, определяет как само существование (esse est percipi – "существовать, значит быть воспринимаемым"), так и качество сущего ("вещь есть совокупность ощущений"). Пангносеологизм характерен для И.Канта и всей философии позитивизма (позитивизма О.Конта, Г.Спенсера и Д.Милля, эмпириокритицизма Э.Маха и Авенариуса, неопозитивизма и современного постпозитивизма). Позитивизм не может и сегодня похвастать определенностью понимания предмета философии.

Наибольшей ясностью и однозначностью определения предмета философии отличается материализм. Он всегда полагал предметом философского познания не только "бытие как таковое", но и "познание вообще". Любой вид бытия и познания, любая их сторона, аспект могут быть предметом философии, в том числе и материализма. Современная материалистическая философия (и не только она), имея самостоятельный предмет исследования по отношению к науке, охватывает и общую для них область – метанаучные исследования (общенаучные принципы и законы бытия и познания) (рис. 2).

Однако возникает правомерный вопрос: может ли собственный предмет науки стать предметом исследования философии? Материализм и другие сциентистстские философии не сомневаются, по существу, в утвердительном ответе. Различие философского и конкретно-научного знания общего предмета заключается в особенностях его отражения философией и наукой. Философия исследует единичное в качестве собственного предмета с позиций особенного (метанаучного) и общефилософского (всеобщего, универсального) знания. Философское познание единичного заключается в поиске закономерных связей общефилософской теории (через метанаучную сферу знаний) с предметной областью науки.

Наиболее спорными, на наш взгляд, являются утверждения некоторых философов о нефилософичности предметов ненаучного знания (мифологии, религии, мистического, эмпирического и обыденного типа знаний). Реальная философская практика сегодня не в состоянии указать границы предметного исследования философии. Сам предмет философии не может быть определен иначе, как в единстве с особенностью философской теории. Плюрализм философских теорий порождает безбрежное предметное поле философствования, а предметов познания – столько же, сколько философов. Уникализм философий и их предметов сегодня оправдывается свободой познания личности философа и индивидуальной природой философского знания. Хотя очевидна наша неразрывная связь с историческим и современным опытом философствования, ставшего общественным достоянием, философское творчество имеет и личностный аспект. Истина, однако, заключается в том, что нельзя абсолютизировать личностный характер философии и противопоставлять его предметно обусловленному, следовательно, объективно определяемому философскому знанию1.

Рис. 2. Предмет философии и науки

Современная философия, если исходить из единства ее многообразия во взглядах на собственный предмет, отличается от историко-философского подхода разве что еще большей вариативностью. "Каждой философии свой предмет" – так, пожалуй, мог бы выглядеть лозунг некоторых современных философий и их творцов. Но вопреки желаниям некоторых философов воплотить в жизнь абсолютную свободу философствования, все же внутренняя потребность в объективной методологии, социальная заинтересованность, требование объективности философского познания ставят перед ними задачи, возвращающие их к "единому предмету" философии. Таким общим предметом является бытие и познание как его инвариантная составляющая. При всех изменениях предмета философий общим для них остаются фундаментальные принципы бытия и познания, лежащие в основании любой философии. Будь это философия конкретной науки или науки вообще, философия религии или ее разновидностей, философия бытия уникального индивидуального мира личности (экзистенциализм) или позитивистская концепция научного познания – все они исходят из понятий бытия и познания. И как бы по-разному философы не понимали само бытие или само познание, все они вынуждены обратиться именно к этой инвариантной предметности – бытию и познанию.

Современные универсальные философские системы, включающие в свое содержание философии конкретных наук и ненаучных знаний и рассматривающие свою теорию как целостное знание, ничем не ограничивают свой предмет. К примеру, неотомизм1, диалектический материализм1, позитивизм2 и отчасти экзистенциализм3 претендуют на безграничность предмета исследований и беспредельный универсализм философских знаний. У значительной части современных философов, создателей конкретно-предметных философий (философия природы, общества, истории, науки и др.) не то что "не хватает пороха" на конструирование универсальных философских систем, они просто используют явно или неявно фундаментальные идеи уже имеющихся. Бытие и познание как предмет философии порождают безбрежное поле философствования. Философия не оспаривает у науки и других видов знания их предмет, но и не исключает в нем собственного интереса. В настоящей философии все знания обретают возможное единство и предметную целостность: бытие и познание существуют как единство общего, особенного и единичного.

Структура философского знания

Предметное самоопределение философии самым непосредственным образом сказывается на структуре философского знания. Номинальный предмет философии – бытие и познание – позволяет структурировать философское знание на два фундаментальных раздела: онтологию – учение о бытии и гносеологию – учение о познании. Однако реальная жизнедеятельность людей порождает новую, уникальную сферу предметности, отличную от бытия и познания, но и определяемую тем и другим, и не существующую без того и другого. Это сфера ценностей, являющихся содержанием культуры, суть продукт оценивающей деятельности субъекта. Без субъекта практики и познания, как и без предмета оценивания, ценности не существуют. Двойственная природа бытия ценностей указывает на диалектическую взаимосвязь дополняющих и взаимополагающих субъективных (духовных) и объективных (материальных) компонент ценности. Возникает раздел философии – аксиология4 – учение о ценностном бытии (рис. 3).

Общефилософские компоненты знания (онтология, гносеология, аксиология) базируются на историко-философском основании и логике историко-философского процесса. Нет современной философии без своей истории и логики ее формирования. Логика историко-философского процесса объективно определяет развитие "самосознания эпохи", т.е. духа и содержания современной философии. Логика суть выражение необходимости становления и развития той или иной философии, ее предмета и соответствующей проблематики.

История философии и логика историко-философского процесса является ядром общефилософского знания. С другой стороны, важнейшим компонентом структуры общефилософского знания выступает диалектика. Она формирует внутреннее триединство, системную целостность, самоорганизующую способность и развитие общефилософских знаний. Диалектика связывает общефилософскую компоненту знаний с конкретно-философским, образуя систему философского знания (философскую теорию). Диалектическая логика философского познания такова, что элементы общей онтологии, гносеологии и аксиологии реально участвуют в создании метанаучных (общенаучных) онтологии, гносеологии и аксиологии, а через них устанавливают связи с конкретными науками.