Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

SMO_lek

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
1.02 Mб
Скачать

театральном центре, еще раз подтвердили новые параметры современных угроз: неожиданность, множественность и разнородность целей, а также средств нападения. Другая сфера современного терроризма — кибертерроризм, в том числе - информационный, связанный с возможностью дестабилизации работы компьютерных систем и сетей. Легко представить себе последствия вызванных этим крупных сбоев в работе транспорта, связи, энергоснабжения, правительственных и полицейских структур — так называемых «критических инфраструктур» современного общества.

В мае того же года в Париже состоялась встреча на уровне экспертов участников «Большой восьмерки» по компьютерному терроризму. Специалисты сказывали мнения, что угроза кибертерроризма представляет для человечества опасность, сравнимую с ядерной, химической, бактериологической войнами.

Конфликты в современном мире. Особенности конфликтов в к. XX- н. XXI вв.

Не будет преувеличением сказать, что конфликты стары, как мир. Они были до подписания Вестфальского мира. Конфликтные ситуации и споры, по всей вероятности, не исчезнут, поскольку, общество без конфликтов — мертвое общество (Р. Ли).

События в мире стали развиваться так, что количество локальных и региональных конфликтов с применением насилия в мире сразу после завершения холодной войны увеличилось. Об этом свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ), одного из ведущих международных центров, занимающегося анализом конфликтов.

Несмотря на различные теории, которые стали выдвигать ряд авторов (С. Хантингтон и др.), во второй половине 1990-х гг. количество конфликтов, а также конфликтных точек в мире, по данным СИПРИ, стало уменьшаться.

Так, в 1995 г. насчитывалось 30 крупных вооруженных конфликтов в 25 странах мира, в 1999 г. — 27, и то же в 25 точках земного шара, в то время как в 1989 г: их было 36 — в 32 зонах.

61

Шведские исследователи М. Солленберг и П. Валленстин определяют крупный вооруженный конфликт как «продолжительное противоборство между вооруженными силами двух и более правительств, или одного правительства и по меньшей мере организованной вооруженной группировкой, приводящее в результате военных действий к гибели не менее 1000 человек за время конфликта (другие называют цифру в 100 и даже 500 погибших).

Действительно, конфликтов вряд ли удастся избежать совсем. Другое дело, в какой форме их разрешать — через диалог и поиск взаимоприемлемых решений или военное противостояние.

И в чем же причины современных конфликтов? Их развитию способами различные факторы. Так, дали о себе знать проблемы, связанные с распространением оружия, его бесконтрольным использованием, непростыми отношениями между индустриальными и сырьевыми странами при одновременном усилении их взаимозависимости. К этому следует добавить развитие урбанизации и миграцию населения в города, к чему оказались неготовыми многие государства. После распада биполярной структуры региональные и локальные конфликты в значительной степени «зажили своей жизнью».

В новых условиях конфликты приобрели качественно иной характер. Прежде всего, в мире практически исчезли «классические государственные конфликты, которые были типичны для расцвета Вестфальской политической модели мира.

Вообще, согласно некоторым источникам, количество межгосударственных конфликтов на протяжении довольно длительного периода времени идет на убыль. Впрочем, следует сделать оговорку: речь идет именно о «классических» межгосударственных конфликтах, когда обе стороны признают друг за другом статус государства. Это признается также другими государствами и ведущими международными организациями.

В 1990-е годы на смену межгосударственным пришли внутренние конфликты, протекающие в рамках одного государства. Среди них можно выделить три группы:

1. конфликты между центральными властями и этнической/религиозной группой (группами);

62

2. между различными этническими или религиозными группами; 3. между государством/государствами и неправительственной

(террористической) структурой.

Внутренние конфликты 1990-х годов получили название «конфликтов идентичности», так как связаны с проблемой самоидентификации.

Многие конфликты по религиозной и этнической направленности разрешить не возможно. Внутригосударственный характер современных конфликтов часто сопровождается процессом, связанным с тем, что в них вовлекается сразу несколько участников (различные движения, формирования и т.п.) со своими лидерами, структурной организацией.

Кроме «внутренних» участников, на конфликтную ситуацию действует множество внешних акторов — государственных и негосударственных. К числу последних относятся, например, организации, занимающиеся оказанием гуманитарной помощи, розыском пропавших без вести в процессе конфликта, а также бизнес, средства массовой информации. Влияние этих участников на конфликт нередко вносит элемент непредсказуемости в его развитие.

Снижение управляемости конфликтами обусловлено и другими процессами, происходящими на уровне государства, в котором вспыхивает конфликт. Регулярные войска, подготовленные к боевым действиям в межгосударственных конфликтах, оказываются плохо приспособленными и с военной, и с психологической точки зрения к решению внутренних конфликтов силовыми методами. В свою очередь общее ослабление государства ведет к ухудшению финансирования регулярных войск, что влечет за собой опасность потери контроля государства уже за собственной армией. Одновременно в ряде случаев происходит ослабление государственного контроля над происходящими в стране событиями вообще, в результате чего конкретный регион становится своеобразной «моделью» поведения.

63

Силы, вовлеченные во внутренние конфликты, часто оказываются настроенными экстремистки. Крайнее проявление экстремизма и фанатизма ведет к использованию террористических актов, захвату заложников. Эти феномены последнее время сопровождают конфликты все чаше.

Исследователи выделили две группы факторов, влияющих на возникновение и развитие конфликта:

1. структурные факторы, или независимые переменные (структура общества, уровень экономического развития и т.п.); 2. процедурные факторы, или зависимые переменные (политика, проводимая как участниками конфликта, так и третьей стороной; личностные особенности политических деятелей и

т.п.).

Таким образом, в довольно обобщенном виде можно сказать, что при изучении процесса формирования конфликтной ситуации в первую очередь должны быть проанализированы структурные факторы, а при выявлении формы ее разрешения — процедурные.

Большое значение процедурам и методам урегулирования конфликтов придает ООН. За свою миротворческую деятельность ООН отмечена в 1988 г. Нобелевской премией.

В начале 1990-х годов активность ООН в области урегулировании предотвращения открытых форм проявления конфликтов усилилась, а численность ее миссий по поддержанию мира возросла. В 1992 г. Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали предложил «развернутую повестку дня для мира» (Agenda for Peace), в которой подробно изложил различные процедуры мирного урегулирования и предотвращения конфликтов. Поскольку конфликты создают серьезную угрозу региональной безопасности, их урегулирование также находится в центре внимания многих региональных межправительственных организаций, в том числе ОБСЕ и др. К решению этих вопросов подключаются и неправительственные организации («Врачи без границ» и др.). Тем не менее, серьезной проблемой остается факт, что современные внутриполитические конфликты с этнической и религиозной составляющей крайне сложно поддаются

64

воздействию. Они затрагивают глубинные ценностные и эмоциональные структуры участников, поэтому, как правило, требуют длительного времени для примирения и деятельность по урегулированию и предотвращению конфликтов. Многие из этих технологий разработаны и введены в практическую сферу в конце XX столетия. Это технологии: превентивной дипломатии, поддержания мира; сохранения мира; восстановления мира. Превентивная дипломатия используется для того, чтобы не дать конфликту перейти в вооруженную стадию. Она включает деятельность, связанную с «восстановлением доверия» между конфликтующими сторонами, работу миссий гражданских наблюдателей по установлению фактов рушения мира; обмен информацией и т.п. Тем не менее, конкретная политика в отношении конфликтных ситуаций во многом остается реактивной, т.е. в основном действия принимаются после того, как то или иное событие произошло — как ответ на него.

В связи с интенсивным развитием практики воздействия на конфликты к концу XX столетия появился термин «миротворческие операции второго поколения». Они предполагают более широкий спектр применения в конфликте третьей стороной различных средств, в том числе использование военно-морских сил и авиации. При этом военные операции стали осуществляться и без согласия государства, в котором возник конфликт, как было, например, в бывшей Югославии. Эта практика получила название «принуждение к миру» и неоднозначно воспринимается различными государствами, политическими деятелями, движениями и т.п. В научной литературе утвердились также термины: предупреждение открытых вооруженных форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями — войнами, массовыми беспорядками и т.п.; урегулирование конфликтов, направленное на снижение уровня враждебности в отношениях сторон, что предполагает посреднические процедуры и переговоры; разрешение конфликтов, ориентированное на устранение их причин, формирование нового уровня взаимоотношений участников.

65

6.3. Проблема отношений «Север-Юг». Параметры неравномерного развития стран «Юга» и «Севера».

Понятия «богатый Север» — « бедный Юг» широко используется для обозначения явления, которое заключается в значительной поляризации мира по оси «Север— Юг».

Этот термин первоначально получил распространен в рамках неомарксизма в годы холодной войны, когда выделялись капиталистические, социалистические и «остальные» — страны «третьего мира».

Примерно 20% населения Земли составляют те, кто проживает в развитых странах.

Им принадлежит примерно 85 процентов парка автомобилей. На них приходится потребление почти 60 процентов вырабатываемой энергии. А доходы их граждан превышают тех, кто проживает в развивающихся странах, в 60 раз и более.

Втоже время рост населения наблюдается именно в развивающихся странах (здесь проживает 85% родившихся в I960 г. и позднее).

Вразвивающихся странах существенно увеличилось число больных СПИДом. В стоящее время на них приходится почти 90% всех ВИЧ - инфицированных. Наряду с эпидемией СПИДа в развивающихся странах высокий урон» заболеваний гепатитом (2 млн. летальных исходов ежегодно).

Распространению заболеваний способствует низкий уровень жилищных условий. Отсутствие жилья — одна из острейших проблем «глобального Юга».

Сложные санитарные и жилищные условия сопровождаются недостатком питания. Процент людей, проживающих в сельской местности развивающихся стран, значительно выше, чем в развитых.

Низкий уровень жизни, образования и здравоохранения, безработица нередко сопровождаются конфликтами, нестабильностью, политическими переворотами.

Довольно остро стоит вопрос — задолженности стран «Юга» странам «Севера». Проблема заключалась в том, что растущий долг развивающихся стран стал угрожать как государствам

66

«Юга», так и «Севера». Первые просто не могли расплатиться. Что касается «Севера», то кредиторы теряли oогромные суммы денег. Дефолт развивающихся стран мог бы самым непосредственным образом сказаться на них. Все это привело к необходимое решения вопросов иностранного долга развивающихся стран и долгового кризиса как такового.

Такова общая картина различий в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами. Сразу по окончании холодной войны нередко звучали утверждения, что в современном мире противостояние по линии «Восток— Запад» сменилось на противостояние по оси «Север— Юг».

Но «Юг» далеко не однороден по социально-экономическим критериям. Некоторые страны «Юга» сумели преодолеть отставание в социально-экономическом развитии. Сначала экономического успеха добились отдельные государства на Ближнем Востоке, в частности страны— члены ОПЕК, что связано с экспортом нефти.

Позднее возник феномен так называемых новых индустриальных стран, к которым относятся страны ЮгоВосточной Азии. Их успех в социально-экономической жизни еще более впечатляющий, чем в странах Ближнего Востока. В 1980-е годы, за относительно короткий период времени Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, получившие название «Азиатских тигров», сумели стать развитыми индустриальными странами.

«Север» тоже неоднороден. Там имеются районы и группы населения фактически с теми же проблемами, что и у «Юга». Но общее число таких людей значительно меньше, а сами проблемы обычно не имеют такой остроты.

Большинство исследователей склонны полагать, что разрыв между развитыми и развивающими и странами обусловлен как внутренними факторами развития, так и отношениями между «Югом» и «Севером». При этом делаются разные акценты на тех или иных факторах, соответственно выделяются и различные научные подходы.

Первый подход к проблеме «богатый Север» — « бедный Юг» проистекает из теории классического экономического развития.

67

Этот подход возник вскоре после Второй мировой войны и исходил из того, что промышленное развитие началось в странах глобального Севера». Индустриализации подверглась сначала Европа, а потом и Северная Америка. Это, с одной стороны, принесло с одной стороны улучшение условий жизни, с другой

— привело к совершенствовано вооружений, которые в дальнейшим были использованы для колониальных захватов.

В конце XX столетия теория классического экономического развития переживает свое возрождение и получает название неоклассической.

Сторонники другого подхода в принципе соглашаются с тем, что «Север» несет ответственность за отсталость «глобального Юга».

При этом сторонники данного подхода подчеркивают, что наиболее важным аргументом в пользу необходимости развивать отношения с глобальным Югом» служит не столько историческая ответственность, сколько ориентация на будущие отношения. Неоклассическая теория склонна рассматривать их между «Севером» и «Югом» как игра с нулевой суммой, когда в выигрыше могут оказаться и «Север», и «Юг».

Наибольшее обсуждение проблема социально-экономического развития между «богатым Севером» и «бедным Югом» получила, пожалуй, в рамках другого похода — неомарксизма. Он подчеркивает структурное разделение земного шара на эксплуатируемых («глобальный Юг») и эксплуататоров («глобальный Север»). Отсюда еще одно его название — структурная теория, которая была довольно популярной в 1970- 1980-е. В рамах теории неомарксизма выделяют два направления: мирсистемный подход и направление, ориентированное на теорию зависимости.

Расслоение мира обусловлено империалистическими завоеваниями развитых ныне стран, которые смогли это сделать за счет эксплуатации колоний. Несмотря на обретенную во второй половине XX в. независимость, экономически они остались зависимы от бывших метрополий или шире — от «глобального Севера». Именно в этой экономической зависимости кроется, согласно неомарксизму, не только разрыв между «Севером» и «Югом», но и его углубление. Неомарксизм

68

исходит из того, что «глобальный Север» не заинтересован в динамичном развитии «Юга», для которого бывшие колонии остаются поставщиками сырья и дешевой рабочей силы. Мирсистемное понимание разрыва между «Севером» (ядром) и «Югом» (периферией) исходит из того, что функционирование экономики ядра и периферии специализированы и одновременно взаимозависимы. Иными словами, они не могут существовать друг без друга. Длительные исторические циклы, которые рассматривает это направление, предоставляют странам возможность «передвигаться» в рамках структуры: ядро, полупериферия, периферия. В то же время эта теория с трудом может объяснить быстро развитие некоторых развивающихся стран.

Во многом ответственными за разделение мира на «богатый север» и «бедный Юг» представители теории зависимости видят ТНК.

Для преодоления различий между «Севером» и «Югом» должны быть перестроены мировое производство и торговля.

Наконец, третий подход в отношениях «Север— Юг» ориентирован на неореализм. Данный подход основан на том, что проблема должна быть решена прежде всего самими развивающимися государствами.

Тем не менее, в практическом плане и сегодня проблема развития достаточно остра. Развивающиеся страны используют различные стратегии для преодоления экономического разрыва. Одна из них ориентирована на производство внутри страны той продукции, которая ранее импортировалась. Ее смысл в развитии собственной промышленности. Эту стратегию использовали многие страны Латинской Америки. Однако в крайнем своем варианте она может привести к тому, что страна окажется вне глобальной мировой экономической системы, и это лишь усугубит ее экономическую отсталость.

Национализация — еще одна из стратегий. Она имеет негативные моменты, связанные с возможным понижением экономической эффективности. Проблема заключается в выборе оптимальных средств и методов развития в каждом конкретном случае. Предпринимаются и коллективные усилия развивающихся стран по преодолению экономического разрыва.

69

Так, в 1973 г. их лидеры на встрече в Алжире выступили с инициативой, которая получила название нового международного экономического порядка. Сначала реакция развитых стран была негативной, однако диалог «Юга» и «Севера» состоялся и был продолжен. В настоящее время развивающиеся страны активно выступают в различных международных организациях, включая ООН.

Так, Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД, созданная как постоянный орган Генеральной Ассамблеи ООН в 1964 г., была ориентирована на решение экономических проблем развивающихся стран. Это постоянно действующий международный институт, который проводит встречи примерно раз в четыре года (его членами на начало 2002 г. было 191 государство). Помощь развивающимся странам идет также через другие международные организации и специализированные учреждения ООН, в том числе по линии ВОЗ.

Много внимания проблемам развивающихся стран, особенно в области образования, развития человеческого потенциала, уделяет Программа развития ООН (ПРООН). В целом сегодня существует много направлений по оказанию помощи развивающимся странам, которые осуществляются межправительственными организациями, отдельными государствами и неправительственными объединениями.

6.4. Проблемы демографии и экологии. Население земного шара.

Два столетия назад английский исследователь Томас Мальтус выдвинул теорию, согласно которой численность людей на земном шаре растет быстрее, чем возможности их обеспечения продуктами питания Он видел серьезные политические последствия этой проблемы и предлагал принять меры по ограничению рождаемости, среди которых одной из них было позднее вступление в брак. Эти идеи вызвали бурную дискуссии, у них появились сторонники и противники, а сама теория оказала значительное влияние на развитие общественной мысли. Затем на некоторое время идеи Т. Мальтуса отошли на второй план, но в начале второй половины XX столетия, в связи с резким ростом

70

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]