Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебник Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций, 2005

.pdf
Скачиваний:
108
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
4.92 Mб
Скачать

вов. Пары зарина также легко проникают через кожу. LCt50 пара через кожу (при защищенных органах дыхания) 12 000 мг×мин/м3 для обнаженного человека, 15 000 мг×мин/м3 для человека, находящегося в обычном обмундировании.

Зоман (GD) – фторангидрид пиноколинового эфира метилфосфоновой кислоты:

бесцветная жидкость с температурой кипения 198°С при 760 мм рт. ст., более стоек, чем зарин. Пары зомана в 6,33 раза тяжелее воздуха. Имеет фруктовый запах, при наличии примесей — камфорный. Зоман плохо растворяется в воде, но хорошо во всех органических растворителях. Принципы его дегазации, характеристика очага заражения на местности та же, что и зарина. Более стоек (на местности при обычной погоде в течение 1—2 нед.). LCt50=70—100 мг×мин/м3. Чрезвычайно токсичен при действии через кожу. Кожу не повреждает, но быстро абсорбируется. LD50=60 мг/чел.

Ви-газы (VX) объединяют ряд веществ, близких по химическому строению, и имеют химическое название фосфорилтиохолины, фосфорилхолины. Они имеют следующую химическую структуру:

янтарного цвета жидкость, напоминающая машинное сало с температурой кипения 300°С, плохо растворимая в воде, но хорошо растворимая в органических растворителях (в горючих и смазочных материалах), впитывается в лакокрасочные покрытия и резинотехнические изделия. Их летучесть незначительна. Пары в 9,2 раза тяжелее воздуха. По токсичности фосфорилтиохолины значительно превосходят зарин и зоман, особенно при попадании на кожу. Стойкость на местности летом от нескольких часов до нескольких недель, зимой — от 1 до 16 недель. На местности образуют стойкий быстродействующий очаг при ингаляционном поражении и замедленного действия — при поражении через кожу. LCt50=30 мг×мин/м3, ICt50=2 мг×мин/м3, LD50=6 мг/чел. Дегазируется хлорсодержащими дегазаторами.

Первое сообщение о токсических свойствах фторангидридов фосфорной кислоты появилось в 1932 году. Исследования проводились во многих странах в условиях секретности, но основные исследования проводились в Германии, где научно-исследовательскую ла-

161

бораторию концерна «Фарбениндустри» возглавлял Г. Шрадер. В поисках эффективных инсектицидов он обнаружил высокую токсичность некоторых фторсодержащих соединений. К началу второй мировой войны сотрудниками лаборатории Г. Шрадера было получено свыше 2000 новых ФОВ, ряд из которых был отобран для изучения в качестве БОВ. В целях маскировки они были условно обозначены трилонами, хотя трилоны — это комплексообразователи, используемые в качестве аналитических средств и вспомогательных материалов для крашения тканей.

В1936 г. синтезирован «Трилон-83» (табун) и начато строительство военного завода по его производству. В 1937 г. был синтезирован только 1 кг табуна. В 1942 г. было получено уже 138 тонн этого ОВ. К концу второй мировой войны Германия выпускала 12 тонн табуна в день и имела запас в 9 тыс. тонн; зарин начал выпускаться с

1938 г.

ВСША и Англии высокотоксичные ФОВ стали активно изучаться в 1939 г. Был отобран в качестве БОВ диизопропилфторфосфат, в 1944 г. синтезирован зоман. Исследователи США и Англии получили документацию разработок технологии зарина и образцы боеприпасов немецкого производства. После войны в США были вывезены немецкие ученые-химики и около 1000 тонн ФОВ. Демонтированная на немецкой территории опытная установка по производству зарина в 1948 г. (через год) на территории США стала давать зарин. Затем появились настоящие заводы по производству ФОВ.

В50-х годах шведский химик Таммелин синтезировал высокотоксичные аминотиоловые эфиры фосфоновых кислот, на основе которых в США с 1955 г. на вооружении появились наиболее токсичные ОВ под условным наименованием VX-газы (фосфорилтиохолины). В настоящее время синтезировано значительное количество разных ФОВ.

Опасность массового поражения людей ФОВ сохраняется до настоящего времени. Об этом свидетельствует трагедия, произошедшая

вмарте 1995 г. в Токийском метро (в качестве ОВ был применен зарин), где практически на месте погибло 10 человек, 2 пораженных умерло в госпитале, а еще более 5 тысяч получили поражения различной степени тяжести.

Патогенез поражений ФОВ

Механизм действия ФОВ сложен. В соответствии с нейротоксической классификацией они относятся к ОВТВ судорожного действия, воздействующие на холинореактивные синапсы. Первым меха-

162

низмом действия всех ФОВ является нарушение обмена ацетилхолина, которое касается синтеза, накопления, гидролиза ацетилхолина, а также воздействия его на холинореактивные структуры. Наибольшее значение в механизме действия ФОВ придают ингибированию холинэстеразы.

Установлена высокая избирательность действия ФОВ в отношении фермента холинэстеразы, активность которой под действием ФОВ может подавляться на 30-80% от исходного уровня. ФОВ присоединяются к активным центрам холинэстеразы и инактивируют (ингибируют) фермент. Большая часть ФОВ инактивирует лишь эстеразный участок холинэстеразы, но, тем не менее, холинэстераза теряет способность гидролизовать ацетилхолин. Ацетилхолин накапливается в синапсах, вызывая возбуждение (перевозбуждение) холинореактивных структур организма, которые расположены во всех тканях и органах человека, включая ЦНС. Ацетилхолин является наиболее универсальным медиатором в организме, а накопление его ведет к отравлению собственным эндогенным ацетилхолином. ФОВ вызывает стойкое, необратимое угнетение фермента, восстановление активности истинной холинэстеразы в эритроцитах крыс после отравления ФОВ происходит через 48 дней (полная замена эритроцитов), а в мозгу — только через 147 суток. Чем выше токсичность вещества, тем более значительно подавляется активность холинэстеразы. При смертельных поражениях наблюдается почти 100% угнетение фермента, при средней степени — до 80%, при легкой — активность холинэстеразы снижается на 20—30%.

Накопление ацетилхолина приводит к перевозбуждению М- и Н-холинореактивных структур (центральных и периферических). М- холинореактивные структуры расположены во внутренних органах, холинэргических структурах глаза, в различных структурах мозга. Н- холинореактивные системы заложены в вегетативных ганглиях, как симпатических, так и парасимпатических, в каротидном клубочке, мозговом слое надпочечников, хеморецепторах дуги аорты, задней доле гипофиза, многих структурах мозга, а также дыхательной и по- перечно-полосатой мускулатуре.

Вторым механизмом действия ФОВ является прямое возбуж-

дающее действие на холинэргические системы организма. Сродство ФОВ к холинорецепторам связано со структурной близостью холинэстеразы и холинорецепторов. Этим объясняется, что тяжесть клиники не всегда строго параллельна степени подавления холинэстеразы.

163

ФОВ также угнетает и другие виды эстераз, в т.ч. псевдохолинэстеразу сыворотки крови и печени, протеазы (трипсин, химотрипсин), фосфатазы, влияющие на гликолиз в мышечной ткани, что ведет к значительным обменным нарушениям.

Третьим механизмом действия ФОВ является их способность сенсибилизировать холинорецепторы по отношению к собственному ацетилхолину, что объясняет, по-видимому, рецидивы клиники поражения через много дней после контакта с ФОВ, когда они в организме давно нейтрализованы.

Четвертым механизмом действия ФОВ является ускоренное высвобождение ацетилхолина из синаптических пузырьков, повышение его концентрации на пресинаптической мембране.

Нарушение обмена ацетилхолина идет также не только по пути воздействия на постсинаптические холинэргические структуры, но и на пресинаптические, т.к. в настоящее время имеется информация о существовании мускаринохолинэргических рецепторов в пресинапсе (США, штат Колумбия, 1989 г.). Научным достижением последнего времени является также получение факта о наличии в Н- холинореактивных структурах вегетативных ганглиев субъединиц, обладающих М-холинореактивной активностью. Возбуждение пресинаптических структур ведет к ускоренному выбросу ацетилхолина. Накопление его в организме способствует значительному выбросу в кровь стероидных гормонов, адреналина, норадреналина, гистамина, серотонина, глицина, ГАМК. При этом гистамин, серотонин усиливают, а норадреналин, адреналин, стероидные гормоны, глицин, ГАМК ослабляют токсический эффект избытка ацетилхолина. Повышение уровня катехоламинов ведет к угнетению синтеза холинэстераз.

Таким образом, при попадании ФОВ в организм страдает обмен универсального медиатора человека — ацетилхолина, путем нарушения его гидролиза, накопления, скорости оборота, взаимодействия с рецепторами и др. Деятельность парасимпатической нервной системы, где единственным медиатором является ацетилхолин, тесно связана с работой симпатического отдела вегетативной нервной системы, где «работают» два медиатора — норадреналин и ацетилхолин. Поэтому при поражении ФОВ мы наблюдаем многогранную, мозаичную картину поражения, которая не всегда соответствует усилению только холинэргической медиации.

164

Механизмы, лежащие в основе развития признаков острого поражения ФОВ, представлены в табл. 21.

Таблица 21

Признаки острого поражения ФОВ и механизмы их развития

Анатомическое образование

Развивающиеся эффекты

 

 

МЕСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ Воздействие на мускариночувствительные синапсы

Зрачок

Цилиарное тело

Слизистая оболочка носа

Дыхательные пути (слизистая оболочка, гладкомышечные волокна)

Кожа

Желудочно-кишечный тракт (слизистая оболочка, гладкомышечные волокна)

Миоз, иногда максимальный (размер с «булавочную головку»), анизокория Боль в области глаз, нарушение дальнего зрения (спазм аккомодации)

Гиперемия, ринорея Затруднение дыхания, кашель, бронхоспазм, усиление секреции бронхиальных желез

Локальное усиление потоотделения, пилоэрекция Тошнота, рвота

РЕЗОРБТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ 1. Воздействие на периферические мускариночувствительные синапсы

Дыхательные пути

Нарушение дыхания с затрудненным выдохом (как

 

следствие бронхоспазма и повышенной секреции

 

бронхиальных желез), диспноэ, боли в груди, ка-

 

шель, отек легких

Желудочно-кишечный тракт

Анорексия, тошнота, рвота, схваткообразные боли в

 

животе, боли в эпигастрии, понос, тенезмы, непро-

 

извольная дефекация

Потовые железы

Усиленное потоотделение

Слюнные железы

Слюнотечение

Сердце

Брадикардия

Зрачок

Миоз, анизокория

Цилиарное тело

Нарушение зрения, боли в области глаз

Мочевой пузырь

Непроизвольное мочеиспускание

2. Воздействие на периферические

никотинчувствительные синапсы

Произвольная мускулатура

Слабость, фасцикуляции, непроизвольные сокраще-

 

ния отдельных групп мышц, паралич мускулатуры

 

(включая дыхательную)

Симпатические ганглии

Бледность кожных покровов, транзиторный подъем

 

артериального давления, сменяющийся гипотензией

3. Воздействие на центральные холинергические синапсы

Остро развивающиеся эффекты

Отсроченные эффекты

Общая слабость, гипотермия, потеря сознания, судороги, кома, угнетение дыхательного и сосудодвигательного центров (диспноэ, цианоз, гипотензия, остановка дыхания)

Головокружение, напряженность, беспокойство, возбуждение, эмоциональная лабильность, бессонница, кошмарные сновидения, головная боль, тремор, депрессия, заторможенность, затруднение концентрации внимания, спутанность сознания, нарушение речи, атаксия

 

4. Нехолинергические механизмы

Остро развивающиеся эффекты

 

Прогрессирующая кома, тканевая гипоксия, ацидоз,

 

 

отек мозга

Отсроченные эффекты

 

Нарушение функций печени и почек, пневмония,

 

 

невропатия, энцефалопатия

Помимо первичной холинергической реакции для ФОВ характерны мембранотоксические. Высоколипофильные ФОВ сорбируют-

165

ся на мембранах, растворяются в их липидной фазе. Многие взаимодействуют не только с холинестеразой, но и с различными ферментами, относящимися к гидролазам, а также с белками и липидами. Утверждается, что ФОВ, наряду с холинергическим и мембранотоксическим действием, обладают также и неспецифическим прооксидантным эффектом.

Цитотоксический эффект ФОВ начинается с дезорганизации клеточного метаболизма и заканчивается гибелью нейронов, гепато- и кардиоцитов.

Исследовательские работы в области ФОВ в последние годы содержат информацию о нарушении иммунитета при их воздействии. Это относится как к клеточному, так и к гуморальному иммунитету. Т-лимфоциты содержат в большом количестве эстеразы (в отличие от В-клеток), поэтому легко блокируются ФОВ, создается дефицит клеточного иммунитета. Избыток ацетилхолина и ФОС воздействует на М- и Н-холинорецепторы лимфоцитов.

Вследствие выраженного возбуждения парасимпатической вегетативной нервной системы происходит перераспределение иммуноцитов, нарушается передача антигенной информации макрофагами Т- клеткам, нарушается кооперация Т и В-клеток и синтез антител.

При поражении ФОВ страдает также противоинфекционная защита, т.к. ФОВ подавляют неферментные катионные белки (НКБ) нейтрофилов. Задачей же НКБ является нарушение структуры и функции мембран микробной клетки. О напряжении антимикробной системы нейтрофилов свидетельствует появление аномальных А-гранул в нейтрофилах, что в сочетании со снижением НКБ ведет к понижению антимикробной бактерицидной активности нейтрофилов.

Клиника и диагностика поражений легкой, средней и тяжелой степени. Осложнения и последствия поражений ФОВ

По степени тяжести различают легкую, среднюю и тяжелую степень поражения. Некоторые авторы выделяют крайне тяжелую степень. Легкое поражение ФОВ может протекать в нескольких клинических вариантах: психоневротическая, миотическая, кардиальная, диспноэтическая, желудочно-кишечная формы (табл. 22).

Психоневротический синдром различной степени выраженно-

сти имеет место при всех клинических вариантах и степенях тяжести поражения ФОВ.

166

Таблица 22

Классификация острых поражений ФОВ

 

 

 

Клинические формы

 

 

Осложнения

Наименование

Поступление яда

Степень

по

Периоды

ранние

 

поздние

вещества

поражения

ведущему

интоксикации

 

 

(1-2-е сут.)

 

(после 2-го дня)

 

 

 

синдрому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарин

Ингаляционный

Легкая

Миотическая

Скрытый

 

 

 

Зоман

Через кожу

 

Диспноэтическая

Острый

 

Ви-газы

Через рану

 

Невротическая

Осложнений и по-

 

 

Через конъюнктиву

 

Кардиальная

следствий

 

 

 

 

 

 

Через рот

 

Желудочно-

 

 

 

 

 

кишечная

 

 

 

 

Средняя

Психоневротическая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бронхоспастическая

 

 

 

 

Тяжелая

Судорожно-

 

 

 

 

Крайне тяжелая

паралитическая

 

 

 

 

 

 

 

 

Паралич дыхания (преимущественно центральный)

Коллапс

Миокардиодистрофия

Рецидивирующий бронхоспазм

Острая пневмония Нефропатия

Интоксикационный психоз

Паралич дыхания (периферический)

Астенический (астеновегетативный) синдром

Токсическая энцефалопатия

Токсический полиневрит

167

Отдельную клиническую форму выделяют в том случае, когда центральные М- и Н-холиномиметические эффекты доминируют над другими клиническими проявлениями; клинические симптомы сводятся к неадекватности поведения, беспокойству, суетливости, чувству страха; легко возникает паническое настроение, неуправляемость, особенно при массовых поражениях. Бессонница может сохраняться неделями.

Миотическая форма поражения, которая ранее считалась единственной формой легкой степени ингаляционного поражения, на самом деле возникает далеко не всегда, что затрудняет диагностику

(схема 11).

Схема 11

168

При кардиальном клиническом варианте больные жалуются на боли в области сердца различного характера и интенсивности. На первых этапах может преобладать брадикардия или тенденция к ней

(схема 12).

Схема 12

При диспноэтическом варианте больные жалуются на диспноэ при дыхании, которое может касаться обеих фаз дыхания. Появляющиеся признаки бронхоспазма значительно усиливают чувство страха и паники (схема 13).

При желудочно-кишечной форме преобладают диспептические явления.

Средняя степень тяжести ингаляционного поражения протекает, как правило, в виде бронхоспастического варианта. На первый план выступает клиника тяжелого бронхоспазма с бронхореей, саливацией,

169

ринореей, нарушениями тонуса дыхательной мускулатуры, попереч- но-полосатой мускулатуры, нарушениями ЦНС.

Клиника тяжелой генерализованной формы поражения складывается из проявлений вышеуказанных синдромов с выходом на первый план генерализованных клонико-тонических судорог с развитием впоследствии парезов и параличей. Причиной смерти является острая дыхательная недостаточность, развивающаяся в результате целого спектра нарушений (бронхоспастический синдром, парез дыхательной мускулатуры, судорожный синдром, возбуждение с последующим параличом дыхательного центра (центральные М- и Н- холинореактивные структуры) и др.).

Схема 13

170