Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом (5).doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
1.35 Mб
Скачать

2.2. Правовые и организационные проблемы реализации мер административной ответственности за нарушение таможенных правил

Таможенный контроль наряду с таможенным оформлением, согласно статье 97 Таможенного кодекса Таможенного союза, является одной из важнейших функций таможенных органов. В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы [6].

В правоприменительной практике возникают вопросы при привлечении участников внешнеэкономической деятельности по ст. 16.2 КоАП РФ «Не декларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств», в частности за недостоверное декларирование лесоматериалов, направляемых на экспорт [9 c. 268].

Таможенными органами региона деятельности Северо-Западного таможенного управления по ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 12 месяцев 2013 г. возбуждено 2865 дел об административных правонарушениях, что составляет 25,2% в общем объеме выявленных правонарушений и на 24,7% меньше уровня аналогичного периода 2012 г. (3804 дела об административных правонарушениях) [50].

За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.

Например:

1) если в таможенной декларации не заявляется часть однородного товара, допустим, когда декларируются 10 телевизоров конкретного размера, а при таможенном досмотре обнаруживается 30 телевизоров того же размера, имеет место недекларирование 20 телевизоров;

2) при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, а о другом сведения не заявляются (когда декларируются телевизоры, но кроме них при таможенном досмотре обнаруживаются также и принтеры, имеет место недекларирование принтеров);

3) неверно указывается наименование товара, т.е. когда фактически к таможенному декларированию представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (когда таможенному органу заявляются мониторы, а при таможенном досмотре обнаруживаются велосипеды, имеет место недекларирование велосипедов). Указание в декларации сведений о мониторах не имеет правового значения, поскольку они не перемещаются через таможенную границу, и фактических оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется [19 c.325]

На практике возможно сочетание этих вариантов, которые требуют полной правовой оценки в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Для правильной квалификации правонарушения необходимо проверить указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару.

Недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным представителем соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара), т.е. не заявляется весь товар либо его часть.

При наличии в партии товара пересортицы необходимо установить количество и наименование фактически обнаруженного товара. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза [14 c.258].

Если общее количество и наименование заявленного товара соответствуют одной и той же группе товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, то по общему правилу считаем, что признаки недекларирования товаров отсутствуют. В каждом конкретном случае, исходя из структуры единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, необходимо установить, что определяет наименование товара для таможенных целей: материал изготовления или описание формы изделия.

В соответствии с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

Кроме того, необходимо обратить внимание на привлечение лиц к административной ответственности по фактам заявления при декларировании товаров недостоверного (по мнению таможенного органа) кода ТН ВЭД РФ [23 c.149].

В соответствии со ст. 181 Таможенного кодекса ТС, декларант обязан заявить таможенному органу достоверный код ТН ВЭД [3].

Вместе с тем представляется, что по смыслу нормы ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ к сведениям, недостоверное заявление которых образует объективную сторону данного административного правонарушения, относятся количественные и качественные характеристики товара, позволяющие отнести товар к определенному коду ТН ВЭД, а указание в таможенной декларации неправильного кода, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ [2].

Согласно п.3 ст. 52 ТК ТС в случае установления нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров [3].

При заявлении декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре и не соответствующего ему (неправильного) кода Товарной номенклатуры, таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, исходя из полномочий, закрепленных Таможенным кодексом ТС, а также общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить таможенное оформление товара на основании такой декларации.

Несогласие таможни с кодом товара, заявленным в таможенной декларации, не может быть признано административным правонарушением со стороны последнего, поскольку и лицо, декларирующее товары, и таможенный орган действуют в соответствии с нормами таможенного законодательства. Поэтому по смыслу ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ код товара согласно ТН ВЭД не относится к сведениям, послужившим основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Учитывая положения ст. 52 ТК ТС следует признать, что в таких случаях возбуждение таможенным органом дел об административном правонарушении является неправомерным. Несмотря на это таможенные органы продолжают возбуждать указанные дела, а Арбитражные суды в 100% случаев отменяют принятые по делам решения [48 c. 395].

Одним из актуальных вопросов, встречающихся в правоприменительной практике, следует назвать вопрос привлечения к административной ответственности перевозчиков за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ) [19 c. 386].

Согласно ст. ст. 156 - 160 ТК ТС перевозчик обязан сообщить таможенному органу сведения о видах ввозимых товаров, номерах грузовых накладных и количестве мест по каждой грузовой накладной, а также иные сведения. Вместе с тем международные правовые акты, регламентирующие, например, правила заключения договоров воздушной перевозки, не устанавливают обязанность перевозчика лично, а не через своего агента, проверить сведения о грузе, принимаемом к перевозке [3].

Судебная практика в настоящее время по делам об административных правонарушениях данной категории весьма противоречива. Одни суды соглашаются с мнением таможенных органов, что перевозчик обязан знать, что он принял к перевозке и сообщить о ввозимых товарах таможенному органу, другие же ссылаются на отсутствие его вины и прекращают дела об административных правонарушениях [23 c.116].

Вместе с тем имеющиеся несоответствия международных правовых актов и российского законодательства позволяют перевозчикам практически бесконтрольно ввозить на территорию РФ различные грузы, что может привезти к созданию нового канала для ввоза контрабанды.

Одной из основных проблем правоприменительной практики, возникающей при рассмотрении дел об административных правонарушениях судами, контролирующими органами, является отсутствие должного взаимодействия таможенных органов и органов Росфиннадзора. Так, у должностных лиц Росфиннадзора, рассматривающих дела об административных правонарушениях, административное расследование по которым проводилось сотрудниками таможни, отсутствует обязанность направлять в адрес таможни копии выносимых постановлений по делам об АП.

В ответ на запросы таможен должностные лица Росфиннадзора отказывают в представлении копий постановлений по таким делам об административных правонарушениях [11 c.21].

Таким образом, отсутствие копий постановлений по делам об административных правонарушениях не позволяет должностным лицам таможенных органов проводить анализ причин прекращений дел об административных правонарушениях и в дальнейшем вырабатывать единообразную правоприменительную практику.

Возникает множество вопросов при возбуждении дел об административных правонарушениях по ст. 14.10 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, образует незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Незаконным использованием товарного знака в силу ст. 15 ГК РФ является, в частности, его незаконное размещение на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров [27 c.345].

Размещение товарного знака на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые ввозятся на территорию Российской Федерации, относится п. 2 ст. 1484 ГК РФ к способам использования товарного знака, служащим средством обеспечения исключительного права правообладателя на товарный знак, и является прерогативой правообладателя.

Таким образом, моментом реализации исключительного права правообладателя на товарный знак для индивидуализации товаров является размещение им товарного знака на товарах (этикетках, упаковках товаров). В связи с чем при последующем введении правообладателем данных индивидуализированных товаров в гражданский оборот их использование, операции с ними не могут считаться незаконным использованием товарного знака [13 c. 314].

С учетом изложенного, за ввоз указанных товаров на территорию Российской Федерации общество не может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.10 КоАП РФ.

Актуальной проблемой в сфере обеспечения законности при привлечении лиц к административной ответственности в сфере таможенного дела является применение должностными лицами таможенных органов либо судом положений ст. 2.9 КоАП РФ, в том числе в отношении лиц, допустивших недостоверное декларирование товаров, в результате которого направляемые в федеральный бюджет таможенные пошлины первоначально уплачены в меньшем размере [9 c. 254].

Достаточно значимой проблемой в административной практике таможенных органов является отсутствие урегулированного порядка взыскания сумм административных штрафов с иностранных граждан, привлеченных к ответственности за нарушение таможенных правил.

В соответствии со ст. 31.11 КоАП РФ исполнение постановлений о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на ее территории имущества, производится в соответствии с законодательством России и международными договорами Российской Федерации с государством, на территории которого проживает или находится это лицо, а также с государством, на территории которого находится имущество лица, привлеченного к административной ответственности [2].

Установлено, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не определен порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении указанной категории лиц. Соответствующие международные договоры ни с одним государством Российской Федерацией не заключены.

Учитывая, что в настоящее время Российская Федерация не является стороной в двухсторонних или многосторонних соглашениях о принудительном исполнении решений в области административного права, регламентирующих порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на территории иностранных государств, механизм принудительного взыскания штрафов с нерезидентов Российской Федерации отсутствует. Наряду с проблемой принудительного взыскания штрафа с иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение на территории РФ, возникают трудности, связанные с привлечением данной категории лиц к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП [2].

Территориальная отдаленность места нахождения иностранного гражданина и невозможность в установленный законом срок привлечения к административной ответственности исполнить в полном объеме требования КоАП РФ в части соблюдения процессуальных прав лица, привлекаемого к ответственности, приводит к истечению срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ [2].

Таким образом, непосредственно составы административных правонарушений в сфере таможенного дела содержит КоАП РФ. Стоит отметить, что указанный кодекс еще не в полной мере приведен в соответствие с ТК ТС, не все принятые поправки еще вступили в силу. Следовательно, необходимо привести КоАП РФ в соответствии с ТК ТК.

Органом, который непосредственно осуществляет борьбу с административными правонарушениями в таможенной сфере, является в России Федеральная таможенная служба.

Что касается функций таможенных органов то, они достаточно обширны. Сотрудники таможни не только осуществляют контроль за перемещение товаров через границу, но и выполняют правоохранительные функции. Обязанности сотрудников закреплены в должностной инструкции.

В связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, отношения в сфере таможенного дела регламентируются различными нормативно-правовыми актами. Данный кодекс не содержит перечень административных правонарушений в сфере таможенного дела, однако ссылается на соответствующее законодательство государств – членов Таможенного союза, устанавливает правила поведения участников правоотношений в сфере таможенного дела, подлежащих охране. На данный момент в кодексе много неясности, в следствие этого возникает много вопросов.

На мой взгляд, необходимо гармонизировать законодательство России с ТК ТС для того, чтобы борьба с совершением таможенных правонарушений была более эффективной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]