- •Вопрос 21. Понятие коллизионной нормы
- •Вопрос 22 Структура коллизионной нормы
- •Вопрос 23 Коллизионные привязки
- •Вопрос 27 Обратная отсылка и отсылка к закону третьей страны
- •Вопрос 26 Оговорка о публичном порядке. Сверхимперативные нормы
- •Вопрос4 Методы правового регулирования, используемые мчп
- •Вопрос 5 Источники мчп: внутригосударственные и международные
- •Вопрос11 Правовой статус фл как субъекта мчп
- •Вопрос 13 Праовой статус юл как субъекта мчп
- •Вопрос14 Личный закон и национальность юл: проблемы и разграничения
- •Вопрос17 Правовое положение государств в невластных отношениях. Иммунитет государств
- •Вопрос30 Институт права собственности в мчп. Коллизионные нормы в области права собственности.
- •Вопрос12 Законодательство рф о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства: вопросы трудоустройства и предпринимательства
- •Вопрос10 Понятие правового режима, взаимности, реторсии
- •Вопрос16 Международное юл
- •Вопрос31(40) Принцип автономии воли
- •Вопрос36 (74) Арбитражное соглашение: понятие, значение, правовое регулирование. Виды, последствия заключения, автономность
- •Вопрос1 История доктрины мчп
- •Вопрос2 Понятие и предмет мчп
- •Вопрос3 соотношение мчп м м/н публичным правом и м/н экономическим правом
- •Вопрос7 Рекомендательные международно-правовые нормы мчп
- •Вопрос8. Судебная и арбитражная практика
- •Вопрос9
- •Вопрос20 Унифицированные нормы в мчп
- •2. Коллизионные нормы о выборе применимого права в отношении деликтов в Российском законодательстве. Судебная практика в рф
- •2.1. Международные договоры о признании и исполнении иностранных судебных решений
Вопрос 23 Коллизионные привязки
Результатом многолетней практики многих стран является обобщение наиболее распространенных двусторонних коллизионных привязок, определение их основных видов, формирование типов таких привязок (формул прикрепления). Для примера просто перечислим наиболее известные формулы прикрепления, обозначаемые, как это принято, на латинском языке: личный закон физического лица (lex personalis): a) закон гражданства (lex patriae, lex nationalis); б) закон места жительства (lex domicilii); личный закон юридического лица (lex societatis); закон места нахождения вещи (lex rei sitae); закон, избранный лицом, совершившим сделку (lex voluntatis); закон места совершения акта (lex loci actus): а) закон места совершения договора (lex loci contractus), б) закон места совершения сделки, определяющей ее форму (lex regit actum), в) закон места исполнения обязательства (lex loci solutions); закон страны продавца (lex venditoris); закон места совершения правонарушения (lex loci delocti commissi); закон, регулирующий статут («существо») отношения (lex causae) и др.
Вопрос 27 Обратная отсылка и отсылка к закону третьей страны
Обратная отсылка и отсылка к закону третьей страны – одно из наиболее сложных явлений в международном частном праве. Впрочем, вопрос, который должен быть предпослан изучению этого явления, звучит довольно просто и ясно: является ли отсылка коллизионной нормы к иностранному праву отсылкой не только к его материальным, но и к коллизионным правилам? В последнем случае поиск применимого права должен быть продолжен, но уже в направлении, указываемом иностранным коллизионным правилом, т.е. либо к материальному праву страны, которой принадлежит это правило, либо обратно к закону страны суда (обратная отсылка), либо, наконец, к закону третьей страны. Принадлежит ли обратная отсылка (или отсылка к закону третьей страны) принятию? Результатом принятия отсылки является применение материального права страны суда или третьей страны.
Доктрина обратной отсылки была неоднозначно воспринята практикой, но в итоге многие страны склонились к ее поддержке. М. Вольф исключает из числа европейских стран, поддержавших доктрину, лишь Грецию, Италию и Данию; в США признание отсылки ограничилось случаями рассмотрения вопросов о правовом титуле на землю и действительности решений о разводе.
Разброс мнений в оценке отсылки соответствует сложившимся в разных правовых системах различиям в подходах к пределам и последствиям принятия обратной отсылки (отсылки к закону третьей страны). Особенности правового регулирования проблемы выражаются в неоднозначном отношении к признанию отсылок и к определению круга отношений, в сфере которых допускается их принятие.
Один из старейших законов в области международного частного права – закон о международном частном праве Польши (1964 г.), исходит из принятия как обратной отсылки, так и отсылки к закону третьего государства. Законы о международном частном праве Венгрии и о международном праве и международном гражданском процессе Турции допускают принятие только обратной отсылки.
Вводный закон к Германскому гражданскому уложению (вторая глава “Международное частное право” предусматривает принятие обратной отсылки: если германское право отсылает к праву другого государства, то применяется и его международное частное право, поскольку это не противоречит смыслу коллизионной нормы; если же право иностранного государства отсылает обратно к германскому праву, то применяются нормы германского материального права. В случаях, когда сторонам разрешается выбрать право какого-либо государства, их выбор ограничивается лишь материальным правом.
Принятие обратной отсылки закреплено в австрийском законе о международном частном праве. Необычно решается в австрийском законе вопрос об отсылке к праву третьего государства: при наличии последующих отсылок применяются материальные нормы того правопорядка, который, в конечном счете, не отсылает к какому-либо другому, или (если ни один правопорядок не принимает ссылку) материальные нормы правопорядка, к которому относилась первая ссылка.
Тенденция к ограничению объема отношений, в сфере которых принимается обратная ссылка и отсылка к праву третьего государства, выражена в законе о международном частном праве Швейцарии. Закон допускает принятие отсылок лишь в случаях, им предусмотренных. К таким случаям отнесено принятие обратной отсылки к швейцарскому закону, регулирующему вопросы гражданского состояния.
Как видно, зарубежные правовые системы отличает разнообразие подходов к проблеме принятия обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны.
Решение, ограничивающее принятие обратной ссылки и отсылки к праву третьей страны, предлагается в модели Гражданского кодекса для стран СНГ. Любая отсылка к иностранному праву рассматривается по общему правилу как отсылка к материальному, а не коллизионному праву соответствующей страны; принятие обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны допускается при определении личного закона физического лица, его правоспособности и дееспособности, прав физического лица на имя, использование имени и его защиту, а также в области опеки и попечительства.
Правила о принятии обратной отсылки содержатся в ряде международных договоров. В числе таких договоров – Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, 1930 г. и Женевская чековая конвенция, 1931 г. СССР присоединился лишь к первой конвенции. Конвенция подчиняет способность лица обязываться по переводному или простому векселю его национальному закону; если же национальный закон отсылает к закону другой страны, то подлежит применению этот последний закон.
Закон Российской Федерации “О международном коммерческом арбитраже” ввел в российское законодательство правило о толковании указания сторон на право (систему права) какого-либо государства, которое стороны избрали в качестве применимого к существу разрешаемого в третейском суде спора. Любое такое указание должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам (ст. 28 Закона). Таким образом, формула Закона исключает возможность принятия международным коммерческим арбитражем обратной ссылки и отсылки к закону третьей страны.
