Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vodopyanova_N_E__Starchenkova_E_S_-_Sindrom_vy.pdf
Скачиваний:
341
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
3.45 Mб
Скачать

Е. Старченкова, Н. Водопьянова. «Синдром выгорания»

Кому не грозит выгорание

Оптимизм и активность как факторы антивыгорания

«Оптимизм – это бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро» (словарь С. И. Ожегова). В философском словаре оптимизм и пессимизм определяются как понятия, характеризующие ценностную сторону мировосприятия, в которой мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нем добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий.

Вжитейской психологии оптимизм понимается как устойчивая уверенность человека в преодолении жизненных трудностей, уверенность в их временном характере, основанная на вере в доброжелательность и разумность мироздания (вселенной), а также на вере в счастливую судьбу, собственные силы или своевременную помощь извне.

Вповседневной жизни под оптимизмом чаще всего подразумеваются такие качества человека, как бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие; это мироощущение, когда человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех и господство в мире положительного начала и добра.

С позиций экзистенциальной психологии оптимизм – это вера в позитивную сущность мироздания, которая приобретается человеком в процессе его самосозидания (личностного роста) и выступает результатом его собственного (свободного и ответственного) выбора, т. е. результатом определенной личностной активности (позитивная актуализация личности).

Внаучной психологии накоплено множество эмпирических фактов о том, что оптимизм сопутствует социальной адаптации, профессиональной успешности и сохраняет психосоциальное здоровье личности. Как системное качество он имеет различные формы и внутриличностные детерминанты. Представляется интересным рассмотреть взаимосвязь выгорания как проявления профессиональной дезадаптации и оптимизма как веры и мироощущения.

Впроведенном нами исследовании среди сотрудников инвестиционной компании (брокеры и аналитики, всего 80 человек, стаж до 1 года) было обнаружено: чем выше уровень

оптимистичности и активности как личностных диспозиций,38 тем слабее выражены эмоциональное истощение и редукция личных достижений. Значит, чем больше уверенность, энергичность и инициативность сотрудников на рабочем месте, тем меньше риск выгорания. Сравнение личностных типов показало, что среди активных оптимистов нет лиц со средним и высоким уровнем выгорания. Зато 55 % пассивных и 60 % активных пессимистов имеют высокий уровень выгорания (6-8-я фазы).

Характеристика типов

«Реалисты» адекватно оценивают текущую ситуацию по своим силам (возможностям) и не пытаются прыгнуть «выше головы», довольствуются тем, что имеют. Как правило, устойчивы к психологическому стрессу.

«Энтузиасты» – активные оптимисты – верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия для того, чтобы добиться желаемых целей. Они бодры, жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно

38 Оценка оптимизма и активности осуществлялось по методике Н. Е. Водопьяновой. (Практикум по психологии менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2001).

75

Е. Старченкова, Н. Водопьянова. «Синдром выгорания»

отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентированный копинг.39

«Жертвы» – пассивные пессимисты – ни во что не верят и ничего не предпринимают для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону, занимают противоположный полюс относительно «активных оптимистов». У них преобладают мрачное и подавленное (депрессивное) настроение, пассивность, неверие в свои силы. В трудных ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем, считают себя «жертвой» обстоятельств.

«Негативисты» – активные пессимисты. Им свойственна большая активность, но она часто носит деструктивный характер. Такие люди вместо того, чтобы созидать новое, предпочитают разрушать старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные и асоциальные стратегии преодолевающего поведения.

«Лентяи» – пассивные оптимисты. Образ их мыслей отражает убеждение «все как-нибудь само образуется…». Такие люди уверены, что «все будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого никаких усилий. Они добродушны, веселы и в трудных ситуациях не беспокоятся о последствиях, имеют низкую тревожность; их отличительная черта – недостаток активности. Они больше надеются на случай, наудачу, чем на собственные силы. Склонны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений.

Изучение взаимосвязи между выгоранием, оптимизмом и активностью жизненных установок в группе менеджеров и продавцов торговых центров (55 человек, стаж более 1 года, возраст 26–40 лет) показало следующее: 27 % торгового персонала были отнесены к реалистам, 68 % – к активным оптимистам, только 5 % – к пассивным пессимистам.

Активные оптимисты по сравнению с реалистами характеризуются тенденцией к меньшему выгоранию по всем 3 факторам. Однако достоверные различия обнаружены только по фактору «редукция персональных достижений» и фазе выгорания (табл. 2.7).

Таблица 2.7 Показатели выгорания у реалистов и активных оптимистов40

Корреляционный анализ показал, что чем выше активность и оптимистичность жизненных установок у торгового персонала, тем меньше у него эмоциональное истощение

(рис. 2.5).

39Копинг – образ мыслей и поведения для преодоления стрессовых ситуаций.

40По данному фактору чем больше значение, тем ниже выгорание.

76

Е. Старченкова, Н. Водопьянова. «Синдром выгорания»

Рис. 2.5. Корреляции между выгоранием, активностью, оптимизмом Аналогичные данные были получены нами в группе мужчин-менеджеров среднего

звена (менеджеры-собственники – 20 человек, наемные менеджеры – 27 человек) (Водопьянова, Мыловская, 2003, рукопись). Стаж в должности менеджера составляет более 7 лет. Не было выявлено различий между двумя категориями испытуемых по показателям оптимизма и активности. Достоверные различия между менеджерами получены только по нейротизму: выше они у собственников по сравнению с наемными менеджерами (соответственно 22,0 и 17,8 балла по методике Айзенка),41 что, очевидно, связано с переживаниями большего риска и ответственности у первых.

Менеджеры с установкой на высокую активность характеризуются более высокой степенью экстраверсии и меньше предрасположены к редукции персональных достижений, нежели малоактивные менеджеры. Оптимизм коррелирует с низкой степенью выгорания по факторам деперсонализации и эмоционального истощения, а также – с низким нейротизмом. Активность связана с экстраверсией.

Итак, к факторам антивыгорания в данной профессиональной группе относятся средний уровень нейротизма, экстраверсия, оптимизм и активность жизненной установки.

Позитивное влияние оптимизма и активности на устойчивость к выгоранию было обнаружено нами также в группе банковских служащих. В исследовании приняли участие 50 женщин (операционисты, кассиры обменных пунктов, начальники отделов), возраст от 20 до 50 лет, стаж работы от 1 года до 10 лет.

В группе банковских служащих с небольшим стажем работы (12 года) высокая активность связана с низким эмоциональным истощением. Здесь преобладающим был тип «реалистов». С ростом стажа работы в банке уменьшилось количество «реалистов» и увеличилось «энтузиастов» (активных оптимистов). Наряду с этим наблюдалась тенденция к снижению эмоционального истощения и деперсонализации. Очевидно, стабильность работы и неплохая заработная плата способствуют развитию оптимизма, который, в свою очередь, предотвращает развитие выгорания у банковских служащих.

Полученные результаты позволяют рассматривать активный оптимизм как позитивный фактор антивыгорания в процессе адаптации к профессиональной деятельности служащих банка.

Не обнаружены корреляции между возрастом и показателями выгорания. Думается, что связь между биологическим возрастом и выгоранием имеет неоднозначный характер

иопределяется в значительной мере переживаниями возрастных и профессиональных кризисов, психологическим возрастом, сохранностью активной жизненной позиции, что в значительной степени зависит от самодостаточности, самореализации и личностного роста. Очевидно, позитивный жизненный настрой (активная жизненная позиция) усиливается у человека по мере переживания трудовой успешности: чем выше оцениваются успешность

иудовлетворенность работой, тем позитивнее жизненные установки и меньше риск выгорания.

41 Методика Айзенка // Альманах психологических тестов. М., 1996.

77

Е. Старченкова, Н. Водопьянова. «Синдром выгорания»

Факты свидетельствуют о том, что устойчивость к выгоранию у банковских служащих обусловлена активностью жизненной позиции (активно-оптимистической жизненной установкой). По-видимому, данное положение справедливо также и для представителей большинства других профессий, относящихся к типу «человек—человек».

По результатам исследования банковских служащих были сделаны следующие выводы.

1.В исследуемой профессиональной группе наблюдается с возрастом тенденция к уменьшению активности, оптимизм же остается примерно на том же уровне.

2.Стаж банковской работы более 5 лет положительно сказывается на увеличении показателя оптимизма.

3.На уровень профессионального выгорания больше оказывает влияние не стаж или возраст, а те черты личности, которые определяют позитивность или негативность отношения к своей жизни и работе.

4.В исследуемой группе банковских служащих преобладающими оказались 2 типа – «реалисты» и «энтузиасты», соответственно 41 % и 56 % от всей выборки. С возрастом уменьшается число тех и других. По мере увеличения стажа работы в банке сокращается количество «реалистов» и растет «энтузиастов» – активных оптимистов. Можно предположить, что активный оптимизм – тот личностный ресурс, который способствует профессиональной адаптации данных работников.

5.Оптимизм и активность как устойчивые личностные характеристики позитивной жизненной позиции способствуют снижению риска профессионального выгорания.

6.Оптимизм и активность, определяющие общий позитивный настрой по отношению

кработе и жизни в целом, представляют более важный фактор в уменьшении риска профессионального выгорания, чем такие характеристики человека, как его возраст и стаж.

Жизненная позиция личности– это система взглядов человека на жизнь, на свое место в ней; призма основных ценностей личности, которая определяет ориентацию в жизни, готовность к практическому действию. Жизненная позиция личности – это, с одной стороны, интегративное образование, которое включает в себя уровни развития индивида в его целостности как в интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане, так и со стороны его моральных качеств и свойств, с другой – всегда определенная линия поведения: система деятельности и общения человека, реализация его жизненных устремлений, замыслов и умений.

В структуре самой жизненной позиции выделяется как субъективное, идеальное, отношение человека к социальной действительности (ценностные ориентации, установки), так и объективно существующее, практическое отношение (поступки, определенная линия поведения).

На основе включенности поведенческого компонента в структуру жизненной позиции личности В. Маркиным была разработана классификация уровней активности жизненной позиции.

Активная жизненная позиция высокого уровня: социальная инициатива, творческая деятельность, способствующие расширению возможностей и развитию сущностных сил человека.

Жизненная позиция среднего уровня активности: ответственное отношение к своим обязанностям, но в целом репродуктивная деятельность, которая ведет лишь к воспроизводству существующих возможностей. Активность носит односторонний характер, не выходит за пределы нормальных заданий. Пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом: низкий уровень активности, но

78