Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом по Городцу 01.05.14МБ.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
1.35 Mб
Скачать

Глава III. Особенности городецких художественных промыслов и их роль в культурной жизни города

В Нижегородском Поволжье ввиду бедности почв население издавна занималось торговлей, судостроением, различными ремеслами.

Городец в конце XIX века был не только богатым купеческим селом, но и пунктом сбыта изделий народных промыслов. Зимой на городецкий базар местные крестьяне, а также торговцы из соседнего Семеновского уезда свозили в большом количестве разнообразные кустарные изделия из дерева — так называемый «щепной товар». С началом волжской навигации он расходился по всей России и даже шел на экспорт в Среднюю Азию. Среди прочего щепного товара продавались в Городце и донца прялок, на которых в последней трети XIX века появилась известная теперь по всей стране «городецкая роспись».

В отличие от прялок из северных и центральных губерний России, нижегородские прялки были разборные, с узким гребнем и широкой дощечкой для сидения — донцем. После работы крестьянка вынимала гребень из копыла и вешала донце на стену как украшение избы. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Молодые девушки брали их на зимние вечерки-посиделки. Часто прялки дарили на свадьбу: жених — невесте, или отец — дочери. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.29

Декоративное оформление городецких донец резьбой и инкрустацией из мореного дуба возникло во второй половине XVIII века. Изготовлением донец занимались крестьяне из окрестных с Городцом деревень, расположенных в живописной долине лесной речки Узолы: Коскова, Курцева, Савина, Репина, Ахлебаихи, Боярского, Букина и др. Вставки, вырезанные из твердого черного мореного дуба, долго пролежавшего в воде, эффектно выделялись на фоне светлой поверхности донца. «Катанье в карете» было одним из распространенных сюжетов резных донец. Другим любимым сюжетом было «древо жизни» с птицей на ветвях и всадниками по бокам. Подобные изображения очень древние, встречаются они и на вышитых полотенцах. Специалисты считают, что в XIX веке сюжет «древа жизни» понимался как три неравных мира, между ними шла узкая полоса с растительным или геометрическим орнаментом.30

Спрос на прялки потребовал перехода к более дешевой и нарядной технике. Вначале это была робкая подкраска фона и отдельных элементов резных донец. Лучшие образцы инкрустированных донец с подкраской создали в 1850-1860-е годы мастера из деревни Ахлебаихи братья Лазарь и Антон Мельниковы. Их замечательные работы можно видеть теперь в разных музеях. Но вскоре мастера окончательно отказываются от трудоемкой резьбы и инкрустации и в самом начале 1870-х годов переходят к одной росписи.

Благодаря смене строгого резца на послушную кисть начали писать самые разные сюжетные картинки, например, мастер Гавриил Поляков - батальные сцены. Но самыми любимыми стали сцены из богатого купеческого и мещанского быта: семейные праздники, застолья, чаепития, встречи гостей, гулянья кавалеров с барышнями и т. п. Кроме донец мастера расписывали и мочесники, бураки (туеса), солонки, поставки, дуги, детские стульчики, каталки, игрушки.

Техника росписи была следующей. Сначала шла грунтовка донец краской на клею. Клеевая краска высыхала быстро. После грунтовки мастер очень осторожно зачищал поверхность донец, удаляя «ворс» древесины, покрывал их поверхность тонким слоем жидкого прозрачного клея, а затем, просушив донца, приступал к росписи. Для росписи краски тоже делались на клею. Городецкие мастера решительно отказались от предварительной разметки. Мастер сразу наносил кистью основные формы. Изображение компоновалось из отдельных цветовых пятен, затем следовал «оживка» (графическое оформление изображаемого).

На манеру городецкой росписи повлияли иконопись и книжная миниатюра (особенно у известного мастера Игнатия Лебедева). Издавна занимались в городецких деревнях и раскраской саней, дуг, глиняной посуды. Однако важно отметить, что новое искусство росписи не порвало прежней традицией украшения донец, напротив, выросло из нее. При переходе к росписи городецкие мастера перенесли из искусства резьбы инкрустации много готовых, уже прочно сложившихся сюжетов.31Условны, как правило, плоскостные и несколько статичные изображения городецкой росписи также повторяли старые резные инкрустированные работы, которых такая манера диктовалась самой техникой резьбы и характером материала: твердый и колкий мореный дуб не позволял делать картинки вполне реалистичными и разнообразными, приучал мастера-резчика к строгому, условному, обобщенному языку. К тому же на первых порах городецким красильщикам не хватало и живописного опыта. Но позднее некоторые мастера, в частности Игнатий Мазин, стремились в своих работах перейти от обобщенной трактовки мотивов к большей повествовательности и непосредственности.

Расцвет городецкой росписи донец пришелся на 1870-1900 годы. Уже в начале XX века ввиду широкого распространения фабричных тканей спрос на донца резко упал, и денечный промысел стал приходить в упадок, хотя искусство росписи еще долго оставалось высоким. Поэтому Городецкая роспись до революции не успела приобрести большую известность.

Зато в России хорошо знали другие Городецкие народные промыслы: изготовление кустарной мебели и выпечка пряников. На Всероссийской торгово-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде купец из Городца Кудряшов представил коллекцию кустарной мебели.

Можно предположить, что часть её была изготовлена в Городце. В экспозиции музея можно видеть прекрасный образец мебели ручной работы конца XIX века - шкаф для посуды (горка) местного мастера Токарева-Казарина, изготовленный по заказу купца Кокурина. На створках шкафа вырезаны сцены из мировой истории: Жанна Д' Арк, взятие Рима варварами, крестоносцы в Иерусалиме и др. Есть и русская история: покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, обращение Козьмы Минина к князю Пожарскому, поясные портреты Дмитрия Донского, Василия Шуйского, Михаила Федоровича Романова, Ивана грозного и др.

В Городце и в деревнях Городецкого района сохранились замечательные образцы глухой домовой резьбы, характерной для всего Нижегородского Поволжья. Наличники окон, ворота, фронтонные доски домов богато украшались растительным орнаментом и сказочными животными: веселыми львами, птицами-сиринами, русалками (в Городце их называли фараонками). Как правило, в центре фронтонных досок вырезался год совершения работы, а иногда мастер вырезал и свою фамилию.32

Богатые традиции старых мастеров народного декоративно-прикладного искусства продолжаются в творчестве современных мастеров.

Пряничный промысел на территории Нижегородской области был известен в разных местах, но крупным центром выпечки пряников со временем стал только Городец. Из сведений о фабричной и заводской промышленности, собранных в 1797 г. по указу Сената, следует, что в Городце выпекали «пряников русского мёда 1000 пудов, украинского мёда 1000 пудов и разводных 6000 пудов, ценою соответственно 4 руб., 3 руб. 80 коп., 2 руб. 50 коп. за пуд».33

В XIX веке местное пряничное производство всё увеличивалось: «В 1775 г. здесь выпекалось в год 8 тысяч пудов пряников насумму16,6 тысяч рублей серебром. В 1832 г. было выпечено пряников на сумму 18,5 тыс. руб. серебром, в 1861 г. — на 27 тыс. руб.».34

В XX веке отчетливее проявляются тенденции индустриализации производства и общества, это отражается и на развитии коренных промыслов — снижается количество выпекаемых пряников, увеличивается количество выпекаемого хлеба, для того, что бы удовлетворить потребности рабочих; большее развитие получает судоходство и судостроения. Однако, данный промысел не был утерян, а продолжает оставаться одной из главных особенностей Городца, об этом свидетельствует и недавно открытый музей, о котором уже рассказывалось выше и общая самобытность Городца, сохранившаяся несмотря на политические и экономические реформы России.