Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Назарбаев - Казахстанский путь

.pdf
Скачиваний:
65
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
1.92 Mб
Скачать

Эволюция земельного вопроса 301

ные участки со временем упростится. Эта проблема связана с несовершенной и дублирующей системой регистрации прав на недвижимое имущество, осуществляемой различными государственными органами. С развитием электронного правительства в Казахстане будет создан электронный кадастр, который облегчит процедуру получения правоустанавливающих документов на землю для простых крестьян.

В то же время, при проведении реформ необходимо акцентировать внимание и на отрасли в целом, поскольку сельское хозяйство

– это не только отрасль экономики, но и большой блок социальных вопросов. Эта отрасль будет продолжать играть особую роль в жизни государства. Вместе с тем, поддерживая сельское хозяйство, надо понимать, что государство не должно своей поддержкой создавать иждивенческую ментальность.

Государство будет создавать благоприятные условия только там, где есть перспективы развития. Эта поддержка будет выражаться инвестициями в инфраструктуру и социальную сферу, а именно, созданием школ, больниц, дорог и систем водоснабжения. Формирование эффективного сельского хозяйства будет зависеть, в первую очередь, от самих фермерских хозяйств, от желания людей переучиваться и работать по новым рыночным принципам. Примером формирования эффективного хозяйства служит следующий факт. В США 1 фермер производит продукции на 38 тыс. долларов США в год, в Австралии – на 22 тыс. долларов США, в Канаде – на 17 тыс. долларов США. В Казахстане на одного работника сельского хозяйства пока приходится 900 долларов США в год.

Поэтому основной целью государства в ближайшее время будет создание благоприятных условий для функционирования частной, высокопроизводительной и конкурентоспособной агропромышленности, без какого-либо прямого вмешательства государства. И я уверен, что уже в ближайшее время в сельском хозяйстве Казахстана сложатся цивилизованные земельные отношения, которые будут стимулировать инвестиционную привлекательность и экономическую эффективность данной отрасли.

Что позволяет, на мой взгляд, делать столь оптимистичные прогнозы? Это, во-первых, достижения в области реформирования земельных отношений: введение права частной собственности на земли сельхозназначения, отмена института субаренды, кодификация земельного законодательства. Во-вторых, показатели экономики аграрного сектора последних лет демонстрируют стабильный

302 КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ

рост, что свидетельствует об улучшении положения на селе. И, в- третьих, принятие Земельного кодекса не ознаменовало окончание реформы земельных отношений.

Эволюционный процесс бесконечен, а значит, нам надо вместе думать о будущем. Так, например, был принят Закон «О внесении дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан», согласно которому вносятся дополнения в статьи 9 и 13, которые предусматривают безвозмездное предоставление земельных участков научным центрам с международным участием, а также расширение компетенции Правительства страны по утверждению Правил предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Теперь после введения частной собственности на землю мы можем приступить к более решительным мерам по воплощению в жизнь выбранной модели сельского хозяйства, о которой я говорил ранее. Здесь первым и основным направлением станет повышение конкурентоспособности сельхозпроизводителей. Я очень часто говорю об этом, и, тем не менее, порой мне кажется, что эти слова так до сих пор не восприняты сельчанами. Они беспокоятся о грядущем вступлении в ВТО и наплыве импортной продукции. На мой взгляд, это абсурд. Посудите сами, нашим производителям не нужно беспокоится о транспортировке и размещении своих товаров, а это на порядок снижает затраты. К тому же они лучше знают потребителей и рынок. И самое главное – потребители знают их. Для любой западной компании этих преимуществ было бы более чем достаточно. Снижайте издержки, повышайте качество, работайте с потребителями – и никакая европейская курица или мука никогда не отвоюет ваш рынок. А о каких-либо особых защитных мерах или жесткой протекционистской политике со стороны государства можно забыть. Мы уже никогда не вернемся к этому. Мы будем поддерживать наших сельхозпроизводителей, создавая условия для развития их бизнеса, не ограничивая тех, кто захочет вступить на казахстанский рынок.

Помимо всего прочего, нам нужно развивать сферу переработки сельскохозяйственной продукции. Казахстан – крупнейший экспортер зерна. Но с развитием его переработки мы сможем стать экспортером конечной продукции, что гораздо выгоднее. Наша сельскохозяйственная продукция должна быть переведена на международные стандарты. Уже немало сделано по образованию кластеров по переработке зерна, молока, плодоовощной продукции и хлопка. Большое внимание мы будем уделять развитию нашей

Эволюция земельного вопроса 303

аграрной науки. В Казахстане особенные природно-климатические условия. В этом наши плюсы и минусы. Я надеюсь, что когданибудь наши ученые-аграрии создадут такие культуры, которые используют по максимуму особенности нашей земли и климата.

Второе направление в рамках создания казахстанской модели сельского хозяйства – это развитие сельских территорий. Существенный подъем села невозможен без решительных изменений в условиях, качестве и образе жизни крестьянина. Поэтому необходимо направить значительные усилия на обустройство сельских территорий. Самое главное, надо создать условия для того, чтобы крестьяне сами смогли обустроить свое дело и свое село. Кроме того, согласно плану вхождения Казахстана в пятьдесят наиболее развитых стран мира, наряду с фондом устойчивого развития “Казына” и холдингом “Самрук” будут созданы социально-предприни- мательские корпорации, а для развития сельскохозяйственного сектора – национальный холдинг “КазАгро”.

Говоря об основных достижениях земельной реформы, нельзя забывать о главном. Существует старая поговорка, которая гласит: «Мы не получаем природу в наследство от наших предков, мы берем ее взаймы у наших потомков». Именно такой подход необходим при решении вопросов земельных отношений. Моя уверенность в этом основана на убеждении, что только истинный хозяин земли будет относиться к ней бережно, чтобы в должном виде передать ее потомкам.

Если же говорить о чувствах, которые я испытывал в то время, наверное, их сможет понять только тот человек, который сам когда-то принимал такие решения. Я согласен с мнением многих выдающихся исторических личностей, глав государств, которые говорили об одиночестве высшего руководителя государства, на плечах которого лежит ответственность перед народом. На Главе государства лежит исключительная ответственность за всю страну и народ, который избрал его. Он должен сделать все, что бы не дать застать свою страну врасплох, чувствовать реальное развитие ситуации.

Абсолютно все «за» и «против» просчитать практически нельзя, заглянуть в будущее трудно, прошлое изменить невозможно. В таких ситуациях ощущаешь только тревогу и сомнения. Конечно, есть советники, в том числе зарубежные, есть помощники, есть Правительство, которое может посоветовать. Но после выслушивания всех рекомендаций и мнений, порой полярных и взаимоисключающих друг друга, самые важные и судьбоносные решения

304 КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ

приходится принимать все-таки самому. В этом тоже огромная ответственность и трудность первого руководителя государства.

Представители прежней управленческой элиты, привыкшие работать в старой стране, не захотели и не смогли работать в новых условиях. Многие высказывали опасения, что без колхозов и совхозов в Казахстане наступит голод, сельская экономика развалится. Но жизнь показала обратное. Приходилось расставаться со старыми друзьями, с которыми проработал много лет. Я их понимал, но не мог их оставлять на должностях, так как они тормозили дело. Одни из них это понимали, другие уходили в жесткую оппозицию, но у меня нет ненависти и обиды ни к тем, ни к другим. Пусть нас рассудит история.

Несмотря на это, можно с полным основанием сказать, что, благодаря эффективности проведенных реформ, мы создали тот плацдарм, на котором можно обеспечить устойчивое развитие страны, дальнейший рост экономики, повышение благосостояния народа.

По сути, институт частной собственности на землю был введен впервые за всю историю нашей страны. И это показательно для Казахстана. Я всегда считал, что не стоит отказываться от идей и замыслов, только если этого никто никогда не делал. Все когдалибо происходит впервые. Так, в 1991 году первый космонавт независимого Казахстана совершил полет в космос, открыв новую эпоху космических свершений.

Казахстан - дорога к звездам 305

Глава VIII

КАЗАХСТАН – ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ

306 КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ

Казахстан - дорога к звездам 307

Жер кiндiгi – пуповина земли

Вспоминая события пятнадцатилетней давности, я удивился одному историческому стечению обстоятельств, которое оказалось очень символичным. Установление суверенитета Казахстана началось с самого космоса. В преддверии распада Советского Союза, в августе 1991 года космодром «Байконур» был объявлен собственностью республики, в октябре этого же года в космос полетел первый казахский космонавт, а Декларацию о независимости Казахстана мы приняли в декабре. То есть, о своем намерении стать национальным государством мы, получается, заявили раньше в космосе, чем на земле! И в этом сейчас,

спустя многие годы, я вижу знак свыше.

Мое отношение к Космосу, как и у многих людей, было и остается особым. Эта великая тайна, хранящая всю информацию о Вселенной, внеземных цивилизациях, живую связь с духами предков, всегда привлекала и волновала меня.

Интересно то, что особое, космическое будущее земле Байконура предсказал еще Коркыт-ата. По сохранившимся легендам и летописям, всю жизнь Коркыт-ата провел в поисках святой земли и вечной жизни. Коркыта в его поисках всюду преследовала смерть, которой он очень страшился. Наконец он услышал предсказание: “Если найдешь пуп земли, то останешься в живых”. Он побывал во многих странах Востока. Он искал землю, где никогда не будет войны, природных катаклизмов и смерти. Он верил, что на Земле есть такое святое место и воспевал его.

Наконец, он вернулся на родную землю, на берег Сырдарьи. Подумав, что вечная жизнь только в искусстве, он изобрел инструмент – кобыз. Согласно легенде, когда он, расстелив ковер на середине реки, играл на кобызе, сила кюя удерживала его на

308 КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ

воде, не давая утонуть. Говорят, когда Коркыт-ата играл на кобызе, не было смерти, а была только счастливая жизнь. Однажды он заснул, и из воды появилась маленькая змея, от укуса которой мудрец и умер.

Философа похоронили в степи. Перед смертью он признался, что все-таки нашел святую землю – берег Сырдарьи. Место своей смерти он назвал «жер кiндiгi» – пуповиной земли. Кор- кыт-ата объяснил, что именно здесь ощутил удивительную связь с небом и Всевышним.

Спустя несколько веков советские ученые во главе с Сергеем Королевым выбрали для строительства космодрома нынешний Байконур. Местность вблизи захоронения Коркыт-ата. И не ошиблись. Из нескольких десятков космодромов Байконур признан лучшим по расположению. Он находится достаточно близко к экватору. По законам механики здесь на запуски затрачивается меньше топлива. Но в отличие от космодромов, расположенных на самом экваторе, здесь почти не бывает осадков. Солнце светит 300 дней в году.

Действительно, Байконур стал колыбелью мировой космонавтики, космическим центром, портом Земли, с которого люди стартовали в космос. Именно здесь, на казахской земле, они стали космонавтами.

А где же наш, казахский космонавт? Этот логичный вопрос возник передо мной, как Президентом Казахской ССР, очень четко и ясно в 1990 году. Его актуальность становилась особенно очевидной на фоне предстоящих больших перемен в судьбе СССР.

После предварительных переговоров с руководителями космических, военных ведомств России, которые, в целом, поддержали эту идею, мы вместе с министром общего машиностроения СССР

Олегом Николаевичем Шишкиным прилетели спецрейсом на космодром.

12 января 1991 года. Байконур встретил нас непогодой. Спускаясь по трапу самолета в аэропорту «Крайний» города Ленинска, я увидел унылый пейзаж на фоне таких же серых шинелей военного руководства. И вдруг, словно живые огоньки, вопреки слякотной и ветреной зиме, навстречу мне с букетом цветов выбежали дети. Мальчик-казах, лет пяти-шести, протянул мне ярко-красные гвоздики, и в этот момент я невольно подумал, что всем планам по Байконуру суждено осуществиться. Я с благодарностью пожал руку малышу, неожиданно ставшему для меня символом будущего казахстанской космонавтики, и погладил по голове девочку, которая стояла рядом, держа его за руку.

Казахстан - дорога к звездам 309

Двое суток работали мы на Байконуре. Рабочий график был очень напряженным: детальное изучение дел на космодроме, в городе Ленинске, встреча с жителями прилегающих к Байконуру поселков Торе-Там и Акай, посещение Республиканской космической школы и самое главное – политическое заявление, которое я собирался сделать от имени Казахстана по Байконуру. На пресс-конференции с участием журналистов Центрального и Казахского телевидения, я сказал о намерении Казахстана участвовать в освоении космического пространства, подчеркнув, что содержать и сохранить космический комплекс будет возможным только общими усилиями республик Советского Союза. Идея нового, казахстанского статуса космодрома так и витала в воздухе, поэтому неоднозначная реакция окружающих была видна невооруженным взглядом. Во время этого визита на Байконур, который был для меня первым в качестве Президента Казахстана, мы увидели подготовку транспортного корабля «Прогресс». В то время, впрочем, как и сейчас, на космодроме проводилось по два пилотируемых запуска в год, весной и осенью. Я поставил вопрос о необходимости полета нашего космонавта, реально речь шла о сентябре-октябре 1991года.

Первым причалом берега Вселенной стал космодром «Байконур». В 1954 году была создана Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Председателем комиссии был назначен начальник испытательного полигона «Капустин Яр» генерал-лейтенант артиллерии В.И. Вознюк. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана, восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр. Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более трехсот солнечных дней в году и, главное, относительная близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.

310 КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ

Все эти годы Байконур был закрыт для Казахстана, теперь пришло время, когда в космос должен полететь казахский космонавт – мой аргумент, выдвинутый самой жизнью, был прост и логичен. К счастью, многие руководители союзного руководства понимали, что этот полет будет жестом справедливости для республики, с земли которой вот уже тридцать лет взлетают в космос корабли. Я же четко осознавал, что это первый, необходимый шаг Казахстана навстречу космосу, который продиктован велением Времени.

Начался непростой процесс поиска кандидата в космонавты. Искали среди военных летчиков. Я попросил Министра обороны

СССР поискать среди служащих ВВС летчиков-казахов. Нашли двух или трех, но никто не подходил. Предложили кандидатуру Талгата Мусабаева – летчика-инструктора, установившего рекорд высоты на малых самолетах. Но нужно было время для его подготовки. Союзное космическое ведомство не сильно хотело нашего космонавта, у них свои стояли на очереди. Но я хотел быстро решить этот вопрос. Тем более, что в трудных переговорах с М. С. Горбачевым и Министерством обороны этот вопрос был согласован. Однажды утром читаю в нашей газете, что на Чимбулаке отдыхает наш земляк, летчик-испытатель военных самолетов – Тохтар Аубакиров. Я немедленно вызвал его к себе. Сколько было мытарств – то у него возраст 45 лет, то со здоровьем проблемы. Но я настаивал – и он полетел.

За несколько месяцев группа ведущих ученых республики во главе с Президентом Академии наук Казахской ССР Умирзаком Султангазиным и Виктором Дробжевым, по моему поручению, приступила к формированию первой национальной космической программы Казахстана. Надо отметить, что научная часть программы была разработана давно и ждала своего звездного часа. Нужно было внести корректировки в соответствии с программой полета первого казахского космонавта.

И если с подготовкой космической программы было все ясно, то с подготовкой космонавта складывалось непросто. Полет был внеочередным, времени на подготовку было мало, и поэтому кандидат в космонавты Т. Аубакиров, имевший к тому времени звания Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испыта- теля СССР, был определен как член основного экипажа, а

Т.Мусабаев - как его дублер.

Всвязи с серьезными изменениями в планах космических ведомств России и Центра подготовки космонавтов, было прове-