Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Morfologia_sovremennogo_russkogo_yazyka.docx
Скачиваний:
190
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
137.31 Кб
Скачать

Местоимение.

1.Проблемы частеречной природы местоимений в современном языке.

2.Семантические разряды местоимений.

3.Разряды местоимений по соотношению с именами части речи.

4.Особенности склонения местоимений .

1.Местоимение-это класс слов в современном русском языке, которые указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их. Местоимения характеризуются предельной абстрактностью значения; ничего не называя, они лишены номинативной функции. В античных грамматиках,классических грамматиках,а в след за ними и в отечественной науке XIV веке местоимениями называли «заместителями имен», которые употребляются вместо сущ., прил. и числит. Это определение в корне неверно, т.к. местоимение ничего не заменяет, а указывают. Как часть речи, они выполняют 2 основные функции:

-дейктическую (указательную),т.е. указывает на условия речевого акта соотносят речь с действительностью. Например, «ты»-указание на собеседник; «его дом»-указание на принадлежность 3-ему лицу;

-анафорическую (функцию отнесения), т.е. соотносят сказанное со сказанным ранее; указывают на предшествующую часть высказывания, текста. Например, Осень была теплой. Это дало возможность собрать хороший урожай. Было трудно, но пришли иные времена.

Дейктическая функция местоимений связывает их с реальностью (пропозицией ,т.е. «положение дел»);анафорическая функция–внутриязыковая, связывающая части высказывания между собой.

Но сами по себе эти функции еще не делают местоимение самостоятельной частью речи. А грамматические категории местоимений совпадают с грамм. категориями сущ., прил. и числит., как и синтаксические функции.

Принимая во внимание отсутствие общекатегориального значения (ведь таковым нельзя считать «указание»), многие учёные отказывали местоимениям в частеречной самостоятельности . Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба распределяли местоименные слова по разным именным частям речи, считают, что они не образуют самостоятельного грамматического класса. А.А. Шахматов, А.А. Потебна, Л.А. Булаховский выделяли местоимения, опираясь только на грамматическую традицию, не обосновывая их самостоятельного статуса. Наиболее взвешенный подход предложил В.В. Виноградов. Он писал: «Если упразднить класс местоимений и рассортировать местоимения по другим категориям, то окажется необходимым...выделять среди них местоимения в отдельные разряды. Целесообразно ли это?» Отмечая непродуктивность местоимений, архаичность их форм, академик Виноградов заметил и то, что в «русской лексике непрерывно происходит развитие местоименные значений у имен.» А значит, они имеют общекатегориальное значения, которое В.В. Виноградов определил так: «… местоименные слова должны быть выключены в группу слов с меняющимся применением и, следовательно, с меняющимся конкретным содержанием в зависимости от субъекта, обстановки, ситуации речи». Т.е., по мнению Виноградова, «понятие местоименности в современном языке-понятие лексико-семантическое». Поэтому большинство древних местоимений «вросло в систему других» грамматических классов (прилагательных и числительных).

Лишь небольшая группа слов сохраняет признаки своего грамматического своеобразия. Они соотносятся с существительными, но не сливаются с ними. Условно не называют местоимениями-существительными: я, мы, вы, он, она, оно, они, никто, ничто, кто-то, кто-либо, некто, нечто, все, то, это и некоторые другие. То есть В.В. Виноградов наделял самостоятельным частеречным статусом лишь местоимения-существительные. Об их уникальном общекатегориальном значении сказано выше.

Каковы же их морфологические категории? Это одушевл./неодушевл, род, число и падеж, к которым добавляется лицо. Почти всё как у имени существительного (кроме лица). Но это лишь на первый взгляд. Все указанные категории имеют у местоимений иной статус и иное наполнение, чем у существительных. Одушевлённость/неодушевленность характерна большинству местоимений-существительных, выражается так же, как и у знаменательных имен: В=И у неодуш. мест., В=Р у одуш.мест. (И.п. что; В.п. (вижу) что; Р.п. чего) - неодуш. (И. кто; Р. кого; В. Кого) - одуш.

Однако эта категория у местоимений имеет черты своеобразия: мест.3-его лица могут указывать как на одушевлённые, так и неодушевленные предметы:

И. он (человек, стол) \мн.ч они

Р. от него (человека, стола) \ мн.ч. них

В. его (человека, стол) \ мн.ч их

Различие подобных форм происходит семантически. У всех остальных мест эта категория является классификационной:

Одуш: я, мы, ты, вы, кто, себя, никто, кто-то и т.д.

Неодуш: что, ничто, что-то, кое-что, все, то, это.

Род- также классификационная категория местомения, но выражается она по-иному, чем у существительных: не флексиями самих лексем, а формами согласуемых слов или координированных глаголов. Например: Произошло нечто неопределённое (ср.р). Кто сейчас вышел из аудитории (м.р.). Кто-нибудь очень красивый (м.р.). У слов кто-то и некто м.род формален, т.к. они сочетаются только с формами м.р., но могут указывать и на лиц женского пола.Например, кто-то в этом году родил ребенка. Личные местоимения «я» и «ты» - общего рода; «себя»-тоже общего рода. Местоимения 3-его лица выражают родовую принадлежность, как существительные, - с помощью флексий :оно, она, оно. Остальные - чётко распределены по родам синтаксическим согласованием и координацией с глаг. –сказуемым. Число присуще почти всем местоимениям-существительным, но большая часть из них по числам не изменяется (кое-кто, что, всё, нечто) и форм мн.ч. не имеет. Исключения составляют местоимения: я-мы, ты-вы, он, она-они, которые вроде бы имеют обе формы числа, однако они не могут быть признаны соотносительными формами.

Одного слова, полученными в результате его изменения, - это разные слова. Доказательством тому служит и их семантика: «мы» - это не много «я», а «вы» - не много «ты»; значит здесь просто формальная сопряжённость слов, не формоизменение. Неизменяемые по числам местоимения (типа кто, что, некто, что-либо) формально относятся к ед.ч, но могу указывать и на несколько предметов. Например: -Кто пришёл? - Ребята. То есть категория числа для местоимений тоже классификационная, а не словоизменительная, как для существительных. Падеж является словоизменительной категорией местоимений: по падежам изменяется большинство из них. Но и эта категория местоимений имеет своеобразие в сравнении с соответствующей категорией имён существительных:

  1. падежные парадигмы местоимений часть ущербны: местоимение «нечто» имеет только формы И.п и В.п; местоимения «себя», «некого», «нечего» не имеют формы И.п; местоимение «некто» по падежам не изменяется и возможно лишь в функции подлежащего, т. к у него есть только И.п.

  2. при образовании падежных форм местоимений часто используется супплетивизм (он –его-ему; мы- нас –нам)

  3. падежные формы местоимений могут иметь «наращение» основ в виде звука [н]: он- от него – к нему.

Лицо. Эта категория ещё более существенно отграничивает местоимения от существительных , которым она не характерна. Лицо – классификационная категория небольшой группы местоимений (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), реализуется координацией с соответствующими (личными) формами глаголов: Я иду, ты идёшь, вы идёте..

1 лицо ед.ч. – указание на говорящего;

1 лицо мн.ч. – указание на говорящего вместе с собеседниками и иными лицами;

2 лицо ед.ч.- указание на собеседника;

2 лицо мн.ч.- указание на собеседников или на собеседника и иных лиц;

3 лицо ед.ч. – указание на лицо, не участвующее в разговоре;

3 лицо мн.ч. – указание на лиц, не принимающих участие в разговоре.

Все прочие местоимения координируются глаголами в 3-ем лице ед.ч. Таким образом, местоимения – существительные обладают особым общекатегориальным значением; имеют свой набор морфологических категорий, отличный по составу и грамматической семантике, а значит являются самостоятельной частью речи.

Местоимения- прилагательные и местоимения- числительные входят как разряды в состав соответствующих именных классов. Такова научная реальность. Но в школьной и вузовской грамматиках местоимённые слова по-прежнему рассматриваются на основе лексико-семантических характеристик. Сделаем общий обзор такого подхода.

2. По семантик местоимения делятся на несколько разрядов (это научная и школьная традиция):

1. Личные и лично-указательные ( считаются только местоимения 3 лица)- (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они) . Они указывают на лицо: говорящего, собеседника; лицо, не участвующее в разговоре, а также множество указанных лиц в различных комбинациях (см.выше о категории лица). Эти местоимения ( но только 3-го лица) могут указывать и на предмет. Выполняя чаще дейктическую функцию, личные местоимения (3-го лица) могут быть и анафорическими: « В ларце был бриллиант. Он считается самым дорогим камнем на свете.» Местоимение «вы», кроме указания на собеседников, может иметь значение «вы – вежливости» и указывать на одного собеседника, но очень уважаемого; при этом именная часть СИС или глагол-сказуемое в прошедшем времени ставятся всё равно во множественное число. Например: « Иван Николаевич, Вы уже говорили нам об этом.»;

2. Возвратное местоимение «себя» указывает на отношение каждого из трёх лиц к самому себе; оно всегда относится к субъекту действия. Здесь возможна двусмысленность. Например: «Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.» ( к коменданту или к дворнику?). Подобных грамматических казусов нужно избегать. Возвратное местоимение не имеет формы И.п., а в Д.п. может употребляться как частица : «И стоит себе ли, улыбается.»

3. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо говорящему, собеседнику( собеседникам), третьему лицу( лицам). Они делятся на:

- Лично- притяжательные (мой, твой, ваш, наш, его, её, их)

- Возвратно – притяжательное (свой)

Последнее относится ко всем лицам и числам. Местоимения «его, её, их» не склоняются.

4.Указательные местоимения указывают на близкий/отдалённый предмет или на только что упомянутое. Например: «Подойди к этой смене.» «Он не сумел решить задачу – такого никто не ожидал.» В первом случае реализуется дейктическая функция, во втором – анафорическая. В эту группу входят местоимения: тот, этот, такой, таков, столько; - последнее указывает на неопределённое количество. Устаревшие формы: сей, оный, экий, этакий.

5. Определительные местоимения указывают на обобщённые признаки предметов: весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, иной, другой. Местоимения «сам, самый, весь» никогда не выступают в роли определения, что идёт в разрез с их основной функцией. «Весь» выступает как показатель целостности и совокупности, поэтому легко переходит в наречие ( «Все(мест.) участники конференции съехались в Москву.» «Наконец участники собрались все (нар.).») Местоимения «сам» и «самый» часто выступают в роли усилительной частицы («У самого(част.) синего моря»); «самый» входит в состав аналитической формы суперлатива прилаг. Родовые корреляты «сам - сама» Имеющие формы Вин. Падежа «самого-самоё»; форма «саму» носит разграничительный характер.

6) вопросительно – относительные местоимения – это одна группа лексем (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), которые могут:

а) оформлять вопрос, стоя в абсолютном начале предложения, - иногда они вопросительные; или

б) выражать отношения между частями в сложноподчинённом предложении, стоя в начале его придаточной части и выражая функцию союзных слов, - тогда они относительные, например: Кто сегодня явиться? (вопросительное) Я знаю, кто сегодня явиться. (относительное).

В любой функции они являются членами предложения и остаются местоимениями;

7) отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета или признака; образуются от вопросительно – относительных местоимений добавлением приставки ни-: никто, ничто, никакой, ничей. Два местоимения этого разряда содержат приставку не-: некого, нечего – они не имеют формы Им. Падежа.

8) неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, лица, признаки. Образуются от вопросительно – относительных добавлением приставок не-, кое- или суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, что-то, кое-кто, кто-нибудь, нечто, некий, какой-либо и др.

Нужно помнить, что выделение приведённых выше разрядов местоимений – дань традиции; основания данной классификации ????? (здесь не только семантика, но и отчасти грамматические свойства, и функции в предложении). Более обоснованным является выделение разрядов местоимений по соотношению с именными частями речи, так как в этой классификации учитываются лишь грамматические свойства местоимений.

3. Вслед за В.В. Виноградовым различают 3 грамматических разряда местоименных слов:

  • местоимения – существительные (предметно – личные);

  • местоимения – прилагательные (признаковые, адъективные)

  • местоимения – числительные (количественные)

Они указывают соответственно на предметы, признаки или количества.

К местоимениям – существительным относятся личные, возвратные, вопросительно – относительные (кто, что), отрицательные (никто, ничто), неопределённые (кто-то, некто, нечто и др.), указательные (то, это). Они, по Виноградову, обладают характерным только им набором и значением морфологических категорий (об этом говорилось выше, когда речь шла о частеречном статусе местоимений в современном русском языку): лицо, одушевлённость\неодушевлённость, род, число и падеж. Все категории, кроме падежа, - классификационные; падеж – словоизменительная категория. Только местоимения – существительные, в концепции Виноградова, и образуют самостоятельную часть речи – местоимение.

Местоимения – прилагательные включают в себя притяжательные, определительные, а также большую часть указательных, отрицательных, определительных и вопросительно – относительных местоимений. Они согласуются с существительными в роде, числе и падеже, являясь в предложении чаще всего определениями. Местоимения – прилагательные не имеют никакого своеобразия в сравнении с именами прилагательными, поэтому Виноградов относил их к прилагательным.

Местоимения – числительные включают всего несколько слов, абсолютно идентичных именам числительным по морфологическим свойствам (сколько, столько, несколько, сколько-то, сколько-нибудь). В.В. Виноградов отнёс их на этом основании к неопределённо – количественным числительным.

В вузовской традиции указанные грамматические разряды фиксируются в рамках местоимений. От них необходимо отличать местоимения наречия (где, куда, когда, как, откуда, зачем, почему и подобное), имеющие несоотносимую с именами семантику и синтаксические роли.

4. местоимения – прилагательные склоняются по адъективным типам, а местоимения – числительные – по образцу собирательных числительных («столько» как «семеро»). Местоимения – существительные имеют следующие особенности склонения:

  1. местоимения 1 и 2 лица, а также местоимение «себя» склоняются уникально (см. парадигму: учебник под ред. Леканта, 2000 г, с.300). Это остатки древнего местоименного склонения.

  2. Местоимения «кто», «что», а также местоимения 3 лица склоняются по смешанному адъективному типу. Личные местоимения 3 лица при наличии предлогов имеют наращение [н] в начале, норма косвенных падежей (исторически это часть предлога Произошло переразложение после падения редуцированных): Д. ей, к ней; Т. ими, с ними. Это наращение характерно формам косвенных падежей местоимений 3 лица, стоящих после:

  • Простого или первообразного предлога (без, к, в, на, для, от, под, через и др.);

  • Большинства наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, напротив и др.):

Наращения нет в следующих случаях:

  • После предлогов «внутри» и «вне»;

  • После наречных предлогов, управляющих Д. падежом (вопреки, согласно, всед, наперекор, навстречу, благодаря);

  • После сочетаний «простой предлог + существительное» (в отношении, при помощи, по поводу, за исключением и подобное);

  • После сравнительных степеней наречий и прилагательных (лучше его, красивее её).

  1. Местоимения «кто», «что» не имеют падежной парадигмы множественного числа: «некто», «нечто» - не склоняются; «никто, ничто» - по смешанному адъективному типу.

В. В. Виноградов писал «В силу своебразий своей лексической и грамматической природы местоимения до сих пор не вполне слились с живой системой продуктивных частей речи…»

Однако весьма активно идёт процесс семантического пополнения слов местоименного типа: номинативные лексемы утрачивают свою семантику («семантически опустошаются») и начинают выполнять только указательные функции (дейктическую и анафорическую) такой процесс называют прономинализацией.

в местоимения чаще всего переходят (или употребляются как местоимения):

  • Причастия и прилагательные: данный, соответствующий, известный, целый – в значении «такой», «этот», «некоторый» (в данных условиях, при соответствующих обстоятельствах, целый день = весь);

  • Числительные: один (мы столкнулись с одним (некоторым) явлением);

  • Существительные: в особой синтаксической конструкции, где они являются частью составного именного сказуемого, будучи семантически опустошены (Шахматов назвал такие слова «простыми словами, только грамматически поддерживающими сказуемое»):

Образование – вещь замечательная.

Понерова – женщина взорная.

Старухи – народ сердитый.

Жизнь – штука сложная.

В последние десятилетия роль местоимений в русском языке стала возрастать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]