Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Text-13-14.docx.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
473.09 Кб
Скачать

Раздел 2. Центральные государственные учреждения

2.1. Совет народных комиссаров ссср

В период Второй мировой войны в СССР усиливалось общесоюзное централизованное начало во всей системе государственного управления. В связи с продолжавшимся разукрупнением и специализацией наркоматов были приняты меры по улучшению руководства хозяйственными ведомствами. К августу 1940 г. в правительстве СССР имелось 25 общесоюзных наркоматов и 16 союзно-республиканских. Для координации их деятельности при СНК СССР были созданы шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководили ими. В состав каждого совета входили 3-5 человек во главе с заместителем Председателя Совнаркома68.

Органы управления способствовали проявлению новых тенденций в национально-государственном устройстве, в том числе тенденции децентрализации государственного управления. Были расширены права и функции республиканского управления. Как уже отмечалось, Украина и Белоруссия, а затем и другие республики получили право непосредственного сношения с иностранными государствами и заключения межправительственных соглашений. 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата иностранных дел в союзно-республиканский народный комиссариат». В 1944 г. были образованы наркоматы иностранных дел союзных республик. Украина и Белоруссия стали одними из первоначальных членов ООН.

Тогда же, 1 февраля 1944 г., был принят закон «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата обороны с общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат», созданы республиканские наркоматы обороны. В национальные воинские части призывались, как правило, люди, слабо владевшие русским языком. Казахские, грузинские, армянские и другие дивизии сражались и на территории РСФСР, УССР, БССР69.

Чтобы наладить работу тыла, нужны были чрезвычайные меры для планомерного обеспечения промышленности и транспорта рабочей силой. С этой целью 30 июня 1941 г. при Совнаркоме СССР было создано Бюро по учету и распределению рабочей силы, которое руководило мобилизацией и распределением рабочей силы для нужд обороны страны. Такие же бюро были созданы при исполкомах областных и районных Советов депутатов трудящихся. Они должны были проводить учет неработающего населения в городах и населенных пунктах и мобилизацию рабочей силы. Деятель­ность этих бюро имела большое значение для пополнения рабочих кадрами, организации бесперебойной работы важнейших предприя­тий и восстановления разрушенного оккупантами народного хозяйства СССР. В связи с угрозой вражеской оккупации некоторых районов страны возникла необходимость в быстром перебазировании производительных сил с этих местностей в восточные районы СССР. Для оперативного руко­водства этим делом в июле 1941 г. при Совнаркоме СССР был создан спе­циальный орган – Совет по эвакуации. Он определял объекты, подлежащие эвакуации, сроки их вывозки и пункты размещения. В Украинской ССР эту работу проводили уполномоченные Совета по эвакуации и эвакуа­ционные пункты, находившиеся в ведении местных Советов депутатов тру­дящихся. Эвакуационные пункты, создававшиеся, как правило, вблизи железнодорожных станций, производили прием эвакуированного населе­ния, обеспечивали его продовольствием и организовывали перевозку70.

Органы эвакуации в УССР при помощи военных органов и местных Советов провели работу по перебазированию производительных сил Украины в восточные районы СССР. За короткое время в тяжелых условиях были вывезены на Урал, в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию тысячи эшелонов с людьми, промышленным оборудованием, научными ценностями71.

На старых местах предприятия выпускали продукцию до последней минуты. Демонтаж начинался лишь по приказу уполномоченного Государственного Комитета Обороны и соответствующего наркомата. В тех слу­чаях, когда не успе­вали эвакуировать оборудование, оно взрывалось и уничтожалось перед самым приходом врага; до последней минуты рабочие продолжали рабо­тать в заминированных цехах.

Промышленные предприятия, как правило, эвакуировались на восток с основными производственными кадрами, причем крупные заводы – специальными партиями. Это давало возможность восстанавливать работу предприятия на новом месте, не ожидая прибытия всего завода. Во многих случаях из таких партий – частей предприятий создавались самостоятельные заводы72.

Большая работа была проведена по эвакуации сельскохозяйственных предприятий и колхозников. Большинство работников из Украины сельского хозяйства было эвакуировано в Воронежскую, Сталинградскую, Саратовскую, Ростовскую, Пензенскую, Тамбовскую, Архангельскую и Оренбургскую об­ласти, Краснодарский и Ставропольский края, Дагестанскую АССР, Казахскую и Азербайджанскую ССР.

30 июня 1941 г. при СНК СССР был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы, в который вошли представители Госплана и НКВД. За второе полугодие 1941 г. он, в частности, направил в военную и тяжелую индустрию, на стройки и железнодорожный транспорт десятки тысяч рабочих путем перевода их с предприятий легкой, пищевой и местной промышленности, промкооперации, привлечения на работу незанятого городского, сельского и эвакуированного населения. Кроме того, сюда же были отправлены строительные батальоны и рабочие колонны, сформированные Наркоматом обороны и военкоматами различных округов из числа военнообязанных старших возрастов и негодных для строевой службы. Государство прибегло к принудительным мерам набора рабочей силы в народное хозяйство. 13 февраля 1942 г. вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве»73.

Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет (из числа не работающих в государственных учреждениях и на предприятиях). От нее освобождались юноши и девушки в возрасте от 16 до 18 лет, подлежавшие призыву в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища, и женщины, имевшие детей до 8 лет, если они не имели других членов семьи, которые могли обеспечить уход за детьми. Уклонявшиеся от мобилизации привлекались к уголовной ответственности и приговаривались к принудительным работам по месту жительства на срок до одного года. В августе 1942 г. постановлением СНК СССР в стране была введена трудовая повинность74.

В ноябре 1942 г. Комитет по учету и распределению рабочей силы сосредоточил в своих руках мобилизацию и неработающего сельского населения. По заданиям ГКО и СНК СССР военнообязанных направлял работать на производство Наркомат обороны. Кроме того, в годы войны ЦК ВКП(б) и местные органы ВЛКСМ пополняли промышленные кадры посредством призывов и мобилизаций. Всего с февраля 1942 г. по август 1945 г. данный комитет на одном только Урале мобилизовал более 1,2 млн. чел., в том числе 25% – на учебу в систему трудовых резервов75.

Если в 1942 г. среди мобилизованных преобладали городские жители, то в 1943-1945 гг. – сельские76.

26-го, 27 июня и 1 июля решением тех же органов в Совет по эвакуации были дополнительно введены А.И. Микоян (первым заместителем председателя), Л.П. Берия и М.Г. Первухин (заместитель председателя).

3 июля 1941 г. председателем Совета по эвакуации был назначен кандидат в члены Политбюро ЦК, секретарь ВЦСПС Н.М. Шверник. Однако на этом организационный процесс не завершился. 16 июля последовало новое решение ГКО «О составе Совета по эвакуации». На этот раз в его реорганизованный состав вошли: Н.М. Шверник (председатель), А.Н. Косыгин (заместитель председателя), М.Г. Первухин (заместитель председателя), А.И. Микоян, Л.М. Каганович (в отсутствие Кагановича его заменял Б.Н. Арутюнов), М.З. Сабуров (в отсутствие Сабурова его заменял Г.П. Косяченко) и B.C. Абакумов (НКВД)77.

16 августа 1941 г. постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) в Совет по эвакуации дополнительно ввели заместителя начальника Главного управления тыла Красной Армии генерал-майора М.В. Захарова. 26 сентября 1941 г. при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения во главе с заместителем председателя СНК РСФСР К.Д. Памфиловым. Одновременно Памфилов пополнил состав Совета по эвакуации в качестве одного из заместителей председателя Совета78.

Вся работа по эвакуации людей, промышленного оборудования, ресурсов сельского хозяйства, материальных и культурных ценностей находилась в центре внимания ГКО, ЦК ВКП(б), СНК СССР и Совета по эвакуации. За практическое осуществление перебазирования производительных сил стали отвечать центральные комитеты и совнаркомы союзных республик, обкомы, райкомы и горкомы ВКП(б), исполкомы местных Советов прифронтовых и многих областей страны, где были созданы специальные комиссии, комитеты, бюро или советы по эвакуации. К выполнению этой важной военно-хозяйственной задачи были также привлечены Госплан СССР и Наркомат обороны СССР79.

При наркоматах и ведомствах были образованы бюро, комитеты, советы и комиссии по эвакуации с выделением уполномоченных для каждой группы предприятий. Контроль за вывозом населения, оборудования и других материальных ценностей осуществляла созданная при Совете по эвакуации группа инспекторов во главе с А.Н. Косыгиным.

В постановлении ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О порядке вывоза и размещения людских контингентов» от 27 июня 1941 г. были определены главные задачи и первоочередные объекты эвакуации. Перемещению на Восток в первую очередь подлежали квалифицированные кадры рабочих и служащих, старики, женщины и молодежь, промышленное оборудование, станки и машины, цветные металлы, горючее, хлеб и другие ценности, имеющие государственное значение. Вскоре это постановление было дополнено утвержденной Совнаркомом СССР специальной инструкцией о порядке демонтажа и отгрузки оборудования заводов и фабрик80.

В тот же день, 27 июня 1941 г., были приняты решения «О вывозе из Ленинграда ценностей и картин ленинградского Эрмитажа, Русского и других музеев» и «О вывозе из Москвы государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней, алмазного фонда СССР и ценностей Оружейной палаты Кремля». Оба эти постановления и особенно второе, несомненно, свидетельствовали о большой тревоге, которая охватила на шестой день войны Сталина и высшее руководство страны в результате угрожающего развития боевых действий81.

Вопросы увязки работы тыла с нуждами фронта, организации и развития военного производства, обеспечения фронта вооружением, боеприпасами, продовольствием, снаряжением, различными видами боевой техники постоянно находились в поле зрения высших органов Советского государства. Работа в этом направлении велась Совнаркомом СССР, который объединял и направлял деятельность 43 союзных и союзно-республиканских наркоматов, а также действовавших при нем комитетов, управлений, ведавших отдельными отраслями народного хозяйства, занимавшихся вопросами культуры, искусства, просвещения82.

Совнарком СССР руководил также Советами народных комиссаров союзных и автономных республик, круг обязанностей которых в годы войны был весьма широк. Они занимались вопросами составления и утверждения квартальных и месячных народно-хозяйственных планов и бюджетов, планов снабжения, руководили республиканскими наркоматами, культурным строительством, осуществляли мероприятия, связанные с размещением и выполнением военных заказов, многочисленных заданий со стороны высших государственных органов. Разрабатывавшиеся Совнаркомами мероприятия касались самых различных сторон деятельности тыла. По наиболее важным вопросам широко практиковалось принятие совместных постановлений ЦК КП(б) и СНК союзных и автономных республик83.

Важное место в системе государственного управления принадлежало Госплану СССР во главе с Н.А. Вознесенским. Структура Госплана СССР была перестроена так, чтобы она в полной мере отвечала потребностям военной экономики и позволяла оперативно изыскивать наиболее рациональные плановые решения. В 1943 г. в Госплане СССР начали функционировать отделы, ведавшие отраслями машиностроения (среднего, тяжелого машиностроения, станкостроения) и Управление по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупации. В связи с тем, что в ходе войны заметно возросла роль на местах представителей Госплана СССР и ЦСУ, СНК СССР 15 декабря 1943 г. принял постановление «О республиканских, краевых и областных органах Госплана СССР и ЦСУ», которым четко обозначались их права и обязанности, порядок работы84.

Из новых органов, начавших действовать при СНК СССР во второй период войны, надо назвать образованную согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. Чрезвычайную Государственную Комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР85.

Деятельность Чрезвычайной Государственной Комиссии имела общегосударственное и международное значение. Комиссией руководил член Оргбюро ЦК ВКП(б), секретарь ВЦСПС Н.М. Шверник. Основные направления работы, задачи, права и структура Чрезвычайной Государственной Комиссии были определены постановлением ЦК ВКП(б) от 5 марта 1943 г. и положением о ее деятельности. В 1943 г. комиссия провела работу в освобожденных от вражеской оккупации районах. Члены комиссии совместно с местными комиссиями в 1943 г. собрали большое количество документальных и вещественных доказательств о злодеяниях оккупантов и ущербе, причиненном ими СССР.

В состав комиссии входили государственные деятели, деятели науки и культуры. На Чрезвычайную государственную комиссию были возложены подготовка и проверка всех документов и материалов о злодеяниях гитлеровцев и материальном ущербе, причиненном СССР вследствие оккупации территории армиями захватчиков. На комиссию была также возложена обязанность выявлять по возможности конкретно преступников, виновных в организации и совершении злодеяний на оккупированной советской территории, с целью предания их суду и строгого наказания86.

В УССР, кроме того, с этой целью были созданы республиками областные и городские комиссии; в большинстве партизанских отрядов и соединений также работали такие комиссии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. для прокурорско - следственных работников органов прокуратуры устанавливались классные чины. Вводились соответствующие знаки различия и форма.87

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]