
256 Глава пятая
I Часть вторая: БИОЭТИКА И ТЕХНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПЛОДОТВОРЕНИЯ
мужчины и женщины, чувство превосходства одного пола над другим все в меньшей степени заявляет о себе. Однако в определенном социальном контексте, скажем, во время войны, могут возникнуть соответствующие идеологические побуждения, ведущие к апологии предпочитаемого пола. В таком случае идеология, умаляющая уважение, подобающее всякой человеческой личности, — уважение, которое основывается на признании равного достоинства всякого индивида независимо от пола, — обесценивала бы выбор и бросала вызов моральным ценностям. Все это было бы чревато еще большей опасностью в том случае, если бы идеология управлялась политической властью и ставила своей целью господство какой-либо расы.
Подходя к данному вопросу с точки зрения воспитательных целей и поддержания семейного равновесия, мы полагаем, что наличие в одной семье детей разного пола весьма полезно в смысле воспитания и поддержания наилучшего психологического климата. Очевидно, что обзаведение детьми разного пола никак не может считаться недопустимой целью. Желание иметь сына после того, как родилась одна или несколько дочерей, и наоборот, представляется нам совершенно законным, лишь бы любовь сообразовывалась больше с детьми, чем со вкусами и желаниями родителей, и лишь бы они были готовы принять любого ребенка, какого бы пола он ни был, без психологических проблем и абортивных намерений.
Что касается целей, связанных с регулированием рождаемости, то нам кажется, что справедливое регулирование количества детей в соответствии с принципом ответственного деторождения вполне допустимо, как допустимо и стремление к разнополому составу своего потомства, однако решающим здесь должны быть прежде всего отсутствие эгоизма и достаточно серьезные основания для ограничения числа детей, и потому очень важным становится выбор средств для этого. Следует исключать любые цели чисто экспериментального характера, когда речь идет о человеке, в особенности если достижение этих целей связано с определенной опасностью.
Допустимость методов и процедур
Этот аспект проблемы представляется наиболее трудным и сложным для рассмотрения. Несомненно, должны быть исключены методики, которые предполагают уничтожение эмбрионов или бластоцистов нежеланного пола, как это происходит в случаях использования микрохирургии и селективной предымплантационной диагностики. Необходимо также исключить и методики эмбрионального или генетического манипулирования при отсутствии исключительно терапевтической направленности и тем более при наличии опасности для жизни эмбриона.
Подлежат исключению и методики чисто детерминистской направленности. Совет Европы самым недвусмысленным образом запретил предопределение пола путем биологических манипуляций. Запрет этот содержится и в инструкции «Donum Vitae», которая считает, что подобные методы «противоречат достоинству личности человеческого существа, его целостности и
БИБЛИОГРАФИЯ | 257
его идентичности»56. Допустимо лишь «создавать условия» для того, чтобы родилось существо желаемого пола, когда для этого существуют серьезные причины, но при готовности принять любого ребенка, какого бы пола он ни был. Нам представляются приемлемыми те процедуры, которые основываются на уважении к эмбриону и личности супругов, к половым отношениям во всем их достоинстве, не только физическом, но и эмоциональном, и духовном. Такими могут быть только те методики, что учитывают подходящую биохимическую среду, физиологию детородного акта, и методики, связанные с «овуляционным методом».
В заключение скажем, что коль скоро нормальное проведение самых различных процедур требует, чтобы как цели, так и используемые методы были правомерными, мы думаем, что вправе сделать вывод о том, что допустимо выбирать пол своего будущего ребенка, если при этом используются естественные методы, состоящие в выборе благоприятных условий для супружеского акта. Кроме того, необходимо, чтобы этот выбор диктовался терапевтическими причинами или причинами психо-педагогического равновесия семьи, и, наконец, очень важно, чтобы подобное желание не было навязано семейной паре извне.
БИБЛИОГРАФИЯ
Aanesen А. — Flam F., Bilateral tubal pregnancy following in vitro fertilization and transfer of the two embryos (Двусторонняя трубочная беременность, последовавшая за оплодотворением in vitro, и перенос двух эмбрионов), «Eur. J. Obstet. Gynecol. Reprod. Biol.», 1966, 64, c. 235-236.
Assisted reproductive technology in the United States and Canada: results generated from the American Society for Reproductive Medicine/Society (Технологии, помогающие деторождению, в Соединенных Штатах и Канаде: результаты, полученные Американским Обществом по репродуктивной медищне), «Fertility and Sterility», 1966,66(5), с. 697 -705.
Caffarra С, Riflessione etico-teologica sull'inseminazione artificiale (Этико-богословские размышления об искусственном осеменении), «Medicina e Morale», 1980,2, с. 119 - 135.
Cs№L.S.,Mordtraditions, etlikdkmguageandreprodiKlivetechwlogm
язык этикии репродуктивные технологии), «}. Med. Philos.», 1989,14,с. 497-522.
Caspar P., Lesfondements de I'individualiti biologkpie (Основы биологической индивидуальности), «Communio», 1984, IX, 6, с. 80 - 90.
Cinque В. — Pelagalli M. •— Daini S. -DelPAcqua S. — Spagnolo A. G., Abortoripetuto spontaneo. Aspetliscientificie obbligazionimorali (Повторяющийся спонтанный аборт. Научные аспекты и нравственные обязательства), «Medicina e Morale», 1992, 5, с. 889 - 910.
CittadiniE., Aspeltibiomediciedeticideltafertilizzazione in vitro (Биомедицинские иэтичес-кие аспекты оплодотворения in vitro), в Privitera S. (a cura Concilio Vaticano II,
Congregazione per la Dottrina della Fede, Istruzione..., p. 1, n. 6.