Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шамаро.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
142.85 Кб
Скачать

Алтари – только на восток

Самое строгое предписание, самое непреложное установление православного храмостроительства относится не к самой церкви как к таковой, а к определенному – по отношению к странам света – расположению ее на местности, к определенной ориентации оси строения. Алтарь (или алтари) храма должны быть непременно обращены к востоку, и. следовательно, ось всего здания должна быть сориентирована по направлению восток-запад. Таково древнее правило не только православного но и католического храмостроения (ему не следовали лишь строители церквей протестантских конфессий, в частности лютеранства).

Так, утверждают православные богословы, храмы наши обращены алтарями на восток потому, что «потерянный нами рай находится на востоке», потому что с востока нагрянет когда-то на греховный род людской светопреставление, возвещенное трубным гласом архангела. «Пришествие этого дня, который мы ждем и подготавливаем, - пишет современный церковный литератор на страницах журнала «Московской патриархии», - его восход и символизируется восходом солнца, востока».

Восточная ориентация православных храмов – своеобразный отзвук древнейшего культа, который исповедовали в древности почти все народы, - культ солнца, или как его определяют исследователи-этнографы – солярного культа (от лат. слова «солнце», «солнечный»). Почитание животворящего светила представляет собой одну из тех особенностей древнего человеческого бытия, которые были присущи практически всем земледельческим народам мира. И, естественно, что ежедневный восход солнца, разгоняющего мрак ночи, победно торжествующего над ним был для наших далеких предков наиболее впечатляющим и воодушевляющим зрелищем, самым радостным метеорологическим явлением.

И культ солнца, таким образом, был, как правило, сфокусирован, конкретизирован не на культе солнца вообще, а рассветного, восходящего над горизонтом солнца и всего восточного небосклона.

Ученые-египтологи, высказывают предположение, что Сфинкс символизировал обожествленное солнце.

В Древней Греции поклонялись Гелиосу – «блистательному богу солнца, который светит бессмертным богам, и смертным людям». И в высшей степени примечательно, что гигантская скульптура этого божества – так называемый Колосс Родосский, металлическая (по всей вероятности медная) статуя высотой около 40 м., установленная в IIIв. до н.э. при входе в гавань на о. Родос в Эгейском мире, - вошло в число знаменитых «семи чудес света». Кроме Гелиоса, в пантеоне древних греков (а вслед за ними и в пантеоне древних римлян) была еще и богиня утреннего, восходящего солнца – богиня утренней зари Эос («златоперстная Эос» в гомеровской поэме) и соответственно Аврора в Риме.

Японский аналог Гелиосу – богиня Аматэрасу… Япония, поясняет топонимический словарь, - от «ниппон»: «ни» - солнце, «пон» - страна. Страна солнца. В Европе, узнав, об Японии при посредничестве Китая, привилось китайское наименование – «Страна восходящего солнца».

В ряду иных божеств народа Древней Руси почитал солнечного Даждьбога, и не случайно «Слово о полку Игореве» величает русских князей «внуками Даждьбога».

Праздник Рождества Христова французы называют «ноэль», а это слово, как предполагают лингвисты, ведет происхождение от сочетания двух слов древнего кельтского языка – слово «нойо», что означает «новый» и слова «ноэль», что означает «солнце». Следовательно, «ноэль» значит «новое солнце», солнце после зимнего солнцестояния.

Закономерным и логичным проявлением, опосредованием солярного культа стала ориентация по солнцу, по тем или иным точкам его движения по небосводу в течении года, зданий, строений религиозного, культового предназначения. Не только храмов, но и, к примеру, погребальных монументов.

Крупнейшая из египетских пирамид – пирамида Хеопса, поразительно точно сориентирована по меридиану. Древний храм солнца, о котором уже шла речь, сооружен с таким расчетом, что ниша в его стене обращена к точке захода солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия.

Храмовый комплекс Абу-Симбел, построенный в XIIIв. до н.э. фараоном РамзесомIво славу самому себе и на вечную память о самом себе, уже в те отдаленные времена поражал посетителей «чудесным» изображением каменного изображения этого великого правителя, которое установлено было в святилище, вырубленном глубоко в скале. Дважды в году – 28 февраля (день рождения фараона) и 21 октября (день его восшествия на трон) – солнечный луч словно пронзал толщу скалы, высвечивал во тьме святилища изваяние фараона и спустя несколько минут угасал и исчезал. Строители святилища поистине с непостижимым даже для нас – спустя почти 3,5 тыс. – точностью (до миллиметра) пробили, просверлили в горной породе осветительный канал, сориентировав их со снайперской точностью на восходящее солнце в дни 28 февраля и 21 октября.

Каждый православный храм, утверждают богословы, отнюдь не только творение искусства, но и «безмолвная проповедь в камне». Каждый храм и каждый монастырь построены, основаны, сооружены ради прославления того или иного «чуда» или целого комплекса чудес. И одним из таких чудес, быть может самым большим, и является чудо ориентации древнерусских храмов.

Советские ученые поставили перед собой задачу определить и замерить – с предельной точностью, с применением геодезической техники – восточную ориентацию памятников русского церковного зодчества начального, так называемого «домонгольского» периода. Результаты этих исследований, обобщенные в статье археолога П.А. Раппопорта, без преувеличений можно было бы назвать сенсационными. Стало ясно, что во-первых, древнерусские зодчие и каменщики ориентировали сооружаемые ими храмы не куда-то произвольно на восток, а по строго определенным и неслучайно выбранным точкам восточной части горизонта; во-вторых, при строительстве они придерживались этих линий с точностью – при тогдашней крайне примитивной технике – поистине изумительной. Такими ориентирами были: либо те точки на горизонте, где всходило солнце в день того церковного праздника, или в день поминания того святого, которым были посвящены сооружаемые храмы (в эти дни часто происходила их закладка). Либо те точки на горизонте, где всходило солнце в день (или накануне) закладки храма, вне зависимости от дня праздника или дня святого, которым он посвящен.

Как известно, солнце поднимается над одной и той же точкой горизонта дважды – в первую половину года (до летнего солнцестояния) и во вторую его половину (после летнего солнцестояния), как бы откатываясь по небосклону в противоположную сторону. Климатические условия заставляли наших предков начинать строительство только после того, как сойдет снег и просохнет земля, дабы иметь в своем распоряжении как можно больше теплого времени. И по этой причине ориентирами осей сооружаемых церквей могли быть дни праздников и дни поминания святых лишь определенной, весенне-летней части церковного календаря. Начиная с ранней осени храмы на Руси, как правило, уже не закладывались.

Таким образом, восточная ориентация древнерусских церквей заключала в себе определенную информацию – сведения о посвящении, следовательно, о названии храма и сведения о его закладке.

Избирательная и точная ориентации была присуща не только церквам, но и окнам церквей, точнее говоря, окнам алтарных абсид, - узким и высоким прорезям, напоминаемым амбразуры. По древним храмостроительным правилам они должны были расположены строго по оси абсидных полукружий. Но оказалось – не всегда. Оказалось, что храмостроители смещали абсидные окна в южную сторону, руководствуясь желанием продлить освещение алтаря солнечным светом.

Но наряду с южным смещением алтарных окон были выявлены случаи их северного смещения. Выходит, осветительная цель не была единственной. Оказалось, что строители «нацеливали» оконные прорези на центральные, соборные, наиболее почитаемые церкви того или иного города.

В исторической перспективе, по мере продвижения храмостроительства к нашему времени, вольность в ориентации церквей все более и более возрастала. Тысячелетняя история русского церковного зодчества делится на три периода:

Древний период– символико-каноническое предписание о восточном (точнее говоря о «восходной» если так выразиться) ориентации храмов – в полной силе.

Средний период– противоборство градостроительной ситуации и храмостроительного канона.

Новый период– церковный храмостроительный канон почти полностью капитулировал перед правилами регулярной застройки.