
6 курс / Медицинская реабилитация, ЛФК, Спортивная медицина / Мануальная медицина К. Левит
.pdfлечения — иммобилизация, минимум воротником Вольффа (см. рис. 202), который очень хорошо переносится.
При частом хроническом течении повреждения после такой травмы положитель ную роль может сыграть мышечная фиксация, определяемая Berger (1981) как «stiff neck» («тугая шея»). При ней не происходит настоящего сегментарного блокирования, однако объем движения в каждом отдельном двигательном сегменте уменьшается (измерение с помощью аппарата Berger) и движения головы замедляются.
Сказанное о сотрясении мозга и черепной травме относится и к остальным повреждениям.
Пациент А., 1895 г. рождения, 12.01.53 г. упал на левое плечо. С этого дня не мог поднять левую руку выше горизонтальной линии, жаловался на боль в шее. При обследовании в Институте реабилитации 08.07.53 г. он мог отвести левую руку только до 90°, отмечалась также атрофия дельтовидной мышцы слева. Была проведена пробная тракция шейного отдела позвоночника, через 14 дней пациент мог отводить левую руку до 160°, после чего он был выписан.
Травматические нарушения суставов конечностей также необходимо диагно стировать и лечить. Это относится особенно к области запястья и шиловидному отростку после перелома лучевой кости, который часто бывает следствием падения на кисть руки. При обследовании регулярно обнаруживаются ограничение лучевой дукции в связи с блокированием головки лучевой кости в локтевом суставе, нарушение пружинистости в радиальном направлении и болезненность при давлении на лате ральный надмыщелок. После устранения блокирования в локтевом суставе радиальная дукция становится свободной, боль в шиловидном отростке проходит (см. раздел 4.3.3).
З а к л ю ч е н и е . 1. Травма имеет основополагающее значение в патогенезе вертеброгенных нарушений. Она — существенная причина блокирования на интактном позвоночнике и проявления декомпенсации уже существующих дегенеративных
ифункциональных изменений.
2.Каждая травма головы, конечностей или туловища всегда воздействует и на позвоночник. Наиболее выражено это действие при черепно-мозговой травме, которая может служить его моделью. Характерна клиническая манифестация симптоматики со стороны позвоночника чаще через определенный латентный период, в острой стадии ее вытесняют очаговые симптомы со стороны основания мозга, и она остается вне поля зрения врачей.
3.Чтобы предупредить эти (чаще хронически протекающие) нарушения, необ ходимо распознавать блокирования позвоночника уже в острой стадии травмы и устранять их (при отсутствии противопоказаний). Необходимо, чтобы мануальное исследование позвоночника и суставов конечностей стало традицией в травматологии, как и обязательное рентгенологическое исследование, особенно шейного отдела позвоночника, после каждой черепно-мозговой травмы.
