Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
19
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.04 Mб
Скачать

23.Признаки ограниченных вещных прав: проблемы определения и квалификации. (4.1)

Понятие ОВП: Ограниченное вещное право следует понимать как прямо закрепленное законом и зарегистрированное в государственном реестре абсолютное гражданское право, устанавливающее ограниченное хозяйственное господство над чужой недвижимой вещью.

Признаки ОВП: Предоставляемые ограниченными вещными правами возможности всегда ограничены по содержанию в сравнении с правомочиями собственника, являются гораздо более узкими (в частности, в большинстве случаев исключают возможность отчуждения имущества без согласия собственника).

Вместе с тем сопоставление содержания прав собственника и ограниченных вещных прав свидетельствует об их производности, зависимости от права собственности как основного вещного права. Ограниченные вещные права не могут существовать самостоятельно, в отрыве от права собственности, помимо него. Поэтому при отсутствии или прекращении права собственности на вещь невозможно установить или сохранить на нее ограниченное вещное право (например, в отношении бесхозяйного имущества). Невозможно, следовательно, появление какого-либо ограниченного вещного права в отношении вещи, имеющей только фактического владельца, который добросовестно, открыто и непрерывно владеет ею до истечения срока приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ). Такой владелец даже при наличии правовой защиты своего фактического владения не только не приравнивается к собственнику, но в силу изложенного выше не может быть признан и субъектом какого-либо ограниченного вещного права.

Ограниченные вещные права ограничивают и тем самым как бы обременяют право собственности на вещь (иногда об этом не очень точно говорят как об "обременениях" самой вещи, например земельного участка). Поэтому они сохраняются при смене собственника вещи, не прекращая своего действия. Иначе говоря, ограниченные вещные права, как бы "обременяя вещь", всегда следуют за ней (точнее, за правом собственности на соответствующую вещь), а не за ее собственником, а право следования является характерным признаком ограниченных вещных прав.

Наконец, характер и содержание ограниченных вещных прав определяются непосредственно законом (а не договором с собственником вещи), который устанавливает все их разновидности и определяет составляющие их конкретные правомочия исчерпывающим образом (numerus clausus). Данное обстоятельство также составляет важнейший признак ограниченных вещных прав (которым неосновательно пренебрегают некоторые современные отечественные исследователи).

Будучи существенным ограничением хозяйственного господства собственника над вещью, ограниченные вещные права должны допускаться законом лишь при наличии особых оснований, причем закон сам непосредственно определяет и их виды, и их конкретное содержание, тогда как "частная автономия может проявлять себя только в выборе их". Учитывается и то, что в силу своего абсолютного характера такие права действуют в отношении всех третьих лиц и должны соблюдаться ими, а для этого требуется осведомленность о содержании и видах указанных прав. Иначе говоря, участники имущественного оборота вправе заранее точно знать, с чем они имеют дело, в частности, при приобретении "обремененной" вещи. Поэтому запрещено изменять договором содержание ограниченных вещных прав или создавать их новые разновидности, неизвестные закону.

Более того, поскольку большинство ограниченных вещных прав (кроме залога, удержания, оперативного управления и хозяйственного ведения) имеют объектом недвижимые вещи, они подлежат государственной регистрации в официальных реестрах ("принцип публичности"). Это обстоятельство также характеризует одну из особенностей их правового режима и может считаться одним из их основных признаков.

Разумеется, ограниченным вещным правам присущи и все общие признаки (черты) вещных прав - непосредственное (хотя и строго ограниченное законом) господство над чужой недвижимой вещью (а не над поведением обязанного лица), абсолютный характер и вещно-правовая защита.

Классификация:

1. Вещные права по использованию земельных участков  сервитуты  права пожизненного наследуемого владения земельными участками  права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

2. Вещные права по использованию жилых помещений Право пользования недвижимой вещью, в том числе жилым помещением - жилым домом, его частью, квартирой, комнатой (а также земельным участком, дачей и т.д.).  Возникает у граждан на основании условием пожизненного содержания с иждивением (п. 1 ст. 601 ГК РФ, ст. 34 ЖК РФ), либо в силу завещательного отказа (п. 2 ст. 1137 ГК РФ, ст. 33 ЖК РФ), право пользования членами семьи собственника (292 ГК).  Содержание данного права в обоих случаях определено и заключается в возможности проживания в жилом помещении, принадлежащем другому лицу.  В некоторых случаях срочный характер + в отношении жилья, которое получатель ренты передал ее плательщику, у его субъекта в силу прямых указаний закона (п. 1 ст. 587 ГК РФ) возникает также вещное право залога (ипотеки) на эту недвижимую вещь.

3. Обеспечительные вещные права  залоговое право (право залогодержателя) и право удержания

4. Преимущественное право покупки недвижимой вещи на приобретение доли в праве общей собственности на нее (ст. 250 ГК РФ).  Собственнику здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке, преимущественное право покупки этого участка при продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в такой квартире также имеют преимущественное право на ее покупку в порядке и на условиях, которые установлены ст. 250 ГК РФ. Наследник, являющийся индивидуальным предпринимателем, при разделе наследства имеет преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли входящего в состав наследства предприятия как имущественного комплекса, считающегося единой недвижимой вещью.

5. Права на хозяйствование с имуществом публичного собственника (право хозяйственного ведения (унитарные) и право оперативного управления (учреждения)).  характеризуют имущественную обособленность унитарных предприятий и учреждений - единственных видов юридических лиц, не являющихся собственниками своего имущества.  собственники (главным образом публично-правовые образования)  собственники не вправе ни владеть, ни пользоваться, а во многих случаях даже и распоряжаться своим распределенным имуществом (п. 5 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22) (дают согласие на совершение сделок по отчуждению).  Объектом данных прав являются имущественные комплексы, включающие в свой состав самые разные виды имущества.  При этом земельные участки предоставляются таким юридическим лицам не в хозяйственное ведение или в оперативное на - праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК РФ) либо на праве аренды.  Содержание данных прав определяется не только законом, но и уставом конкретного юридического лица (обычно в части совершения конкретных сделок).

С принятием новой редакции раздела II ГК РФ, предлагающего закрепить иную систему ограниченных вещных прав, данная классификация, разумеется, должна быть заменена иным, классическим "трехчленным" делением ограниченных вещных прав (права пользования чужой недвижимой вещью, права приобретения такой вещи и права на получение из нее известной ценности).

Особенность современного российского права составляет то обстоятельство, что после длительного отсутствия в нем самого института вещного права последнее все еще находится в стадии формирования и развития, что в полной мере относится к конкретным видам ограниченных вещных прав. К тому же они пока закрепляются не только гражданским, но также земельным и жилищным законодательством.

Вместе с тем п. 1 ст. 216 ГК РФ до перечисления отдельных видов ограниченных вещных прав содержит оговорку "в частности", что дает основание не считать этот перечень закрытым, а тем самым как будто бы устраняет важнейший признак этих прав - их numerus clausus. В действительности, однако, дело обстоит несколько сложнее.

Прежде всего следует иметь в виду, что появление указанной оговорки стало компромиссом разработчиков части первой ГК РФ в остром споре о юридической природе прав арендатора. Сторонники признания их вещными надеялись закрепить свои взгляды в будущем, при подготовке части второй ГК РФ, тогда как противники этого подхода (к числу которых относился и автор настоящей работы) не исключали появления новых вещных прав и необходимости соответствующих изменений и дополнений их перечня в п. 1 ст. 216 ГК РФ. В результате аренда так и не была признана вещной, а в принятой в 2001 г. части третьей ГК РФ (п. 2 ст. 1137) появилось вещное право отказополучателя по завещанию пользоваться определенной вещью наследодателя, в частности использовать для постоянного или срочного проживания жилой дом, квартиру или иное жилое помещение, принадлежавшее наследодателю.

В качестве общего вывода можно отметить, что современный отечественный законодатель в отсутствие четких и общепризнанных доктринальных положений о вещном праве в некоторых случаях избегает прямой легальной квалификации тех или иных имущественных прав, оставляя ее доктрине и правоприменительной практике. Такая неудовлетворительная ситуация отчасти смягчается тем, что названная квалификация с точки зрения действующего российского правопорядка по существу не влечет за собой каких-либо особых юридических (гражданско-правовых) последствий. Вместе с тем данное положение вряд ли можно считать достоинством; скорее оно говорит о недостатках законодательного развития, которые могут и должны быть устранены в ближайшем будущем.

Соседние файлы в папке !Учебный год 2024