Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология - часть 2.doc
Скачиваний:
484
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
990.72 Кб
Скачать

Б) концепция суверенитета права локка:

В результате внедрения в жизнь теории Бодена возникла проблема ограничения власти самих правителей. С этой целью в XVII в. Локк выдвинул концепцию суверенитета права, чтобы лимитировать произвол властей правом, чтобы правители сами подпадали под действие закона.

Началась упорная борьба за приоритет права перед властью, волей гражданина, социума или всего общества. Этот этап стал наиболее сложным, т.к. право создается самой властью, что рождает искус самовластья, всевластия, самоуправства, беззакония, правового нигилизма. Власть сама должна ограничить свои права и свободы законами, преодолеть желание стать выше закона, стремление к привилегиям и иную противоправную практику, что оказалось посложнее, чем одолеть аналогичную практику граждан. Для этого потребовалось сформировать высокую правовую культуру граждан, зрелое гражданское общество и каналы воздействия народа на власть.

Хотя идеи власти закона, равного для всех граждан, выдвигал еще Солон в Древней Греции (VI в. до н.э.), решающим шагом в создании концепции суверенитета права, верховенства закона над властью стали “Два трактата о правлении” Дж.Локка (1690 г.), в дальнейшем – труды И.Канта, В.Гумбольта, Конституциях Франции и США. Локк (1632-1704; Англия) прямо требовал верховенства закона, чтобы ни один правитель и ни один орган государства не мог быть изъят из подчинения его законам. Все они обязаны управлять согласно постоянным законам, провозглашенным народом, а не путем импровизированных указов. Ведь где нет законов, там нет и свободы. Все граждане, включая правителей, должны быть равны перед законом. Законы тогда легитимны, когда они защищают, а не ущемляют права граждан. Эта концепция оказалась более жизнеспособной и адаптивной и была внедрена в жизнь в ходе буржуазно-демократических революций.

В) теория суверенитета народа локка и руссо:

Однако верховенство права над государственной властью – необходимое, но недостаточное условие для построения государства, в котором жизнь людей была бы безопасной и стабильной и где реализовывались бы их права и интересы. Введение в практику жизни суверенитета права показало возможность введения таких законов, которые сделают жизнь просто несносной, лишающих людей основных прав: на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Поэтому тот же Дж.Локк и Жан-Жак Руссо (1712-78; Франция) начали искать решение проблемы ограничения власти правителей и “произвола закона” и нашли его в идее суверенитета самого народа как более высокой власти, чем власть правителей и закона.

Эти мыслители отталкивались от идей Марсилия Падуанского (начала XIV в.) о том, что истинным источником любой власти, единственным носителем суверенитета и верховным законодателем является народ, под которым, правда, тот понимал лишь “лучшую” часть общества (военных, священников, чиновников), что в XVI-XVII вв. повторяли кальвинисты-тираноборцы, много сделавшие для популяризации этих идей. Локк и Руссо расширили понятие “народ”, включив в него (особенно четко Руссо) всех взрослых мужчин. Локк прямо поставил вопрос о том, что суверенитет народа выше и важнее суверенитета созданного им государства. Государство получает от людей ровно столько власти, сколько нужно для достижения своей главной цели: охраны и реализации названных гражданских прав каждого. И если большинство народа решает положить предел наглости правителей, нарушивших общественный договор, то правомерно вооруженное восстание народа.

Однако цельную концепцию суверенитета народа сформулировал Руссо. В знаменитом труде “Об общественном договоре” (1762 г.) он раскрывает пути сохранения естественных прав человека на свободу и равенство.

Суверенитет государства – всего-навсего производное от суверенитета (полновластия) народа – источника всякой власти. Каждый человек отдает свою личность под руководство суверена. Суверен – это не монарх и вообще не частное лицо, а все участники общественного контракта об образовании государства, т.е. коллективное существо, весь народ. Зачем люди вообще создают государство? До его создания свобода человека ограничена его силами, с созданием же государства человек приобретает общую защиту в виде гражданских прав (ограниченных лишь общей волей суверена) и права собственности на свое владение. В итоге люди становятся равными в силу права и контракта.

Руссо выделяет два принципа суверенитета народа: неотчуждаемость и неделимость. Поясним их.

1) Неотчуждаемость суверенитета народа заключается в том, что его нельзя отнять у народа, передать частному лицу: он всегда принадлежит народу и не может быть ограничен никакими законами (т.е. законы, естественно, действуют, но не должно быть закона об ограничении власти народа). Кроме того, принцип неотчуждаемости включает и неотчуждаемое право народа на сопротивление тиранам, на революции в случае попыток злоупотребления властью и лишения народа его полноправия. Но как обеспечить этот принцип, как добиться того, чтобы законы не ущемляли, а охраняли неотчуждаемость суверенитета народа? Для этого нужен второй принцип:

2) Неделимость суверенитета народа, противостоящая, на первый взгляд, принципу разделения властей Монтескье, выражается в том, что законодательную власть как главную осуществляет только сам народ (т.е. все мужчины), осуществляющий прямое народоправство, принятие законов или лично (в небольших республиках), или (в больших государствах) через народных представителей (слуг народа), но все же с последующим утверждением законов всенародным референдумом. Общая воля не может быть представлена; демократия и свобода существуют лишь там, где законодателем является народ; законом может стать лишь такой акт, который прямо одобрен народом. Народ как законодатель формирует вторую ветвь власти – исполнительную (правительство), все должностные лица избираются народом, перед которым (для предотвращения узурпации власти) они обязаны периодически отчитываться на народных собраниях. Кроме этого, охраняет законы и законодательную власть специальный орган – трибунат. Тем самым, в отличие от Монтескье, Руссо настаивает не на независимости и равноправии ветвей власти, а на прямой зависимости исполнительной власти, являющейся силой политического организма, от законодательной, выражающей его волю, поскольку законодателем является сам народ, что предотвращает возможность узурпации власти правителями. Народ, конечно, способен ошибаться, но, если правители от него не зависят, то они часто хотят “ошибаться” в своих интересах, народу же его чутье всегда подскажет его истинный, коренной интерес.

Эта цельная концепциясуверенитета народа впоследствии с добавлением о разделении властей и народном представительстве вошла во французские Декларации прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг., во все Конституции демократических стран (включая и Конституции РФ и РТ),