Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология - часть 2.doc
Скачиваний:
483
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
990.72 Кб
Скачать

Б) отношение к власти. Типология оппозиции:

Традиционной для политологии является градация партий по их отношению к власти, по степени их участия в ее осуществлении. Соответственно, выделяются:

При выделении в качестве критерия меры участия партий в осуществлении власти различаются партии правящие и оппозиционные:

1) Правящие делятся:

а) в зависимости от наличия соперников и возможностей последних сменить правящую партию у кормила власти – на:

- “партию-государство” в однопартийных системах (КПСС в СССР, НСДАП в нацистской Германии);

- партию-гегемон в “многопартийных” неконкурентных системах «соцстран» (СЕПГ в ГДР, ПОРП в Польше, КПЧ в Чехословакии, БКП в Болгарии до 90-х гг., ТПК в КНДР, КПК в КНР, КПВ в СРВ до сих пор);

- партию-доминант, единолично правящую десятилетиями, несмотря на конкуренцию оппозиции в ограниченно-конкурентных системах (Мексика, Япония до 90-х гг. и др.);

б) в зависимости от степени электоральной поддержки и политического веса, являющимися основанием претензий на участие в осуществлении политической власти, партии делятся на:

- мажоритарные партии, получившие на выборах более 50% мест в парламенте и потому правящие монопольно (Англия; с 2003 г. – «Единая Россия» в РФ);

- партии, правящие в составе коалиции, с подразделением последних на: доминирующие, получающие 30-50% мест в парламенте, но больше, чем любая иная партия (ХДП Италии до 90-х гг.);

- миноритарные партии, имеющие менее 30% депутатских мандатов (страны Бенилюкса).

2) Оппозиционные партии не просто ждут своей будущей победы, они выполняют важные функции в политической системе. Еще в 1749 г. лорд Болингбрук (Англия) среди задач оппозиционных партий называл:

- систематическую критику деятельности правительства,

- контроль законности действий властей,

- предложение альтернативных решений встающих проблем. Однако не для всех видов оппозиции эти задачи приемлемы.

Оппозиционные партии подразделяются:

а) исходя из целей партий – на:

- системные (принимающие действующие правила политической игры и существующую политическую систему и предлагающие ее усовершенствовать),

- антисистемные (“революционные”, прокламирующие своей целью слом данной политической системы; мы с Вами чуть ниже ознакомимся с подразделением оппозиции на внутри- и внесистемную);

б) исходя из отношения государства к ним – на:

- легальные (официально разрешенные),

- полулегальные (не прошедшие государственную регистрацию, но и не запрещенные),

- нелегальные (запрещенные; в демократических обществах это – экстремистские партии, склонные к насилию, организации беспорядков и террору).

в) а исходя из степени электоральной поддержки – на партии-лидеры и партии-аутсайдеры.

В состав политической организации входит, как отмечено выше, далеко не вся оппозиция. Давайте разберемся в этом вопросе.

Оппозицией называют противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики какой-либо другой политике, другим взглядам; в организационном плане она может быть определенной группой людей, выступающей вразрез с мнениями большинства или господствующими мнениями, ведущей политику противодействия. Объективной причиной возникновения оппозиции является социальная неоднородность общества, наличие социальных слоев с несовпадающими политическими интересами. Политическая оппозиция бывает внутрисистемной и внесистемной. Разделение на эти виды оппозиции проводится по критерию репрезентации оппозиции, ее инклюзивности (включенности) в структуру политической власти.

Внутрисистемная оппозиция имеет своих депутатов в представительных органах (парламентах, муниципалитетах), следовательно, это – парламентская оппозиция, т.е. партия, фракция или группа в парламенте (или местных органах власти и самоуправления), составляющая там меньшинство и имеющая особую позицию.

Внесистемная же оппозиция не представлена в государственных органах и органах местного самоуправления, поэтому она не включается в состав конкретной политической системы.

Табл.3 Типология оппозиции

Внутрисистемная

Внесистемная

1.”Оппозиция Его Величества”:

- Квазиоппозиция

(резерв правящей элиты, ее 2-й эшелон),

- Протооппозиция (пунктирная)

2.”Оппозиция Его Величеству

(реальная, реформистская):

- Тактическая,

- Конструктивная,

- Негативно-зависимая.

1.Электоральная(реальная):

- Малопопулярная,

- “Лишенцы” (лишенные прав);

2. Антисистемная (Параоппозиция):

по целям: -Революционная;

- Контрреволюционная.

по методам: “Уличная” (принципиально внепарламентская), Подпольная (заговорщическая или повстанческая).

Как явствует из Табл.3, мы предлагаем весьма сложную типологию оппозиции. Так, внутрисистемная делится на, как иногда их называли в Англии, “оппозицию Его Величества” и “оппозицию Его Величеству”. Первая из них представляет собой весьма лояльную критику мелких прегрешений власть имущих. По своим мотивам и источникам в ней можно выделить квазиоппозицию (имитирующую оппонирование властям, на деле во всех важных вопросах занимающую сервильную, послушную, лояльную позицию, помогающую правителям сохранить власть; ее составляет второй эшелон правящей элиты, ее “резерв на выдвижение”, в Англии это – тори-заднескамеечники, в России – Е.Гайдар, И.Хакамада, Г.Старовойтова, В.Жириновский, чья критика лишь ласкала слух власти и не мешала им голосовать соответственно за Мейджера и Б.Ельцина, а ныне такие «оппоненты» имеются у Т.Блэра и В.Путина) и протооппозицию (начавшую осмысливать несовпадение своих интересов с целями правителей и потому оппонирующую им “пунктирно”, т.е. лишь по некоторым, не самым главным вопросам; со временем может вырасти в реальную оппозицию; такова была в разное время позиция Лебедя, Явлинского, Коржакова, Хазбулатова, Руцкого, Рогозина, ставших реальными оппозиционерами).

Вторая (“оппозиция Его Величеству”) – это реальная оппозиция, стремящаяся путем реформирования политической и иных подсистем общества изменить социально-политический режим, т.е. взаимоотношения власти и народа в пользу одного из них. В ее составе можно выделить тактическую (осуждающую прежде всего методы проведения правительственного курса и предлагающую свою тактику проведения курса, в целом довольно близкого правительственному; сюда можно было отнести большинство “вышедших в тираж”, уволенных членов команды Ельцина), конструктивную (хотя и способную на компромиссы и блокирование с правящими силами, но имеющую свою политическую программу, цели и задачи, провести которые она со временем надеется; таковы позиции Явлинского, часто – Зюганова, Жириновского, Глазьева) и негативно-зависимую оппозицию (которую “заклинило” на всемерном противоречии властям: если они говорят, что Земля вертится вокруг Солнца, данные оппозиционеры утверждают обратное и подчеркивают, что гелиоцентрическая доктрина выгодна лишь властям; это позиция многих демократов до 1991 г., коммунистов после 1991 г., Руцкого в 1992-95 гг., целиком определяемая не их взглядами, а курсом правящей элиты, которой они и руководствовались, лишь ставя отрицательные частицы “Не” перед каждым суждением властей).

Здесь надо упомянуть, что беспринципность в форме негативной зависимости от политического противника (как мы еще увидим при анализе партийных систем как способа взаимосвязей “эффективных кратосов”) встречается, как это ни странно, не только в среде оппозиции, но и среди правителей. В последнем случае выделяются два варианта: “горизонтальный”, когда, так сказать, “заклятые друзья” (“сиамские враги”) обладают примерно равными силами и не в состоянии победить друг друга (например, противостояние правящих верхушек СССР и США в годы “холодной войны”); “вертикальный”, когда власти не в силах ни победить растущую оппозицию, ни пойти на требуемые ею реформы (“двоевластие” в России 1917 г., введение Ярузельским чрезвычайного положения в Польше в ответ на действия “Солидарности”, ужесточение коммунистических режимов Хонеккера и Чаушеску в конце 80-х гг., реакция властей Молдавии, Грузии, Азербайджана, России, Югославии на акции приднестровчан, абхазцев и осетин, карабахцев, чеченцев и хорватов, соответственно. В любом случае эта циничная черта говорит о политической беспомощности и отсутствии не только своей линии и собственных идей, но и инициативы, о “потере темпа”, что часто ведет к падению рейтинга, утрате имиджа и политическому поражению – даже в случае, когда противник “исторически неправ”.

Внесистемная оппозиция подразделяется, в зависимости от причин своей непредставленности в органах власти, на электоральную (т.е. стремящуюся ко включению в данную политическую структуру посредством выборов реальную оппозицию) и антисистемную (протооппозицию, не желающую соблюдать имеющиеся правила политической игры, участвовать в выборах).

Электоральная оппозиция не попадает в состав представительных органов в силу или своей низкой популярности (компартии и фашистские партии в ряде стран), или недемократичности режима (“лишенцы”, партии и политические движения, лишенные путем запретов, нерегистрации, недопуска к средствам информации или “хитрой” избирательной системы реальных легальных возможностей получить поддержку электората в странах с жесткой партийной системой, прежде всего при тоталитаризме и авторитаризме).

Так, партийно-политическая система РФ при Ельцине сталкивала в ряды внесистемной оппозиции социал-демократов (чьи ценности разделяет относительное большинство россиян), а в РТ практически все оппозиционные партии и движения после создания Госсовета РТ вытеснены “на улицу”, несмотря на то, что, по официальнымданным, в первом туре выборов многие их представители набрали голосов больше, чем любые их соперники (методы подведения итогов 2-го тура были осуждены Гос.Думой РФ). То же – в иных странах с жестким режимом: в Иране официально признана лишь одна Исламская республиканская партия. Народная партия Ирана и Организация федаинов иранского народа работают в нелегальных условиях, составляя внесистемную оппозицию.

Если электоральная оппозиция может быть (как и тактическая внутрисистемная) согласна с господствующей системой базовых ценностей и придерживается существующих правил политической игры, то антисистемная оппозиция (ультралевые и ультраправые) нацелена против данной политической системы в принципе, имеет противоположные большинству или руководству базовые ценности и потому отказывается от участия в выборах и не включается в конкретную политическую систему.

Антисистемная оппозиция представляет собой параоппозицию, т.е. оппозицию, не желающую стать институциональной, легитимной, т.к. ее цель – полный слом правил политической игры, действующей политической системы. Как пишет Р.Таккер, революционные лидеры, в отличие от реформаторских, не отстаивают базовый миф данного политического общества (его идеальную модель культуры), а отвергают этот миф, стремясь к фундаментальному преобразованию, а не совершенствованию данной системы. Очевидно, что по своимцелямона может бытьреволюционной(ориентирующейся на социально-политическую революцию) иликонтрреволюционной(нацеленной на реставрацию дореволюционных порядков).По методам действий и, соответственно, занимаемому политическомупространствуантисистемная оппозиция делится на“уличную” (которой присущ упор на массовые уличные действия и стачки как средство “раскачивания ситуации” и смены строя, таков выбор Анпилова и его “Трудовой России”; другим примером являются анархисты, принципиально не участвующие в выборах) иподпольную: заговорщическую, готовящую переворот (такими были Бабеф, Бланки во Франции, Янаев в СССР), или повстанческую, призывающую к вооруженному восстанию народных масс (это Ж.Мелье и Дантон во Франции, Ленин в России). Специфика российского общества на современном этапе – это относительно легкая трансформация внутрисистемной оппозиции в антисистемную и наоборот. Надо сказать, что иногда антисистемная оппозиция делает выбор в пользу электоральных методов, рассчитывая на смену режима через победу на выборах, как нацисты Германии до 1933 г. и КПРФ в современной России.

В целом, вся оппозиция, в зависимости от признания действующих правил политической игры, должна быть подразделена на антисистемную (ломающую эти правила) и системную (“играющую по правилам”; сюда относится как вся внутрисистемная, т.е. получившая “награду” в виде мест в парламенте за согласие с базовыми ценностями большинства, так и электоральная оппозиция из внесистемного класса, которая желает возыметь статус внутрисистемной). В зависимости от своего ранга, положения, вида у оппозиции меняются и цели, и средства борьбы за власть. Однако очевидна и иная зависимость: прокламируемые оппозицией средства и цели (а также и тип режима, в частности, тип партийной и электоральной системы) предопределяют статус и положение оппозиции, отношение к ней.

В демократических обществах, как правило, существуют специальные законы, регулирующие отношения партий и государства. Так, в ФРГ Закон о партиях был принят в 1967 г. Недавно и в России был принят Закон о партиях, к сожалению, ориентированный не на развитие самодеятельности граждан, а на привилегии крупным, часто опекаемым властями партиям. В тех странах, где нет особого закона о партиях (Англия, Швейцария, Австралия, Канада), отношения государства и партий прямо регулируются Конституцией или иными законами, в частности, законом о выборах, в котором все стадии избирательной кампании подверстываются к партиям. Государство всячески содействует становлению в парламенте сильных партийных групп, что придает ему четкость и стабильность. В ряде стран (Италии, Швеции и иных) имеется постоянное паритетное государственное финансирование партий, в других государство в разных формах оплачивает расходы на избирательную кампанию. Недавно и в РФ принят Закон о партиях, стимулирующий их укрупнение и сокращение числа.