Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Тугаринов А.И. Общая геохимия. Краткий курс учеб. пособие

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
25.10.2023
Размер:
14.07 Mб
Скачать

то pH раствора не будет изменяться под действием буферной реакции

НСОз + S i0 2 + HSiC>3 + C 0 2t

вместо

НСОу —-ОН- + с о 2

(см. кривую А на рис. 80).

Если же подобная буферная система будет отсутствовать, то снижение концентрации С 02 в конце концов приведет к резкому по­ вышению щелочности раствора под влиянием второй реакции

Рис. 80. Схема отложения настурана (уранил-иона) при разных pH и меняющемся давлении углекислоты:

Л — в присутствии буфера (БіОг); В —•• в отсутствие буфера.

[HCOü = ОН- + С 02], и тогда урановая смолка может снова стать на короткое время растворимой, после чего она окончатель­ но выпадет из раствора (см. кривую В на рис. 80).

Следовательно, поддержание уранила в растворенном состоя­ нии зависит в первую очередь от концентрации в растворе адденда, в данном случае С 02.

Если теперь мы попытаемся проанализировать природные усло­ вия появления урановых руд, то станет очевидным, что понижение концентрации адденда могло происходить двумя путями. При обра­

зовании глубинных месторождений, не имеющих связи с поверх­ ностью в виде крупных дислокаций, интенсивные метасоматические процессы протекали с поглощением значительных количеств углекислоты, расходуемой на образование карбонатов, сопутствуе­ мых мощными толщами натровометасоматических пород. Утрата раствором углекислоты происходила за счет ее поглощения вме­ щающими породами с образованием карбонатов. Во втором случае имело место вскипание рудоносного раствора с удалением углекис­ лоты в результате значительного перепада давлений в рудной зоне. Два разных механизма, но приводящих к одному эффекту — паде­ нию давления углекислоты и осаждению урана в виде его окисла. Однако скорость процесса осаждения весьма сильно меняется, приводя к разным парагенезисам, возникающим в результате раз­ личий в обоих процессах.

В первом случае (глубинные метасоматические месторождения) замещение вмещающих пород карбонатными метасоматитами и со­ провождающими их натровыми метасоматитами — эгиринитами, альбититами — идет медленно. Уран в этом типе месторождений откладывается в виде ничтожно маленьких кубических зерен диа­ метром не более 0,1 мм среди карбоната, гематита, гидрослюд, со­ провождающих этот длительный процесс, и образует огромные по простиранию (километры), мощности (десятки метров) и падению (сотни метров) залежи. Никаких иных рудных минералов в ассоциа­ ции с уранинитом в подобном случае не возникало.

При близповерхностном процессе локализация руд происходит в трещинах в виде линзовидных жил, слагающих достаточно обшир­ ные рудные поля, но всегда отличающихся прерывистостью сло­ жения. Строение подобных жил бывает более или менее симметрич­ ным. Урановая смолка, образующая сравнительно мощные выделе­ ния (до нескольких метров), ассоциируется с кальцитом и различ­ ными рудными минералами, состав которых во многом определяется данной рудной провинцией. Сопровождающими минералами могут быть галенит, молибденит, арсениды кобальта и никеля. Быстрое, внезапное изменение условий при образовании данного типа руд приводит к хаотичному выделению из рудного раствора массы ком­ понентов, вызванному пересыщением рудоносного раствора при быстром падении внешнего давления (рис. 81, табл. 52).

Изучение состава рудоносных растворов дало еще одно дока­ зательство формы переноса уранила. Так, на одном из месторожде­ ний последовательное изменение концентрации углекислоты в газо­ во-жидких включениях в различных минералах, образовывавшихся по мере выполнения жилы, оказалось следующим: кварц — 9 г/л, углекислоты, кальцит — 2 г/л и, наконец, урановая смолка — 0,5 г/л, т. е. выпадение смолки происходило на фоне непрерывного снижения концентрации углекислоты в растворе, достигшей ми­ нимального значения в пострудную стадию.

Следовательно, миграция гидротермальных растворов в поро­ дах земной коры сопровождается перемещением огромных масс

малых компонентов, осаждение (либо выщелачивание) которых за­ висит в первую очередь от состава вмещающих пород и режима угле­ кислоты и других минерализаторов.

Во всех случаях геологическая схема рудной залежи отчетливо указывает на то, что рудообразование происходило из напорных вод, поднимавшихся снизу под давлением, превышавшим нагрузку вышележащих вмещающих пород.

Рис. 81. Схематическое деление урановых месторождений на метасо­ матический (/, 2 ) высокотемпературный (глубинный) и жильный (3, 4)

низкотемпературный (близповерхностный) типы (см. табл. 52).

На некоторых месторождениях в результате систематического изучения концентрации углекислоты и микроскопических газово­ жидких включений в минералах руд, захвативших следы рудонос­ ных растворов, было установлено, что концентрация углекислоты менялась от 80 до 5 гіл в направлении движения растворов снизу вверх, подчиняясь закону «сбрасывания» урана в руды по мере того, как концентрация С 02 в рудоносном растворе падала. Рис. 82 иллюстрирует это положение, подчеркивая независимость процесса от жильности* вмещающих пород, которая показывает, что струк-

* Под жильностью понимается количество жильных тел в процентах, приходящихся на 1 м 3 породы в разных участках месторождения.

я

я

ч

ю

о б р а з о в а н и я р у д н ы х м е с т о р о ж д е н и й у р а н а

Сй

О

ч

о

>>

СЧ w

2 *0 *

5VSiC L O ^^-

0 , 4 11

со^ ОXо я

о

о

ьС

Ч

а

«

.£»

ч

*

о

о

со

см

о

СО

см

g

Я

tS eu g >.

к~

s

л

я

н

я

Я

>5 ч

я

I

со

W

к

си

я

о

l=t

2

«

о

§

н

я

я

к

я

ч

Я

и

9S

я

я

СРU

я

я

н

я

2

о

о

Ю

см

о

о

со

о,

н

я

н

я

яCQ

о

си

я

я

я

CQ

Я

н

я

я

н

яя си

§ 1 -

о 5 f->с

о

Я X

ч ca tQ я

о

о

о

о

СМ

Си

>*

со

I

о

я

я

си

о

о

я

я

о

п

я

о

о

ч

я

о

см

о

о

г-

» s 200— 100!

0 ,5 —1,5

Кислые эффузивы (4 )

«

турный фактор для рудных и нерудных зон месторождения был одинаков.

Одним из крупных открытий было установление факта привноса рудоносных растворов не по главным подводящим структурам, а просачивание их по трещинным зонам вдоль контакта с гранит-

Рис. 82. Распределение руд в зависимости от концентрации С02 в газово-жидких включениях, степени контактового метаморфиз­ ма и жильности пород:

/ — жильность; 2 — С02 (гидротермальная); 3 — С02 (контактового мета­ морфизма); 4 — металл.

ными интрузиями к главному разлому. Такой вывод был сделан на основе наблюдений над поведением углекислоты в рудах, изме­ рений температур и давлений в них.

§ 4 . С В И Н Е Ц , Р Т У Т Ь , С У Р Ь М А

Происхождение залежей галенита, киновари и аурипигмента связано с температурой их образования, находящейся, по послед­ ним данным, в некотором противоречии с ранее созданными пред­ ставлениями.

Так, температуры отложения галенита варьируют около 150° С, в то время как для киновари и аурипигмента они равны 200°С при значительных давлениях, сопровождающих локализацию их

руд (1500 атм).

Обнаружение значительных концентраций свинца в глубинных рассолах оз. Челекен и скважин близ Сан-Франциско, на дне Крас­ ного моря (в виде хлоридов), дало основание H. Н. Барановой ут­ верждать, что одной из возможных форм миграции свинца в широком

диапазоне возможных давлений PH2S является Na2PbCl4. Это комплексное соединение устойчиво, несмотря на сравнительно вы­ сокое значение P H 2S , при иных растворимых соединениях свинца вызывающее осаждение PbS. В то же время H. Н. Барановой было показано, что перенос свинца при давлении РНгs < Ю-3 атм мог осуществляться в виде его соединения РЬС03, являющегося ос­ новной растворимой формой свинца при 150—200° С (рис. 83).

Зная, кроме температуры образования галенита, концентрацию С 02, сопровождающую его выделения (10 моль/л), можно предпола­ гать, что образование крупнейших месторождений галенита скорее

Рис. 83. Поля устойчивости соедине­

Рис.

84.

Поля

устойчивости

ний свинца в

зависимости от

pH и

соединений в системах Sb—S—•

парциального

давления

С02

(кон­

—Н20

и

Hg — S •— Н20 при

центрация

свинца ІО' 4

м о л ь /л,

^ с у л ь ф

и д

“ П 1 0

0 м о л ь / 1 0 0 0 г

 

Т = 20° С).

 

 

Н20

и

Т =200° С. Пунктирная

 

 

 

 

линия

и

точки

соответствуют

 

 

 

 

нейтральным условиям (ан+ =

^Яон- ).

Аналогичные данные были получены Б. О. Манучарянцем и И. Л. Ходаковским для сурьмы и ртути, для которых температура образования сульфидов составляла 200° С, что указывало на резкое сокращение полей антимонита и киновари на диаграмме Р8сульф —

pH в щелочной области (рис. 84). Следовательно, выпадение их из раствора должно было происходить при высоких температурах в са­ мородном виде даже в условиях сульфидных месторождений (Сеймаиоки, Финляндия), а для обычных условий (температура обра­ зования 200° С) оно должно было протекать уже из слабокислых растворов (точка, отвечающая pH = 7 для растворов при 200° С), скорее всего углекислоты, при pH < 7.

Об этом свидетельствуют результаты определения концентра­ ции углекислоты в газово-жидких включениях антимонита, дости­ гающей 15% объема всего включения при нормальных условиях (до 7,6 моль!л С 02).

Аналогичные выводы для условий кристаллизации аурипигмента (AS2S3) и висмутина (Bi2S3), происходившей из слабокислого гидротермального раствора, богатого углекислотой, были сделаны Э. И. Сергеевой, В. Б. Наумовым и И. Л. Ходаковским.

Учитывая, что в последние годы на многих месторождениях в составе включений все чаще обнаруживают значительное содер­ жание углекислоты, приближающее гидротермальные растворы к природным нарзанным источникам, можно утверждать, что зна­ чительная масса рудных компонентов, особенно завершающая (в температурном выражении) стадия гидротермального процесса (сульфидов), обязана своей миграцией углекислым растворам, в то время как осаждающим фактором служила локальная кон­ центрация сероводорода, в значительной своей части биогенного происхождения (см. гл. 17).

§ 5 . И С Т О Ч Н И К Р У Д Н О Г О В Е Щ Е С Т В А

В начале главы была изложена общепринятая концепция гидро­ термальных растворов гранитного происхождения. Однако наряду с ней в последние годы все большую популярность завоевывает осадочно-метаморфогенная гипотеза, отводящая главную роль как источнику металлов осадочно-метаморфическим породам, при миг­ рации сквозь которые нагретые воды могли обогащаться рудными компонентами за счет рассеянных в них металлов.

Чем вызвано появление этой гипотезы?

Прежде всего противоречиями в теории гидротермальных рас­ творов гранитного происхождения. Эта теория не в состоянии объяснить различий в составе руд разных провинций, появление рудной минерализации, дефицитной по отношению к рудоначаль­ ному интрузиву, существование рудных залежей вдали от какихлибо интрузивов.

В данном случае не перечисляются другие признаки, такие, как биогенное происхождение серы некоторых сульфидов либо сходство свинца рудных залежей и вмещающих пород по своему изотопному составу, являющиеся предметом рассмотрения гл. 17 и находящиеся в вопиющем противоречии с их гидротермальным генезисом.

Одним словом, гидротермальные растворы в классическом их понимании как конечный продукт дифференциации магматического расплава не в состоянии сегодня полностью раскрыть картину про­ исхождения источников рудного вещества.

В качестве альтернативы этим взглядам была выдвинута оса­ дочно-метаморфогенная концепция, которая базировалась на сле­ дующих положениях, во многом заимствованных у ранее известной так называемой латераль-секреционной гипотезы. Эту гипотезу впервые выдвинул в 1863—1871 гг. Б. Бишоф. В 1882—1885 гг. Ф. Зандбергер исследовал распределение рассеянных элементов в минералах вмещающих пород и установил в них присутствие мно­ гих рудных компонентов — никеля, кобальта, меди, свинца, цинка

и др. На этом основании он высказал предположение, что нисхо­ дящие воды могли выщелачивать эти компоненты и затем переоткладывать их в виде жил либо метасоматических тел. Спустя не­ сколько лет эта гипотеза была проверена А. Штольцнером, вы­ ступившим с критикой Ф. Зандбергера. А. Штольцнер привел свои данные по содержанию элементов в гнейсах Пршибрама (ЧССР). Каждая отобранная им проба подвергалась предварительной об­ работке бромом для удаления «металлических» частиц. Методи­ чески это было неверно, так как при этом удалялись и исходные рассеянные элементы из пород. Тем не менее критика А. Штольцнепа надолго задержала развитие этих идей.

Современная осадочнс-метаморфогенная гипотеза утверждает, что рудные компоненты рудоносных растворов выщелачиваются на­ гретыми восходящими водами из вмещающих пород. Движение растворов, происходящее в общем снизу вверх, стимулируется маг­ матическими проявлениями, интенсивностью прогрева пород вокруг интрузий. Под действием эффекта термовлагопроводности поровые растворы перемещаются из зоны более прогретой к более охлажден­ ной. Это движение продолжается длительный период времени от момента зарождения интрузии до ее остывания. При этом высоко­ температурные растворы сменяются низкотемпературными.

Подток растворов к области такого прогрева осуществляется непрерывно на больших глубинах. По мере охлаждения интрузива этот подток усиливается. В частности, на одном из рассмотренных выше урановых месторождений расположенная в зоне контакта с гра­ нитной интрузией толща пород в результате раннего процесса кон­ тактового метаморфизма претерпела серьезные превращения из угли- сто-хлоритов-карбонатпых пород в пироксеновые и актинолитовые роговики, сопровождавшиеся выносом не только воды, но и углекислоты (рис. 85). В дальнейшем по мерс снижения температуры этой толщи до 150° С весь последующий процесс выразился в регрес­ сивных явлениях — поступлении растворов по трещинным зонам в те же области контактового метаморфизма. Этот процесс ознаме­ новался новообразованиями доломита, кальцита по пироксенам^и амфиболам с выделением рудной минерализации.

При этом объяснении генезиса рудоносных растворов состав привносимого ими рудного груза определяется толщами пород, сквозь которые они просачиваются на пути к областям разгрузки (рудообразования). Совершенно естественно, что чем больше от­ дельные горизонты этих толщ содержали рассеянных рудных компо­ нентов, чем более подвижной была форма, в которой они находи­ лись, тем «рудоноснее» становились такие норовые растворы.

Рассмотрим некоторые из перечисленных ранее металлов. Олово известно как металл, образующий месторождения глав­

ным образом в фанерозое. Докембрийские его месторождения (по времени образования) почти неизвестны.

С. С. Смирнов отмечал исключительную тенденцию олова кон­ центрироваться в сланцах (Восточное Забайкалье). В Саксонии были

Рис. 85. Распределение рудных залежей в пироксен-зпидотовой зоне контактового метаморфизма одного из ура­ новых месторождений (план горизонта) :

I — зона роговиков; II — пироксен-эпидотовая

зона; III

— актинолитовая

зона; / V — хлоритовая

зона:

1 — гранит;

2 — слю­

дистая толща; 3 — амфиболовые сланцы; 4 — рудоносные

участки;

5 — тектонические

нарушения; 6

границы зон

метамор

физма;

7 — продуктивный

углистый

горизонт

А.

 

 

 

отмечены в ордовике — силуре два продуктивных горизонта, отли­ чавшихся региональным обогащением касситеритом. В Приморье установлено региональное повышение содержания олова в слан­ цево-песчаниковой толще нижнего мела, в которой (и только в ко­ торой) залегают крупнейшие месторождения касситерита. Иссле­ дование современных морских россыпей вдоль Тихоокеанского по­ бережья показало, что касситеритовые россыпи концентрируются исключительно в тонко переслаивающихся песках и глинах и исче­ зают с появлением монотонных толщ в разрезе. Иначе говоря, в трех крупных оловоносных провинциях олово систематически появляется в виде месторождений там, где до этого возникли осадочные форма­ ции, обогащенные касситеритом.

Молибден и вольфрам в скарнах — наиболее частом типе руд­ ных месторождений этих металлов, возникающих в контактных зонах гранитов и карбонатных пород, — обычно присутствуют в ви­ де молибденита и шеелита. В скарнах юго-западной Ферганы (Сред­ няя Азия), развитых в районах достаточно пестрого стратиграфи­ ческого разреза, в котором присутствовали как карбонатные породы, так и сланцевые, — господствовали молибдено-вольфрамовые скар­ ны, в то время как к северу скарновый процесс развивался среди мраморов девона и карбона. В последнем случае со скарнами ока­ зывался связан либо один шеелит, либо полиметаллы.

Аналогичная картина наблюдается в знаменитых скарновых месторождениях Цеара (северо-восточная часть Бразилии), где в карбонатных пластах серии Кайко были выявлены многочислен­ ные месторождения и мелкие рудопроявления шеелита.

Исследования 3. В. Студениковой разреза северо-восточного склона Кавказского хребта (район месторождения Тырныауз) пока­ зали четкую зависимость в распределении молибдена и вольфрама среди различных осадков (табл. 53).

 

 

 

Т а б л и ц а 53

Распределение молибдена и вольфрама в

породах девона (D2+3) Кавказа

 

Порода

Mo, ю - 4%

w, io -ä%

Сланцы

хлоритизированные

1,09

Нет

Сланцы

глинистые

1,0

2 ,4

Известняки мраморизованные

0,19

3—10

Известняки битуминозные

0,16—0,19

15—25

Согласно этим соотношениям, толщи вмещающих пород, представ­ ленных карбонатами, в которых можно предполагать сравнительно высокое содержание рассеянных CaW04, будучи подвергнуты воз­ действию гидротерм, привели бы к обогащению просачивающихся растворов вольфрамом, а при преимущественном скоплении слан­ цев — молибденом. Нетрудно заметить, что соотношение этих двух

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ