Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Панфилов, М. И. На подступах к высотам воспоминания, наблюдения, раздумья о прошлом и будущем черной металлургии Урала

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.10.2023
Размер:
5.92 Mб
Скачать

ской печи такого нагрева нет: лишь тысяча восемьсот градусов или чуть побольше. Вот и приходят на помощь окислы-загрязнители. Они более легкоплавки и образу­ ют как бы растворитель для главного драгоценного окисла. Иначе не представляешь себе наварку.

В то же время готовая подина ценится только содер­ жанием окиси магния. Ее в наварке называют по-мудре­ ному— периклазом. Главное в наварке — периклаз. Но растворители-загрязнители в каком-то замысловатом сочетании накрепко соединяют его кристаллы, создавая необходимый сталеварам монолит.

Докладчик указкой обводит на увеличенной микро­ фотографии зерна периклаза, постукивает по белым «льдинкам среди темных проталин». Потом рисует на доске два глыбообразных кристалла и штрихует проме­ жутки.

—■Конечно, это при весьма большом увеличении,— поясняет он.— И, разумеется, схематично... процесс ре­ кристаллизации...

«Рекристаллизацией», то есть изменением структуры материала, объясняет ученый процесс монолитности на­ варки. Впрочем, это только одна из точек зрения, одна из гипотез. Другие ученые думают иначе. Об этом они говорили в своих выступлениях.

Ну а практики? Ведь у каждого из них своя система и сноровка, свои наблюдения. И свой характер.

Вот Семаненко из Тагила. Он приехал раньше всех, жадно всматривался, не стесняясь, подробно выспраши­ вал обо всем, живо отзывался на все выступления. Но когда попросили самого высказаться, неожиданно укло­ нился. Хитровато повел глазами:

— Воздержусь. Помолчу, пока не опробую на опыте новые свои соображения. Вот тогда скажу. Тогда обяза­ тельно скажу.

Юрий Смирнов с Северского завода помоложе, да и по складу характера другой. Покраснел от смущения, но высказался весомо и определенно:

— Сразу не могу принять всего, что делает Барыш­ ников. Правда, результаты сами за себя говорят. Но в чем-то он меня до конца не убедил. В чем — попробую добавить из собственного опыта...

И добавление превратилось чуть ли не в целый до­ клад, спорный, но по-своему интересный.

101

Барышников слушал молодого сталевара, тоже в чем-то не соглашался с его методами. Но даже и в это время его не покидало приподнятое настроение: пошли вперед широким фронтом!

Производственники говорили, что некоторые институ­ ты в смелости отстают от заводов. Что же все-таки сде­ лали ученые? Чем помогли магиитогорцам, алапаевдам, серовцам, златоустовцам и многим другим?..

— Весьма малым,— прямо ответил директор Восточ­ ного института огнеупоров Константин Константинович Стрелов, который вел ученый совет.— Точек зрения мно­ го, а проверяем их робко. Пример с магнезитовым по­ рошком весьма показателен. У Барышникова хватило упорства, а у нас нет. Доскональное знание вопроса само собой разумеется. Связь с практикой тоже не оспаривается. Но к этому, пожалуй, надо прибавить напор, если так можно выразиться, научное неистовство.

— И солидную

базу для опытов, — добавил вдруг

начальник цеха П. П. Семененко.

Все сразу насторожились — о чем это он?..

А Семененко спокойно продолжал:

— Ни аварии

с ямами, ни многодневная наварка

подин нам уже не угрожают, до этого дошли, можно сказать, эмпирическим путем, на ощупь. Но проникнуть в тайны наварки надо, чтобы окончательно познать за­ коны ее формирования. Нашими опытами на больших печах всего не решить. А институту самому тоже не вытянуть. Короче говоря, получено согласие руковод­ ства: будем строить экспериментальный стенд.

Исследователи процессов, связанных с высокими температурами, встречаются с большими, подчас непре­ одолимыми трудностями. Главная из них — не подсту­ питься к расплавленной массе. Получается, как с крате­ ром вулкана. Человек заглядывает в него, когда вулкан остывает. И сталеплавильный процесс чаще исследуют по холодным пробам. А можно ли все узнать по остыв­ шим образцам? Заглянуть бы внутрь наварки во время

ееформирования. Мечта! Но как, как этого добиться?.. Очень заманчивая идея — иметь свою подину с на­

варкой. Делать ее во всех задуманных вариантах. Делать и смотреть, следить, что происходит. Потом ломать, разрезать, изучать и делать новую наварку. Первая экспериментальная установка!

102

И опять общее оживление нарушило чинный ход за­ седания. Реплики, мгновенно вспыхивающие и тут же затухающие споры. Успокоились не сразу. Поднялся начальник лаборатории огнеупоров кандидат наук И. П. Басьяс *.

— Очень хорошее предложение. Я думаю, нам, ра­ ботникам института, совместно с вами, опытными прак­

тиками,-— Басьяс провел

рукой

в сторону Семененко и

Барышникова,— удастся...

скажет: «...создать действен­

Все ждали, что он

ную теорию». Но таковы

уж

ученые — они не любят

давать векселей. Басьяс закончил более сдержанно:

— Удастся многое проверить.

7.

Надолго запомнят это совещание сталеплавильщики Урала. После него метод скоростной наварки магнези­ товой пылью стал достоянием многих заводских коллек­ тивов. Давно ли четыре-пять процентов всего времени терялось на ремонте подин. Сейчас сталевары тратят на эту операцию меньше одного процента рабочего време­ ни. А ведь это — дополнительная сталь!

Все так. Но однажды Барышников прислал в Главуралмет письмо. На Верх-Исетском, Ревдинском заво­ дах простои не уменьшаются, новая технология наварки подин не внедряется. Видно, привыкли тамошние стале­ вары работать по старинке. Надо их переубедить.

А вскоре он и сам появился в главке. Лихо нависаю­ щая надо лбом белокурая челка делала его лицо моло­ жавым. Только морщины у глаз предательски выдавали возраст, и то сказать, далеко не юноша: дочь — инже­ нер, сын в институте учится.

— Письмо получили? Может, не в свое дело лезу?.. Больно уж обидно: жар-птица сама в руки просится, а

они носы воротят,— он вдруг перестал улыбаться,

жест­

ко, напористо продолжал: — На эти заводы ехать

надо.

Да не в одиночку. Убеждать. Показывать. Прямо у печи...

И начался новый этап, этап широкого внедрения скоростной наварки. Геннадий Иванович объехал много

1 Ныне лауреат Государственной премии СССР.

103

заводов Урала, был в Узбекистане, Грузии и на Украине, на волгоградском заводе «Красный Октябрь» и на мос­ ковском— «Серп и молот». Как всегда — знакомство, дружба, переписка. Вот что недавно написал ему стар­ ший мастер мартенов из Таганрога И. Волкодав: «Боль­ шое Вам спасибо за письмо и за советы. Коротко опишу, как работаем... Подины навариваем, как и Вы, молотым магнезитовым порошком. Простои печей ежемесячно снижаем. Я считал, что в январе Вас догоню, а Вы снова так шагнули вперед, что навряд ли удастся. Но все рав­ но, держитесь!»

И Барышников «держится». Недавно серовцы опять применили новшество, о чем говорят все сталевары страны.

Магнезит и шлак. Такое сочетание наварки многие десятилетия считалось незыблемым. Когда вместо шла­ ка стали частично применять окалину, это не изменило сущности процесса пропитки, как его называют марте­ новцы. Иначе подина будет сорвана бурлящим метал­

лом— единодушно

утверждали и ученые, и практики.

Такие уж они,

эти серовцы, — ничего не

берут на

веру.

Исподволь подходили к этой

проблеме,

опытни-

чали,

считали'— и

опять решились

на промышленный

эксперимент! И снова удивительное оказалось рядом: подина не нуждается в легкоплавких «иждивенцах». Большой выигрыш во времени, в надежности — конеч­ ный выигрыш в металле для страны!

...Он опять приехал в Свердловск, как всегда, отутю­ женный, с чемоданчиком в руках, такой не похожий на самого себя у мартеновской печи. Начинались занятия межзаводской школы мастеров-сталеваров Урала и Во­ стока. Барышникова наперебой расспрашивали: в чем сущность новой технологии беспропиточной наварки?

Геннадий Иванович отвечал осторожно: дело новое, до конца не испытанное, как бы дров не наломать. Вот сами проверят, убедятся до конца, тогда милости про­ сим в Серов.

— Словом, добыл из своего «забоя» новую «руду»? —

шутливо спросил кто-то Барышникова, зная,

как гово­

рят о

его повадках

на комбинате. — Теперь

«на-гора»?

— «На-гора»! — И мастер-сталевар

широко, зарази­

тельно

рассмеялся,

словно приглашая

всех

разделить

его радость.

 

 

 

104

8.

Опыты в Серове и Алапаевске, в Тагиле и Полевском, Златоусте, Магнитке и Кузнецке, научные разра­ ботки А. С. Бережного и П. С. Мамыкина, ученый совет Восточного института огнеупоров, объединение инжене­

ров

и ученых,

поиски исследователей и находки, споры

и

дискуссии

не замедлили дать свои плоды. Стале­

плавильщики

предприятий

Среднего Урала полностью и

раньше всех

перешли на

новую технологию. За ними

решительно пошли на Южном Урале. Потом на Украи­ не. Всесоюзная межзаводская школа разносила пере­ довой опыт и основные положения новой технологии по всей стране и за ее пределы. Геннадия Ивановича Барышникова пригласили металлурги Чехословакии, чтобы им на практике показали достижения советских

специалистов.

 

получили

большую

под­

Сталевары-скоростники

могу— убыстряли

плавки,

не боясь

срывов огнеупор­

ного панциря.

Советское

правительство высоко

оце­

ЦК КПСС и

нили работу — большой группе производственников и ученых присвоено почетное звание лауреата Государст­ венной премии СССР.

8

З а к а з 310

ТРУДНЫЙ

РУБЕЖ

м1 , л ысли вперемежку с воспоминаниями нахлынули вдруг, как только в институте, где я работаю, было сказано: срочно выехать в Тагил — просит директор комбината.

За многие годы деятельности главным сталеплавиль­

щиком

Главуралмета — так

называлось

управление

заводами

Урала — мне не раз

приходилось

бывать на

нижнетагильском гиганте металлургии. И когда он не был еще таким огромным объединением сложных про­ изводств, а назывался только заводом, и в период его строительства, и в пору своего удивительного становле­ ния, индустриального величия.

История техники словно нарочно уготовила в Ниж­ нем Тагиле мерку нового завода. Его площадка, освое­

ние

которой

началось

во второй пятилетке,

выбрана

невдалеке от

старого

демидовского

заводика — одного

из

основоположников

уральской

металлургии. Как

отметина на

стене квартиры, какую

делают

молодые

106

родители, чтобы наблюдать за ростом любимого ребен­ ка, так и старый завод для нового предприятия служил своего рода единицей измерения того большого, чтовоздвигалось.

Уже только поэтому новый завод не был ни сиротой,, ни первенцем. Рядом — старший брат двухсотлетнего возраста, на севере Урала — в Надеждинске, на западе железного хребта — в Чусовом, на ВИЗе плавили каче­ ственный металл. Плеяда других заводов — в Алапаев­ ске, Нижней и Верхней Салде, в Кушве, Нижних Сер-

гах — давала сталь и прокат

на гигантские стройки

молодого государства, ну и,

конечно, на тагильскую.

Два собрата по новизне и масштабности — Магнитка и

Кузнецк — уже великанили в

мировой практике.

На старом тагильском заводе имени Куйбышева мне-

приходилось бывать еще до Отечественной войны. Тогда я работал в Чусовом. Позднее уже из Свердловска в «демидовское гнездо» приезжал часто, иногда надолго. Вместе с работниками Института черных металлов и главка помогал налаживать новое производство. По технологии плавки не было инструкций. Составляли их и уточняли. С потугами, нередко с руганью и «нерво­ зом» обучали варить сталь. Стройки ждали металл. Производство расширялось. Мастера старой выучки редели. На их место заступали молодые — озорные и смелые, но без опыта и знаний. Часто случались ава­ рии. Неделями жили в заводе. Не расставались со спе­ цовками. В них ходили и научные работники. Вместе мы представляли бригаду. Она так и называлась — бригада главка.

Старый завод, будто не желая отставать от своего младшего собрата, решительно перестраивал цехи, напористо реконструировал домны и мартены, варил скоростные плавки. Но догнать великана в технике он не был в силах. Не та основа.

В горячую пору становления гиганта, когда выпада­ ли свободные часы, мы с железной горы Высокой лю­ бовались исполинами — домнами, мартенами. Они пред­ вещали большие перемены и в старом городе, и в самой металлургии. Потом завод во всем объеме вырос, набрал силу. Бригады и сюда выезжали, но реже и с другими задачами. Тут выучка сталеваров стояла на более высокой ступени. А главное — иная техника. .

8*

107

Вместе с другими специалистами из Свердловска я любил наблюдать, что творится в новых цехах комби­ ната. Встанешь на рабочей площадке мартеновского, оглянешься вокруг, вслушаешься в шумы кранов, и серд­ це наполняется бодрым чувством гордости. Видишь плоды тех, кто трудился тут, и тех, кто их обучал. Этот цех вобрал в себя многое из лучшего, что накоплено на подступах к грандиозным высотам техники, что вызы­ вает восторг и удивление.

Приходилось участвовать в межзаводских школах. Сюда съезжалось много знатоков металла. Сам Тагил —

индустриальная колыбель, университет

поколений и

великих династий.

 

вызвали

выдающиеся

Особый интерес в свое время

рекорды скоростных плавок

и

знатного

сталевара

П. Г. Болотова. Тяжеловесные

на редкость

быстрые

плавки огненной рекой прорезали в металлургии новые пути. Вместе с другими тагильскими новаторами Боло­ тов стал лауреатом Государственной премии.

В подготовке его образцовых плавок проявили инже­ нерный талант специалисты завода и научные работ­ ники из Свердловска. Без их отважного труда немыслим был в сталеварении взлет на новую ступень, как не могли обойтись героические космонавты без межпла­ нетных кораблей и ракет-носителей. В пример многим металлургам страны здесь создали научно-техническую базу для высокой интенсификации работы мартенов­ ских печей.

Новый завод превратился в образец металлургиче­ ских новинок, а стремление к совершенству брало свое. Рожденный позже Магнитки и Кузнецка, он стремился в прогрессе техники выровняться с ними, а в затаенной задумке хотелось ему превзойти их.

Ярко вспоминается, как мне вместе с большой груп­ пой директоров уральских заводов, главных инженеров и ведущих специалистов главка довелось с будущим директором Новотагильского завода А. Ф. Захаровым побывать на Кузнецком гиганте. Сибирский комбинат в то время лидировал в советской металлургии. Анато­ лию Федоровичу перед вступлением в должность дирек­

тора хотелось померить

достижения

одного гиганта

с другим. Уровень

техники

НТМЗ ему

был известен.

До Главуралмета

он работал главным

инженером за­

108

вода имени Куйбышева. Но старой меркой пользоваться уже не имело смысла.

Кузнецкого комбината тогда я тоже не знал, в Маг­ нитку ездил дважды. Очень хотелось посмотреть этот прославленный уникум металлургии. Его творение свя­ зано с именем выдающегося академика И. П. Бардина. И тут выпал случай, к тому же на редкость привлека­ тельный. Вот как это произошло.

А. Ф. Захарова из Главуралмета вызвали в Москву. Мало ли зачем? Вызывали часто. По производству дел много. Но на этот раз, как оказалось, вызов необычный. Ему предложили стать директором Новотагильского гиганта. Заманчиво. Мечта любого инженера. Как го­ ворят: не тот солдат, который... Не дать согласие — упу­ стишь редкую возможность проявить свое умение. Боязно? Что за вопрос? Но не боги же горшки обжига­

ют. Решено.

 

 

Спраши­

А. Ф. Захаров на коллегии министерства.

вают его — нового директора:

 

 

— Есть и у вас что сказать?

Захаров.

 

— У меня

три просьбы, — ответил

просьбы,

— Ого, не

вступил в должность — и сразу

да еще три... Какие же?

в министерство

— Первая.

Разрешить приехать

после детального ознакомления с работой завода, чтобы высказать свои соображения.

— Вот это дело, — одобрил министр. — Я думаю, возражений не будет. Какая же вторая просьба?

— Прежде чем приступить к работе, разрешите мне съездить на Кузнецкий комбинат, изучить его опыт, перенять хорошее...

Тоже дельная постановка вопроса. Поезжайте обязательно...

И еще прошу... Поехать не одному, взять с собой

тех, с кем работал последние годы — директоров и глав­ ных инженеров уральских заводов, некоторых началь­ ников цехов. Для них эта поездка будет полезной; мно­ гие в Кузнецке не бывали, а для меня особенно: то, что не увижу сам, — подскажут они.

...С тех пор прошло много лет. Тагильские метал­ лурги одерживали одну триумфальную победу за дру­ гой. Они закрепили успехи П. Г. Болотова и продолжа­ ли лидировать в скоростном сталеварении, показывали

109

образцы самого высокого использования мартенов, бра­ ли от мощного интенсификатора металлургии — кисло­ рода— так много, как никто еще до них не брал. Кон­ верторный способ продувки жидкого металла кислоро­ дом, ставший сейчас в сталеварении основополагающим, уже тогда тагильчанами успешно применялся в марте­ новских печах. На базе редких показателей завода в Свердловске было созвано Всесоюзное совещание зна­ токов сталеплавильного дела. А годом позже газета «Правда» в передовой статье сообщила о патриотиче­ ском почине металлургов Нижнего Тагила.

«Давайте, товарищи, — писали тагильчане, — сорев­ новаться за самый лучший коэффициент использования полезного объема доменных печей, за самый высокий съем стали с квадратного метра площади пода марте­

новских печей, за

самый большой выпуск проката...»

У тагильчан были

основания выступить с таким почи­

ном— они по всему металлургическому циклу работали с большим опережением плановых заданий.

Полным ходом дела шли на комбинате и после выдвижения А. Ф. Захарова на гораздо большую по масштабности работу. На его место встали вполне под­ готовленные люди. Да и коллектив не плошал.

Нижний Тагил — родоначальник

горнозаводского

дела на Урале — становился достойным

собратом Маг­

нитки и Кузнецка, поднимался вровень с ними. За годы пятилеток достиг большого опыта. Успел выработать гору Высокую. Пришлось создавать новую мощную руд­ ную базу. Невиданные масштабы. Для него в Качка­ наре воздвигли крупнейший в мире горно-обогатитель­ ный комбинат. Гигант успел многим прославить страну. Тут отличились доменщики и сталеплавильщики, про­ катчики и горняки, огнеупорщики, коксохимики. Пора­ довали тагильчане автоматикой и применением элект­ ронно-вычислительной техники. Много наград. Герой­ ский труд страна высоко ценит. За успешное решение трех крупных проблем металлурги Тагила были удо­ стоены Государственной премии. Всего не перечесть.

Помогли

институты. Спасибо им — говорит

коллектив.

А потом

новые и большие задачи.

Они

меняются с

ростом

производства. Горизонты

комбинату видны.

Их намечают в цехах и институтах, окончательно фор­ мулируют в управлении комбинатом.

110

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ