Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
чубарь. великая монгольская империя.pdf
Скачиваний:
93
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
11.22 Mб
Скачать

Исследования и материалы

309

47, МОНГОЛЬСКИЙ ПОХОД НА АРМЕНИЮ (HT, §31)

Брат Иоанн в описание похода нойона Хирподана против кергизов и армян вставил эпизод из «Романа о Чингис-хане» о встрече монголов с обитающими в пустыне асимметричнымилюдьми, которых брат Иоанн ошибочно назвал циклопедами (круглоногими). Таким образом, брат Иоанн рассказ об одноногих и одноруких людях относит к походам времени правления хана Угедея. Это уже второй случай в донесении брата Иоанна,когда с именем хана Угедея связывается легендарный сюжет. *Очевидно, что это явная ошибка брата Иоанна, в чьем донесении эпизоды «Романа о Чингис-хане» свободно «перетасованы» сдругими известиями. Параллельный пассаж из «Истории Тартар» об унипедах (одноногих существах) нетолько более точен, но ине содержит намека навозможность мифологическойтрактовки походов Хирподана(HT, § 22). Брат Иоанн эпизодомо циклопедах разрывает повествование о походах Хирподана. Этот фактдемонстрирует ту степень легкости перемещения и комбинации сюжетов в донесениях францисканцев, которая может поставить в тупик современного исследователя (если под рукой отсутствует параллельный текст). Донесения францисканцев являются в первую очередь литературными сочинениями, но никак не объективными историческими документами.

Брат Иоанн пишет: «А в это время Оккодай-хан послал Хирподана с войском на юг против кергизов, которых он в войне победил. <...> Победив их, он пошел на юг против арменов. Но когда они проходили через пустыню, встретили неких чудовищ, которые, как нам достоверно рассказывали, имеют человеческий облик, но у них была только одна рука с кистью посреди груди и одна нога, так что двое стреляют из одного лука. И они так быстро бегали, что кони не могли их

* Другой легендарный сюжет, связанный с именем Угедея, повествует о походах монголов против бессловесных обитателей пустыни к югу от города Эмиль. Эти дикие люди не имеют суставов в коленях и потому, если упадут, встать самостоятельно уже не могут (LT, V 6).

310

Христианский мир и «Великая Монгольская империя»

настичь. Бежали же они, подпрыгивая на этой одной ноге, а когда уставали передвигаться таким образом, то начинали перекатываться с руки на ногу как в колесе. Исидор этих людей называл циклопедами. А когда уставали [передвигаться] таким образом, снова бежали по первому способу. Однако некоторых из них убили. И как нам при дворе императора говорили русские священники,которые находились при императоре, многие из них [чудовищ] приходили послами ко двору вышеупомянутого императора, чтобы иметь возможность заключить с ним мир. Продвигаясь оттуда вперед, они [монгалы] пришли в Армению, которую в войне победили, [так же как] и часть Георгиании; а другая часть [георгиан] сдалась по их приказу. В качестве дани они выплачивали раз в год сорок тысяч иперперов и делают это до сих пор» (LT, V. 32—33).

В «Истории Тартар» брата Ц. де Бридиа сюжет об одноногих завершает легендарную эпопею о Чингис-хане. И как справедливо отметил Даффина414, помещение этого эпизода вконтекст легендарных экспедиций Чингис-хана более уместно, нежели отнесение его к военным кампаниям хана Угедея.

Сведения францисканцево монгольских походах в Армению, Грузию и Румский султанат могли быть получены ими от грузинского царевича Давида, сына царицы Русудан, сестра которого была женой султана румского. Папские послы и Давид находились вместе при дворе великого хана во время коронации Гуюка (LT, IV. 5).

События в Закавказье подробно описал Киракос Гандзакеци в своей «Истории Армении» {Киракос Гандзакеци. 22). Узнав о разгроме войск румского султана, царь Малой Армении покорился монголам в 1242 г. По словам Киракоса, «царь Хетум, владевший Киликией и тамошними областями, видя, что султан понес поражение от них [монголов], отправил к ним посланцев с богатыми приношениями, чтобы заключить с ними соглашение о мире, и покорился им. [Посланцы], прибыв к Великому двору, благодаря содействию князя Джалала4 1 5 были представлены Бачу-нойону, жене Чармагуна Эл- тина-хатун и другим великим вельможам <...>. [Монголы] заключили с царем союз и, по обычаю своему, дали грамоту, называемую эль-тамгой» (Киракос Гандзакеци. 36)4 16 . В книге Марко Поло сообщается: «Нужно знать, что есть две Арме-

Исследования и материалы

311

нии: Великая и Малая. Государь Малой Армении правит своею страною по справедливости и подвластен татарам» {Марко Поло, с. 17). ВXIII—XIVвв. Великой Арменией называлась большая часть коренной Армении с центром в городе Хлат у озера Ван, а Малой Арменией — государство в юговосточной части Малой Азии. Центром Малой Армении был город Сие, важнейшим портом — Аяс.

48. МОНГОЛЬСКИЙ ПОХОД НА ГРУЗИЮ (HT, §31)

О походе Хирподана наГрузию вдонесении брата Иоанна сообщается: «Они [монгалы] пришли в Армению, которую в войне победили, [так же как] и часть Георгиании; а другая часть [георгиан] сдалась по их приказу. В качестве дани они выплачивали раз в год сорок тысяч иперперов4 1 7 и делают это до сих пор» (LT,V. 33). В средневековых источниках монгольское вторжение натерриторию Грузии описано у восточного историка Ибн аль-Асира, собиравшего сведения уочевидцев этих событий {Сборникматериалов. Т. I. С. 23-24), во «Всеобщей истории Вардана Великого»418 и в грузинскомлетописном повествовании XIV в. {Хронограф, с. 119— 120), атакже в книге армянского автора Григора Акнерци. Последний пишет: «Вышло повеление отхана, итривоеначальника вторглись в Агванию и Грузию и завоевали множество городов и крепостей. Одного из нихзвали — Чорман, другого — Бенал, третьего — Мулар, которые с несметным числом всадников нападали накрепости». Когда монголы взяли приступом множество укрепленных крепостей, «тогда только мудрые князья армянские и грузинские узнали, что Господь даровал татарам силу и победу над страной нашей. Поэтому онисмирились и подчинились им: согласились платить имдань, известную под именем мал4 1 9 и тагар4 2 0 иобещались идти совсей своей конницей туда, куда бы они ни повели. Татары, довольные их покорностью, перестали грабить и разорять страну. Они воротились в свои кочевья в Муган, оставив на.месте одного из начальников, Карабугу, которому предписали разрушить все завоеванные крепости» {Григор Акнерци, с. 8—9).

312

Христианский мир и «Великая Монгольская империя»

При появлении монголов в пределах Грузии многие крупные феодалы изъявили им покорность. Войско распалось. Царица Русудан переехала в Кутаиси и приказала поджечь свою столицу. К 1240 г. вся Восточная Грузия была в руках монголов421. Вскоре царица Русудан подчинилась монголам. По словам Киракоса Гандзакеци, монгольское посольство убедило «ее покориться великому государю и не бояться ничего. И, взяв у нее войска, вернулись к пославшим их с мирнымдоговором на следующих условиях: царица вместе столько что коронованным сыном — мальчиком Давидом — изъявляет покорность, а они не должны нарушать договора». Признав верховную власть монгольского хана царица обязалась ежегодно выплачивать значительную дань и принимать участие в монгольских походах.

49. ЗЕМЛИ ХАЛИФА БАГДАДА (HT, § 31)

Во времена Угедея поход на Багдад не планировался (см. коммент. 31). Согласнодонесению брата Иоанна, войскаХирподана после покорения Армении и Грузии направились «к стране султана Урума422, который был достаточно велик имогущественен, сразились с ним и победили. Идвинулись дальше, воюя и побеждая, вплоть до земли султана Дамаска423, и теперь им подчинена также и эта страна и предполагают напасть на другие страны, [расположенные] за этими, так что вплоть до сегодняшнего дня они в свою землю не вернулись. Другое войскопошло против страны калифа Балдакского, которого они также подчинили себе; и они дают ежедневно в качестве дани сорок бизанциев, не считая балдекинов и других подношений. Иони [монгалы] ежегодно отправляют послов к калифу, чтобы он к ним явился; он вместе с данью посылает большие подношения,прося,чтобы ему простили его отсутствие. Император, принимаядары, тем не менее посылает за ним, чтобы он прибыл» (LT,V. 34).

В 1242 г. монгольский полководец Бачу-хурчи (Байджу) сменил разбитого параличом Чармагуна (Хирподана) и стал по жребию главнокомандующим на Востоке. Бачу-нойон завершил покорение земли румского султана из династии

Исследования и материалы

313

Сельджукидов Гийясад-Дина Кай-Хусрау II (1237—1246).Эти события подробно освещают армянские историки {Киракос Гандзакеци. 35). Именноо Бачу-нойоне (Байджу), а неХирподане говорится вдонесениях, что «он доныне сражается с султаном Дамаска». Неосведомленность францисканцево смене нойонов выглядит удивительно. К Байджу в Персиюприбыла для переговоров летом 1245 г. доминиканскаямиссияво главе

сбратом Асцелином (Симон де Сент-Квентин. XXXII. 40).

Вперсидской космографии «Чудеса мира», созданнойнакануне монгольского нашествия, Ирак предстает центром мира: «Ирак относится к четвертому климату и расположен в центре Вселенной. [Климат в нем] необычайно умеренный, воздух здоровый. ВИракемного крупных городов. Некоторые из них я уже описал, как, например, Багдад, Исфахан, Рей, которые являются крупнейшими городами Ирака. В древних книгах упомянуто, что земля Рея — это [чистое] золото, она застрахована от стихийных бедствий <...>.Мада'ини говорит, что "пределы Ирака — от города Хит до границ Сина, [Индии и Синда, до Рея и Хорасана, Дайлама, Джибаля иИсфахана]". Почет Ирака прежде всего в том, что это — резиденция халифов. Правителем, наделенным всей полнотой власти, называют того, в чьем владении будет находиться Ирак. Восхвалять правителя Ирака нет необходимости и не будет [впредь]» (Чудесамира. 576).

Брат Иоанн говорит о халифеБагдада; армянский историк Киракос Гандзакеци дает следующее объяснение этому титулу: «И царь, восседавший в нем [в Багдаде], назывался не султаном или меликом, как принято было называть других [правителей] из тюрок, персов и курдов, — его именовали халифом, т. е. наместником Магомета424»(КиракосГандзакеци. 60). Киракос именует Багдад «великим городом мусульманского государства, расположенным между персами и сирийцами». «Халиф, восседавший в нем, был из рода Магомета, поскольку „халиф" означает „преемник". Ему покорны были все султаны, исповедующие мусульманскую веру, — и из тюрок, и из курдов, и из персов, и из еламитов, и из других народов. Он был главным законодателем их государства, а они [султаны] по договору подчинялись ему и уважали его как родственника и соплеменника основопо-

314

Христианский мир и «Великая Монгольская империя»

ложника веры своей — первого лжеучителя их» {Киракос Гандзакеци. 59).

Правителем Ирака с 1226 по 1242 гг. был халиф ал-Мус- тансир. Этот халиф, отличавшийся, как говорили, феноменальной расточительностью, щедро тратил накопленное дедом на обширное строительство, которое он развернул в Багдаде, и на покровительство наукам. Свою главную задачу он видел в укреплении границ Багдадского халифата и войнах за веру. Армия его была числено больше, чем у отца и деда425. В 1229 г. халиф наладил отношения с хорезмшахом Джалал ад-Дином. Халиф стремился создать политический союз,направленный на организацию отпора монгольским ордам,которые стали беспокоить границы Багдадского халифата. Уже в 1237 г. монголы появилисьв окрестностях Багдада, нанесли поражение семитысячному халифскому войску и ушли с богатой добычей. Рашид ад-Дин писал об этих событиях следующее: «В Багдаде в начале упомянутого времени халифом из рода Аббаса был ал-Мустансир-биллах. Поприказу Байджунойона монгольское войско отдельными отрядами совершало набеги на границы Багдада; они осадили Арбелу и взяли ее

сбою. <...> А халиф требовал от факихов разъяснений, что достойнее —паломничество в Мекку или объявлениесвященной войны. Единогласно вынесли решение [отом],что объявление священной войны [лучше]. [Халиф] приказал в этом году не отправляться в хадж. Улемы [ученые богословы], факихи [законоведы],знатные и простолюдины, местные люди и иноземцы, — [все] занялись изучением правил обращения

соружием и стрельбой из лука. [Халиф] приказал отстроить ров и крепостную стену Багдада. На крепостной стене установили камнеметы» (Рашидад-Дин. Т. II.С. 123—124).В 1242 г. ал-Мустансир умер (ходили слухи, что насильственнойсмертью). Восшествие на престол ал-Муста'сима происходило тайно. Под покровом ночи он был доставлен в халифский дворец иобъявлен халифом. Его правление началось вобстановке резкого обострения отношений между коалициями при дворе. Сам ал-Муста'сим, человек слабый, если не слабоумный, далекий от политики и пристрастный к развлечениям, был пешкой в руках придворных лидеров. Халиф, казалось, совсем не понимал, какая опасность нависла над Багдадом.