
8.3. Ложные аневризмы клиновидной пазухи и профузные носовые кровотечения
Разрыв внутренней сонной артерии в полости кавернозного синуса с формированием травматического ККС является не редким явлением, о чем сказано подробно выше. В случаях разрыва переднего отдела сифона сонной артерии, находящегося как в просвете кавернозного синуса, так и вне его (эк-страдурально, в сонной борозде основной кости), развивается сочетанная патология — ККС и ложная аневризма в клиновидной пазухе основной кости. Изолированное повреждение сифона артерии только в экстракавернозной его части, в сонной борозде основной кости, приводит к формированию ложной аневризмы клиновидной пазухи основной кости.
Основным клиническим проявлением формирования ложной аневризмы является профузное носовое кровотечение (EPISTAXIS). Кровь из внутренней сонной артерии через костный дефект сонного канала проникает в клиновидную пазуху, а
оттуда — в носоглотку. Сочетание ложной аневризмы и ПККС на нашем метериале наблюдалось у 11 больных (1,3 %). Причем, у 6 из них в острой стадии травмы были клинические признаки ККС, но к моменту эндоваскулярной операции у них сохранялась лишь ложная аневризма. Анги о графически верифицировано сочетание ложной аневризмы и ККС было лишь у 5 больных. Травматические ложные аневризмы внутренней сонной артерии в клиновидной пазухе наблюдали у 45 больных, что составляет 5,2 % среди больных с травматическими ККС.
Профузное носовое кровотечение имело рецидивирующий характер у 42 (93,3 %)больных. Наличие профузного носового кровотечения не за-висило от формы и размеров выявляемой аневризмы. Носовые кровотечения сразу после травмы возникли у 30,9 % и первоначально не всегда носили характер профузных; через несколько дней до 1 месяца они возникли в 16,7 %, здесь уже носовые кровотечения чаще носили характер профузных; у 12 больных (28,6%) носовые кровотечения развились в отдаленные сроки после травмы (от нескольких месяцев до нескольких лет) и были профузными. В 2 наблюдениях профузные кровотечения возникли спустя 30 лет после военной травмы головы. Количество эпизодов кровотечений варьировало от 2 до 30 и одновременная кровопоте-ря оценивалась от 800 мл до 2,5 литров.
Необходимо подчеркнуть, что образование травматических ложных аневризм сопровождалось в
192
Эндоваскулярное лечение повреждений мозговых сосудов при черепно-мозговой травме
Рис. 8-10. Травматическое артсрио-венозное соустье между ветвью средней мозговой артерией и мозговой веной. На ангиограммах до операции (А,Б) и КТ (В) определяются крупные венозные полости. Единичное артерио-венозное соустье разобщено окклюзией артериальной ветви от М-1 одним баллоном. Ангиограммы в артериальной (Г) и венозной (Д) фазах не выявляет контрастирования венозных полостей. На КТ (Е) после операции также определяется спадение венозных полостей. Стрелкой обозначено расположение окклюзируюшего баллона.
193
Клиническое руководство по черепно-мозговой травме
57,8
% случаев первичным односторонним
повреждением
зрительного нерва и в 42,2 % наблюдений
на
глазном дне выявлены изменения диска
зрительного
нерва от побледнения до первичной
атрофии.
Наиболее характерными особенностями заболевания являются: связь массивных носовых кровотечений с черепно-мозговой травмой, возникновение их, как правило, не сразу, а через некоторое время (от 2 недель до 4 месяцев), многократные рецидивы кровотечений, сочетание носовых кровотечений с симптомами поражения черепно-мозговых нервов (II,III,Y, YI) и переломом черепа в л обн о-орбитальной области на той же стороне. При ринофарингоскопии источник кровотечения, как правило, обнаружить не удается. В лучшем случае можно установить, что она исходит из задне-верх-них отделов носоглотки. Начало кровотечения характеризуется катастрофической неожиданностью. Иногда могут предшествовать неопределенные ощущения в носоглотке. Кровь истекает из носа и рта струей и в течение нескольких минут может привести к резкому падению артериального давления и сердечной слабости. Все это требует экстренных мероприятий, направленных на остановку кровотечения. Временное сдавление сонной артерии на шее приводит к уменьшению кровотечения, производится задняя и передняя тампонада полости носа. Эти меры прекращают или ослабляют кровотечения, но опасность повторных кровотечений остается. Больные направляются в учреждения, где может быть проведено ангиографическое исследование и адекватная нейрохирургическая помощь.
При ангиографическом исследовании выявляется аневризма переднего или горизонтального отдела внутренней сонной артерии, направленная в сторону пазухи основной кости- вперед и медиально. В ряде наблюдениях эта аневризма может повторять форму пазуху основной кости. Иногда выявляется лишь неровность внутреннего контура ВСА.
Аневризмы, как правило, имеют неправильные очертания, размер их колеблется от большого (больше 2,5 см.) до маленьких (до 1 см в диаметре). Ангиографически исследуется характер коллатерального кровообращения ипсилатерального полушария по передней и задней соединительным артериям для определения возможности окклюзии пораженной части сонной артерии. Изучение коллатерального кровообращения может быть выполнено при пальцевом чрескожном сдавлении пораженной сонной артерии на шее или же в условиях временной окклюзии баллоном внутренней сонной артерии ниже или на уровне шейки анев-
ризмы. Последнее предпочтительнее, так как сразу определяется эффективность эндоваскулярной операции. При окклюзии артерии ниже шейки аневризмы, последняя может контрастироваться ретроградно через соединительные артерии или же через каротидно-офтальмический анастомоз из наружной сонной артерии. Такое положение баллона не обеспечит радикальное выключение аневризмы из кровотока и носовые кровотечения могут рецидивировать.
Исходя из возможного ретроградного контрастирования ложной аневризмы, следует считать, что радикальными хирургическими вмешательствами при носовых кровотечениях, обусловленных разрывом внутренней сонной артерии, могут быть окклюзия баллоном внутренней сонной артерии на уровне шейки аневризмы или trapping-операция-одновременное клипирование супраклиноидной части сонной и устья глазной артерии и эмболиза-ция кавернозной части внутренней сонной артерии с перевязкой на шее. Только перевязка сонной артерии на шее в любых комбинациях не является эффективной, поскольку остается ретроградное заполнение поврежденного участка артерии и ложной аневризмы. Так, в 6 наблюдениях из 45 больных, поступивших в институт с рецидивирующими профузными носовыми кровотечениями, ранее производилась перевязка наружной сонной артерии, причем у 3 из них — с обеих сторон; в 2 слу-чаях-леревязка общей сонной артерии с эмболи-зацией мышцей. Подслизистая резекция носовой перегородки, которая часто производится в ЛОР-клиниках, является не эффективной.
Эндоваскулярная окклюзия внутренней сонной артерии на уровне шейки аневризмы с выпячиванием стенки баллона в дефект сонной артерии или окклюзия одним баллоном частично полости аневризмы и сонной артерии (по типу песочных часов или гантели) является радикальной операцией и произведена нами у большинства больных — 41 больной (91,1 %) (рис. 8-11). При сроках наблюдения за больными от 1 года до 10 лет повторных кровотечений у этих больных не было. В случаях неадекватности коллатерального кровотока необходимо прибегать к созданию экстра-интракраниального микроанастомоза. Во всех наших наблюдениях аневризмы были выключены из кровотока неотделяемым баллон-катетером по методике Ф.А.Сербиненко.
После операции умер 1 больной (2,2 %) от церебральной ишемии. Грубые стойкие неврологические нарушения, приведшие к инвалидности, развились у 7 больных (15,5 %) и были вызваны у 5 больных тромбэмболией, а у 2 больных эмболией
194
Эндоваскулярное лечение повреждений мозговых сосудов при черепно-мозговой травме
мозговых сосудов баллоном. Состояние 38 больных в период наблюдения до 10 лет остается хорошим.