Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

NAPRAVLENIYa_V_PSIKhOLOGII

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2023
Размер:
1.38 Mб
Скачать

менее способный, чем я. Он получил «пятѐрку», потому что дуракам везѐт, а «тройку», потому что именно еѐ и заслуживает).

Причины, которые индивид приписывает, имеют важные последствия прежде всего для него, так как в итоге определяют картину мира индивида и всю совокупность его социальных связей.

161

ЧЕТВЁРТАЯ ТЕМА. РИТОРИКА НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКИ

1.Риторика: теория и практика. Эволюция предмета.

2.Логика и составляющие ораторского искусства.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Риторика: теория и практика. Эволюция предмета

Человек, представляющийся учителем красноречия, прежде всего, демонстрирует самонадеянность: высока ответственность являть себя в качестве эталона. Утешает вот что: 1) учатся и на ошибках (чужих, так что вы сможете – на моих); 2) ответственность я разделяю со всеми ораторами, которые, сами того не зная, тоже станут вашими преподавателями психологии ораторского искусства. Среди них окажутся и блистательные риторы, и те, кого американский психолог А. Монро разделил на следующие категории: актѐр,

оракул, отшельник, болтун, «обиженный» (козѐл отпущения);

3) наконец, на лекциях я единственная в этой аудитории буду учиться практической риторике: учится тот, кто говорит.

Под практической риторикой подразумевается

«мастерство целесообразной, воздействующей,

гармонизирующей речи» (определение А.К. Михальской). Красноречие («сладкоречие», по М.В.Ломоносову) – это способность нейтрализовать врагов и завоевать сторонников посредством пленительной силы звучащего слова.

Логика обращена к рациональному началу в человеке, овладение ее законами воспитывает дисциплину ума. Однако доводы рассудка воздействуют лишь на тех, кто испытывает эстетическое удовлетворение от красоты логического построения. Мало того, чем выше логические способности, тем успешнее человек может оправдать свой несуразный поступок. Часто парадоксальные, алогичные суждения и более

162

убедительны, и более полезны: они открывают новые горизонты.

Риторическое мастерство является свидетельством зрелости целостной личности, не только рациональной сферы. Формирование риторических навыков, в свою очередь, – это процесс воспитания личности.

Три сферы психики в психоанализе, по З.Фрейду и по К.Г.Юнгу, – постоянные адресаты любого риторического высказывания (Я, Сверх-Я, Оно, коллективное бессознательное). Рационализация – один из защитных механизмов личности, по Фрейду. Не он ли включается, когда убеждение сводят к логической аргументации?

Теоретическая риторика, которой будет посвящен мой курс, – это наука о психологических закономерностях всякого коммуникативного воздействия. Цель коммуникативной компетентности (риторики) как учебного предмета – «снабдить человека знаниями, необходимыми для превращения его речевого поведения в речевую (риторическую) деятельность – там и тогда, когда это необходимо, то есть дать ему возможность стать подлинно человечным. Это и делает риторику дисциплиной гуманизирующей, очеловечивающей» (А.К. Михальская).

Речевое поведение – следующая ступень после сигнальной речи животных. Спонтанная знаковая речь не предполагает осознанного целеполагания (слово – не воробей: вылетит – не поймаешь, язык мой – враг мой и т.п.).

Речевая деятельность (РД) (которую изучает и которой обучает теоретическая риторика) – это высшая форма человеческого речевого поведения, предполагающая наличие вербально отрефлектированной цели, диктующей осознанный выбор средств для еѐ осуществления. РД предполагает также умение «властвовать собой», контролировать своѐ и чужое поведение, сознавать возможные последствия своих и чужих действий в вербальной форме. В этом случае мотив подчиняется цели (иногда и подавляется ею), а цель организует речевые действия в определѐнную последовательность, в систему.

163

Сферы приложения коммуникативной компетентности

нет нужды перечислять (политика, дипломатия, все ситуации переговоров и публичных выступлений, юриспруденция, теле- и радиожурналистика, академическая сфера. Начинается же с малого: обворожить родителей порывом своего свободолюбия, произвести впечатление на девушку…и на инспектора ГАИ, сдать зачѐт, наконец!).

Теоретическая риторика зародилась в античности как единство философии, этики, лингвистики, психологии. В

процессе дифференциации науки в ней постепенно выделились самостоятельные дисциплины: стилистика, психолингвистика, культура речи, этология человека, коммуникативная компетентность как социально-психологическое направление и др.

Эволюция предмета риторики: умение убеждать – формальный эстетический подход – рамки гомилетики – Ренессанс, развитие светского красноречия, но продолжающийся застой в теории коммуникативной компетентности – возрождение теоретической риторики в XX в., связанное с попыткой выделить механизмы речевого воздействия.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Логика и составляющие ораторского искусства

Логика (от греч. logos слово, мысль, речь, разум) –

совокупность наук о законах и формах человеческого мышления, анализ методов рассуждений, учение о критериях истины и правилах познания.

Формальная логика (еѐ первая ступень – традиционная логика, высшая ступень – математическая логика) изучает формы мыслей и их сочетаний в отвлечении от конкретного содержания понятий, суждений, умозаключений и доказательств.

Значение логики в том, что она учит, как правильно по форме построить рассуждение, чтобы, при условии верного

164

применения формально-логических законов, прийти из истинных посылок к истинному выводу, расширяющему наши знания.

В основе данного понимания значения логики – принцип непротиворечивости мышления, открытый Аристотелем: две противоположные мысли, взятые в одно и то же время, в одном и том же смысле, в одном и том же отношении, вместе не могут быть истинными.

Сначала задачей логики считали проверку и обоснование истинности, затем (благодаря Ф. Бэкону), с начала XVII в., логику стали рассматривать как инструмент новых научных открытий.

Логическая форма носит принудительный характер,

заставляя сделать необходимый вывод из принятых посылок, и может быть записана формулой.

Например, третья фигура простого категорического силлогизма: Все А суть В, все А суть С, следовательно, некоторые С суть В (все матери являются дочерьми, все матери

– чьи-то дети, значит, некоторые дети – дочери).

Существуют формально-логические законы:

1)тождества (А есть (=) А);

2)противоречия (неверно, что А и не-А: не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении);

3)исключѐнного третьего (А есть либо В, либо не-В: из двух противоречащих высказываний в одно то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно) и

4)достаточного основания (если есть В, то есть его основание А: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана).

Аксиома – истинное суждение, которое принимается без доказательства, так как многократно подтверждалось на практике. Системы аксиом изменяются, совершенствуются

впроцессе исторического развития познания (пример: неевклидова геометрия Н.И. Лобачевского).

165

Философия, психология, логика и лингвистика вновь собрались под эгидой Риторики, чтобы обнаружить, что, помимо формальной логики, существует неосознаваемая нами

логика функционирования глубинных структур психики (психологическая, неформальная, логика). Именно по законам этой логики живѐт ораторское искусство.

3. Позволю себе здесь вспомнить моих собственных учителей ораторского искусства, каждый из которых, как оказалось, одарил меня неким знанием, умением, из которых и складывается коммуникативная компетентность. Прежде всего, хочу процитировать фрагмент из лекции Елизаветы Петровны Кучборской, чьей студенткой мне довелось быть. Лекция была посвящена творчеству Оноре де Бальзака. «Слово «логика» Бальзак произносил так же почтительно, как и Стендаль, который разделял даже этот термин на слоги. Всмотреться в этот термин, вдуматься…Вот у Стендаля в книге «О любви» и в других его работах есть упоминание о зальцбургской ветке. Стендаль припомнил обычай, который существовал в Австрии. Зальцбург, заброшенные соляные копи…Жители Зальцбурга осенью, собирая с деревьев, уже потерявших листву, голые ветки, бросали этот букет, что ли, из голых ветвей в глубины заброшенных шахт и забывали…И забывали…А весною извлекали этот букет за верѐвку, привязанную к нему, извлекали букет наружу. И это в самом деле букет! Он светился всеми цветовыми оттенками, сформировалось множество кристаллов, сверкающих, голубых, зеленоватых, золотых, алых кристаллов. «Подземная работа страстей!» – говорил сам Стендаль, любуясь этим букетом. Зальцбургская ветка…Итак, вот логика. Наука логика. Логическое мышление! С глубочайшей почтительностью относились к нему Оноре Бальзак и Стендаль.»

«Логика кристаллизации на зальцбургской ветке» – и есть та самая логика глубинных структур психики. Но процитировала я профессора Кучборскую еще и для того, чтобы иллюстрировать одну из составляющих ораторского искусства, а именно умение породить в слушателе мысль

(собственные открытия мы помним лучше, чем даже хорошо

166

выученные уроки). Елизавета Петровна в высшей степени обладала этим талантом. Кто-то назвал ее лекции в МГУ «театром интеллекта»… Для меня идеальный оратор – всегда актѐр этого театра.

К сфере непосредственно театра относятся умения, которые преподавала мне когда-то режиссѐр детской студии художественного слова, актриса в прошлом, Евгения Михайловна Ростова. Этика и техника речи (артикуляция, дикция, соблюдение орфоэпических норм), декламация…Однако главное, за что я благодарна Ростовой, –

это за владение экспрессивной, демонстративной речью.

«Красить!» было еѐ первым требованием к нашему подчас «пономарскому» исполнению. Все мы испытываем эмоции, но не всем дано адекватно выражать их в речи. На собственном опыте знаю, что этому можно научиться (Ростова использовала технику «заражения» эмоцией, мимическую помощь со стороны «идеального слушателя», никогда не демонстрируя, как надо).

Последний, кому я хочу выразить благодарность, – еще один мой университетский преподаватель, Валерий Викторович Петухов, познакомивший меня некогда с общей психологией. Помимо хороших актѐрских данных, он обладал эрудицией, виртуозным искусством не излагать, но показывать то, о чѐм говорил, просто обладал интеллектом – умением

обнаруживать скрытые связи явлений и открывать неожиданный ракурс.

Каждый оратор отличается индивидуальным стилем, имитация которого невозможна, однако наличие образцов необходимо для обнаружения собственной манеры. Желаю, чтобы вам было кого вспомнить с благодарностью.

В следующий раз мы с вами будем говорить об античной риторике. Чтобы «перекинуть мостик» к той лекции, я зачитаю небольшой фрагмент из первой главы «Илиады» Гомера. В нѐм, мне кажется, запечатлѐн момент рождения искусства политической риторики.

Царь Агамемнон требует за Хрисеиду, возвращѐнную отцу, отдать ему пленницу Ахилла. Ахилл готов уже поднять

167

меч на Агамемнона, но тут, незримая для прочих, его хватает за вихры Афина, богиня разума, и:

«Сыну Пелея рекла светлоокая дщерь Эгиоха:

«Бурный твой гнев укротить я, когда ты бессмертным покорен,

С неба сошла; ниспослала меня златотронная Гера; Вас равномерно обоих и любит она, и спасает.

Кончи раздор, Пелейон, и, довольствуя гневное сердце, Злыми словами язви, но рукою меча не касайся».

/Ахилл следует еѐ совету…/

…Так произнѐс и на землю стремительно скипетр он бросил,

Вкруг золотыми гвоздями блестящий, и сел меж царями. Против Атрид Агамемнон свирепствовал сидя…»

«Свирепствовал сидя»... Вот с умения так поступать, мне кажется, и начинается риторика.

168

ПЯТАЯ ТЕМА. АНТИЧНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

1.Софистика и современные психологические теории.

2.Майевтика Сократа. Этические аспекты риторики.

3.Риторический идеал и ораторы античности.

Архаические истоки ораторского искусства. Не всегда,

особенно в первобытные, доисторические времена, те, кто генерировал политические идеи, был способен облечь их в вербальную форму, тем более добиться их поддержки и одобрения у соплеменников. Тогда и обнаружилось, что встречаются люди, которые не только «всѐ понимают, но и сказать» могут. Талант этих людей ценился на вес золота.

«Спикеры» не были просто глашатаями, они были соавторами идеи, творили еѐ, явившуюся в интуиции прозорливого вождя, в слове. Однако дар их был именно риторический, если не сочетался с политическим даром. (Вспомните американский фильм «Баффало Билл и индейцы» с Полом Ньюманом и Уиллом Сэмпсоном). Иного рода словесный дар имели знахари и ворожеи (разряд шаманов, практикующих, главным образом, вербальную магию, а не фармацевтическую, пластическую и так далее).

В заговорах с особенной ясностью выступает непостижимый, магический характер, который приписывался языку. Заговор – «малый» фольклорный текст, служащий магическим средством достижения желаемого. Заговоры отличаются ярким своеобразием семантики, структуры и языка, сопрягают реальную ситуацию с «заместительной». Синтаксические и словообразовательные средства используются в заговорах для создания жѐсткого смыслового и формального ритма22.

22 Славянские древности: Этнолингвистический словарь. – Т.2, М.,

1999.

169

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Софистика и современные психологические теории

Горгий Леонтийский (ок. 483– 375 гг. до н.э.) первым, насколько нам известно, возводит в художественный принцип ряд приѐмов фольклорного заговора: использование метафоры в устной речи (заставить слушателя сновидеть наяву), использование горгиевых фигур (предложение делится на равные части, противопоставленные, по смыслу и созвучные концами, при этом используются прозаический ритм, специфические интонации, телодвижения).

Горгий в 427 г. до н.э. прибыл с Сицилии в Афины в составе посольства, чтобы заручиться поддержкой афинян против Сирокуз. И потряс их своими речами, позже – теорией, центральным вопросом которой был «как относятся к окружающему миру наши мысли о нѐм?»

Это и стало центральной проблемой софистики. Софистами, одним из которых и был Горгий, стали называть первых платных учителей красноречия, которые предпочитали славу учителей мудрости. Они не принадлежали к какой-то формальной школе, однако разделяли общую позицию по отношению к истине, которая нашла выражение в формуле Протагора из Абдеры (ок. 480 – 410 гг. до н.э.): «Человек есть мера всех вещей: существующих в их существовании и несуществующих в их несуществовании». Всѐ, что представляется кому-то, то и существует, но лишь относительно этого человека. Воспринимают же все поразному в зависимости от нрава, состояния натуральности или противоестественности своей жизни. Даже для одного и того же человека ничто не бывает истинным раз и навсегда, ибо и он сам со временем становится другим. Мудрый тот, полагал Протагор, кто сумеет превратить случившееся с нами зло (кажущееся и действительное) в кажущееся и действительное добро.

Концепция Протагора, вероятно, родилась под влиянием теории изменчивости Гераклита (умершего за три года до

170