Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

04-06-2013_02-00-22 / Лекция _ 16 Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

.docx
Скачиваний:
79
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
30.26 Кб
Скачать

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный педагогический

университет им. А.И. Герцена

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса

Судебная психиатрия

Лекция № 16

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних.

к.м.н. М.Т.Чернухин

Санкт-Петербург

2011

СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Выделение экспертизы несовершеннолетних в самостоятельный раздел судебной психиатрии диктуется особым правовым положением подростков, связанным с возрастными особенностями их психики, а также с тем, что психические нарушения в этом возрасте, а соответственно и их судебно-психиатрическая оценка имеют свою специфику.

По уголовному законодательству, подростки, не достигшие 14-летнего возраста, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Подростки в возрасте 14-16 лет привлекаются лишь за определенные виды преступлений, предусмотренные ст. 20 УК РФ (убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, кража). Полная уголовная ответственность начинается после исполнения 16 лет. Несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет привлекаются к ответственности по всем статьям УК, но в случае их осуждения к лишению свободы отбывают наказание, как и подростки 14-16 лет, в особых учреждениях, где получают соответствующие воспитание и обучение. Если несовершеннолетний обвиняется в преступлении, не представляющем большой общественной опасности, он может быть освобожден от уголовной ответственности. Вместе с тем к этому несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного характера.

Подростковый возраст, или возраст от 14-18 лет, является возрастом относительной уголовной ответственности. У несовершеннолетних часто оказывается недостаточной способность к осознаванию и понимаю юридически значимых событий, когда они действуют без борьбы мотивов, не задумываясь над последствиями своих противоправных поступков, не понимая внутреннего смысла поведенческих актов.

Дисгармония созревания у некоторых подростков может быть выражена очень значительно, в таких случаях говорят о патологическом пубертатном кризе. Этот патологический возрастной криз характеризуется разнообразными поведенческими нарушениями, склонностью к колебаниям настроения, расстройствам влечений. Для права и судебной психиатрии важным является положение о том, что в этот период может быть ускорение физиологического созревания и некоторое запаздывание созревания психических функций.

Задержка психического развития у детей и подростков встречается чаще, чем ускоренное развитие. Психическая незрелость может проявляться в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, поведенческой сферах. У таких подростков наблюдается значительное несоответствие между реальными показателями психической деятельности и теми, которые должны быть в норме в их возрасте. Решение вопроса возрастной отсталости, соответствия паспортному возрасту требует специальных познаний в области детской и подростковой психологии, поэтому закон предусматривает назначение комплексных экспертиз с участием психиатров и психологов. Эти комплексные психолого-психиатрические экспертные комиссии могут давать заключение о соответствии уровня психического развития подростка его фактическому возрасту.

Формальное понимание противоправности и наказуемости, знание моральных запретов и этических норм еще не является условием того, что подростки в своих юридически значимых действиях будут руководствоваться установленными общими правилами. Подростки в силу естественной возрастной психической и социальной незрелости не могут в полной мере осознавать усложняющиеся законы и правила поведения в обществе, логически обосновывать свои действия. Они недостаточно знают правовые нормы и не всегда правильно ими пользуются. У них также отмечаются незрелость волевых функций, несформированность критических способностей (оценка и самооценка) и способностей адекватно прогнозировать последствия своих действий. Поэтому, при любых сомнениях в психической полноценности подростка-правонарушителя, его необходимо направить на судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

В связи с тем, что клиническая картина психических расстройств у подростков может быть выражена гораздо менее ясно, чем у взрослых, судебно-психиатрическая экспертиза чаще производится в психиатрическом стационаре. Необходимость и предпочтительность стационарного освидетельствования подростков обусловлены и тем обстоятельством, что первое впечатление о психическом состоянии несовершеннолетнего обвиняемого может быть искаженным. Это связано не только с особенностями оформления у них структуры и динамики тех или иных психических расстройств, но и с неумением или нежеланием в этом возрастном периоде рассказывать о своих жалобах, связно и последовательно защищать себя. Некоторые подростки ведут себя с неуместной бравадой, они склонны к вымыслам, у них имеется тенденция к психологически понятной интерпретации любых поступков, они плохо корригируют свое поведение.

Можно констатировать наличие преимущественных для данного возраста форм психических заболеваний. При этом чаще всего встречаются подростки с остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга, реже - с признаками психопатий, шизофрении, олигофрении, инфантилизма и еще реже - с признаками эпилепсии.

Одной из основных особенностей всех этих заболеваний у подростков является стертость, неразвернутость, фрагментарность симптоматики и превалирование в клинической картине характерологических, невротических и поведенческих нарушений.

В экспертной практике редко приходится видеть у подростков острые психозы или состояния глубокого психического дефекта. Патологические процессы в этом возрасте часто развиваются исподволь, постепенно и отличаются вялым течением, медленным нарастанием симптоматики.

В практике судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних наиболее часто встречаются формирующиеся психопатии (расстройства личности) и психопатоподобные состояния, обусловленные перенесенными в детском возрасте травмами мозга и инфекционными заболеваниями (энцефалиты, менингиэнцефалиты).

Личностные расстройства у подростков с формирующейся психопатией разрозненны, нестойки, очень динамичны. Преобладают различные поведенческие реакции: протест, отказ, агрессия, попытки самоубийства, отказ от подчинения.

Наиболее часто встречаются формирования расстройств личности типа неустойчивых, истерических, эксплозивных. Эти типы имеют и большое судебно-психиатрическое значение.

Ведущее место среди подростков, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу, занимают лица с повышенной возбудимостью или эксплозивностью, у которых в пубертатном периоде появляются грубость, непослушание, раздражительность. Реже встречаются замкнутые (аутичные) подростки, у которых пубертатный период проявляется в повышенной склонности к мудрствованию, резонерству, философствованию, а также психастенические личности с повышенной тревожностью, мнительностью, боязнью заболеть, умереть, с обидчивостью, ранимостью, с легко возникающим состоянием подавленности и раздражительностью. В условиях судебно-психиатрической экспертизы можно выявить и различные типы раегирования подростков с формирующейся психопатией. У одних подростков может быть усиление фантазирования, склонности к вымыслам. У подростков с возбудимостью часты реакции протеста, диагностируются дисфорические (тоскливо-злобные) колебания настроения. Подростки с преобладанием психастении обнаруживают невротические состояния с навязчивостями. Состояния заторможенности, адинамии, вялости, пассивности преобладают у подростков с ведущими психастеническими проявлениями.

Наиболее часто речь идет о подростках с повышенной возбудимостью, неустойчивостью или истерическими проявлениями.

Основанием для признания психопатического подростка невменяемым является только такая степень выраженности личностных нарушений, которая исключает способность подростка отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Показателями глубины психопатии являются: 1) выраженная психическая и социальная незрелость (патологическая внушаемость, несформированность высших волевых функций, легкость включения в любую затею без продуманности и борьбы мотивов, неумение соотносить свои поступки с реальной обстановкой и пр.); 2) резко очерченная дисгармоничность психики (сочетание внушаемости и упрямства вплоть до негативистических форм поведения, черствое или даже холодное отношение к другим и легкость возникновения сверхценного отношения к ущемлению своих интересов, частые столкновения с окружающими и неумение приобретать от межличностных отношений и т.д.); 3) некорригируемость поведения; 4) тотальная неадаптированность; 5) недостаточность критики; 6) склонность к частым декомпенсациям; 7) склонность к спонтанным утяжелениям психопатической симптоматики. Патологический характер динамических сдвигов (частые, тяжелые реакции, декомпенсации, появление элементов патологического развития личности и пр.) также может быть основанием психопатологического подростка невменяемым.

В тех случаях, когда при судебно-психиатрической экспертизе выявляются выраженные расстройства личности, исключающие возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, имеются основания для признания подростка невменяемым. При этом клиническими критериями судебно-психиатрических оценок глубины личностных расстройств являются патологическая внушаемость, неумение использовать опыт интерперсональных отношений, некорригируемость поведения, невозможность адаптации, склонность к частым ухудшениям состояния с усугублением психопатических проявлений, расстройства критических способностей (отсутствие борьбы мотивов и адекватной оценки и самооценки, невозможность соотносить поступки с реальностью).

От психопатий (расстройств личности) следует отличать психопатоподобное поведение подростков с педагогической и социальной запущенностью. При педагогической или социальной запущенности полноценная адаптация к социальной среде нарушена не вследствие болезненных или личностных расстройств. Адаптация в большинстве случаев нарушена к среде, которая предъявляет к подростку определенные требования. В отношении авторитетных для подростка лиц из определенной микрогруппы он проявляет уважение, любовь, привязанность. В то же время этот подросток холоден, равнодушен, может проявить агрессию к родственникам, соседям, учителям. В случае необходимости эти подростки могут вести себя в полном соответствии с общепринятыми принципами морали. Для лиц с психопатией такая гибкость поведения не характерна. Подростки с педагогической запущенностью учитывают внешние обстоятельства, ведут себя в зависимости от обстановки, в своей микрогруппе они активны, инициативны, общительны, могут быть лидерами, не бывают одиночками. Они склонны к немедленному удовлетворению своих потребностей, любят развлечение, праздность, риск, авантюры, приключения. Такие подростки могут обнаруживать реакции протеста, но у них не выявляется невротических проявлений, колебаний настроения.

Важное значение в судебно-психиатрической клинике имеют также расстройства влечений у подростков-правонарушителей. Сюда относятся стремления к бродяжничеству, поджогам, сексуальным извращениям, злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты). Расстройства влечений обычно формируются в течение длительного времени. На неустойчивую психику ребенка большое влияние оказывает окружающая среда. В дальнейшем, при повторении тех или иных действий, влечение к ним закрепляется по механизму патологически стойкой условной связи.

Собственно психозы составляют небольшой процент среди проходящих судебно-психиатрическую экспертизу подростков. Шизофрения встречается редко. Казалось бы, это противоречит положению о частоте возникновения шизофрении в пубертатном периоде.

При диагностике шизофрении в подростковом возрасте принимается решение о невменяемости, поскольку в таких случаях установление диагноза шизофрении - это и констатация медицинского критерия невменяемости. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что по истечении подросткового возраста, в случае значительного улучшения психического состояния и формирования стойкой ремиссии (практическое выздоровление), при совершении новых правонарушений возможны экспертные заключения о вменяемости.

В судебно-психиатрической клинике подросткового возраста сравнительно редко встречается эпилепсия. Для эпилепсии детского возраста характерны ночные страхи, снохождения и сноговорения, а также побеги из дома в состоянии дисфории. Во время таких побегов могут совершаться общественно опасные действия. Пароксизмальные состояния (припадки) в отличие от пароксизмов у взрослых часто протекают атипично и не развернуто. Предвестники пароксизмов или ауры часто носят соматический характер в виде болей в области живота, тошноты, сами же припадки проявляются в виде сгибания туловища по типу приветствия. Дисфории характеризуются возбуждением, беспокойством.

Очень часто при судебно-психиатрических экспертизах несовершеннолетних психиатры имеют дело с органическими поражениями мозга и среди них с последствиями энцефалитов, иногда врожденным сифилисом, остаточными явлениями травм мозга, психопатоподобными состояниями органического генеза. Все эти органические заболевания головного мозга накладывают большой отпечаток на развитие и формирование личности подростка, при них нередко образуется глубокий изъян психики, что следует учитывать при судебно-психиатрической экспертизе.

Изменения психики проявляются в виде интеллектуальных и личностных нарушений. При интеллектуальных нарушениях отмечаются снижение памяти, внимания, замедленность, торпидность мышления. Со стороны эмоционально-волевой сферы чаще отмечаются вялость, апатия, ограниченность интересов.

Большое значение в судебно-психиатрической экспертизе несовершеннолетних имеют психопатоподобные состояния при органических поражениях головного мозга. Эти состояния, как правило, отличаются двигательной расторможенностью, эмоциональной возбудимостью, импульсивностью поступков, гиперсексуальностью, расторможенностью влечений. Клиническая характеристика психических расстройств у этой группы подэкспертных имеет много общего с характеристикой формирующейся психопатии по неустойчивому и возбудимому типу. При этих же психических расстройствах может отчетливо диагностироваться дефект, характерный для того или иного перенесенного заболевания головного мозга в виде признаков задержки психического развития, снижения памяти, насильственных смехе и плаче, вспышек ярости или раздражительности. Компенсация нарушенных функций у таких лиц развиваются гораздо с большим трудом, чем у подэкспертных с расстройствами личности (собственно психопатии).

У этих же подростков примерно в каждом четвертом случае констатируется становление алкоголизма и, соответственно, совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Характерным для раннего юношеского алкоголизма является пристрастие и влечение к приему алкогольных напитков. Подростки употребляют алкоголь и другие психоактивные средства часто и в больших количествах, они не помнят, что с ними происходило в состоянии алкогольной или иной интоксикации, у них отсутствует контроль над количеством потребляемого психопактивного вещества. Быстрое формирование алкоголизма в свою очередь утяжеляет структуру и динамику психических нарушений, часто способствует совершению общественно опасных действий.

Психопатоподобные состояния с очерченными интеллектуальными нарушениями следует рассматривать как болезненные в рамках органического поражения головного мозга. У таких больных в условиях судебно-психиатрической экспертизы встречаются так называемые реакции протеста. К их числу относят реакции возбуждения со вспышками гнева и актами агрессии в отношении окружающих, которые возникают в ответ на неудовлетворение какого-либо требования или нанесенную обиду.

Судебно-психиатрические оценки психических расстройств у подростков с органическими поражениями головного мозга не отличаются существенно от экспертных оценок собственно личностных расстройств в рамках формирующихся психопатий.

Существенное значение в практике судебно-психиатрической экспертизы подростков имеет умственная отсталость. Чаще это лица с дебильностью, которые в качестве пассивных правонарушителей используются взрослыми или психически здоровыми подростками. Это происходит в связи с повышенной внушаемостью и пассивной подчиняемостью лиц с дебильностью, которая более усиливается у подростков возрастной незрелостью. Важно учитывать и то обстоятельство, что умственно отсталый подросток может хорошо усвоить общеизвестные нормы права и морали, но более сложную ситуацию он усваивает плохо и не разбирается в ней.

При экспертизе несовершеннолетних обвиняемых с дебильностью важно учитывать такие обстоятельства, связанные с особенностями их психики, как усуглубление их интеллектуальной неполноценности в условиях судебно-следственной ситуации и в период экспертизы. С другой стороны, в этих же условиях ярко проявляется тенденция умственно отсталых лиц преувеличивать свою психическую неполноценность.

При судебно-психиатрической экспертизе следует в первую очередь оценивать повышенную внушаемость и пассивную подчиняемость, нарушение мотивации, неспособность правильно корригировать поведение, нецеленаправленность поступков, импульсивность.

Большие трудности при судебно-психиатрической экспертизе могут возникнуть при экспертизе несовершеннолетних с психофизическим инфантилизмом. Экспертиза таких лиц приобретает особое значение, поскольку установленный законом возраст наступления уголовной ответственности (14 лет) уменьшается. Так, например, подросток в 14 лет может по своему психическому и физическому развитию соответствовать десятилетнему при отсутствии выраженной дисгармонии в психическом развитии. Способность отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими может быть нарушена вследствие незрелости психики, как бы снижающей возраст подростка. Соответственно, с учетом степени незрелости, решается вопрос о возможности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

В некоторых случаях психиатрам-экспертам приходится давать экспертные заключения о психическом состоянии подростков-потерпевших, реже свидетелей и их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. В этих случаях при судебно-психиатрической экспертизе объектом экспертизы является не достоверность показаний подростка, а он сам - свидетель или потерпевший, который уже дал показания или которому предстоит еще давать показания.

Отношение несовершеннолетних к процессу предварительного следствия и суда различно. Подростки, которых обвиняют, преимущественно защищаются, отрицаю инкриминируемые им правонарушения. Несовершеннолетние потерпевшие откровенны, хотя безусловно могут заблуждаться вследствие возрастной неосведомленности, их показания связаны с особенностями личности и с той конкретной обстановкой, в которой происходило событие, о котором приходится давать показание, отношением к нему окружающих, разговорами, возникающими вокруг этого события.

Таким образом, выяснение того, насколько несовершеннолетние потерпевшие понимали характер и значение действий обвиняемых, должно включать в себя определение как осведомленности, так и способности к смысловой оценке противоправных действий.