Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Асосков ОСНОВЫ КОЛЛИЗИОННОГО ПРАВА Консультант.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
656.34 Кб
Скачать

6.7. Опыт построения систем, основанных на сочетании

коллизионных и материальных нормообразующих факторов

В иностранной литературе было предпринято несколько попыток построения систем, основанных на сочетании материальных и коллизионных нормообразующих факторов.

6.7.1. Система в. Венглера

Одной из первых и наиболее интересных следует признать теорию, которая была предложена немецким коллизионистом В. Венглером в одной из своих ранних работ <574>. В. Венглер выделяет следующие шесть нормообразующих факторов, которые он называет общими принципами МЧП (allgemeine des IPR):

--------------------------------

<574> См.: Wengler W. Die allgemeinen des internationalen Privatrechts und ihre Kollisionen // Zeitschrift Recht. Band XXIII, Heft 4 - 5. 1942 - 1943. S. 473 - 509.

- соблюдение публичного порядка (ordre public);

- материальная гармония или внутреннее единообразие решений (materielle Harmonie);

- учет цели материально-правовых норм (Zweck der Sachnormen);

- международное единообразие решений (Entscheidungsgleichheit, Minimum von Konflikten);

- поиск наиболее сильного (тесно связанного с отношением) правопорядка (Grundsatz der Rechtsordnung);

- учет политических интересов права суда (Grundsatz des politischen Interesses) <575>.

--------------------------------

<575> A.a.O. S. 476 - 490.

Автор считает, что построенная им система нормообразующих факторов является внутренне гармоничной и симметричной, поскольку указанные факторы могут быть классифицированы на следующие равновеликие группы.

Во-первых, три фактора из шести являются несамостоятельными , поскольку сами по себе они не способны привести к формированию оптимальной коллизионной нормы (это принципы публичного порядка, внутреннего и внешнего единообразия результата). Оставшиеся три фактора являются самостоятельными и приводят к правильному формулированию коллизионной нормы (учет цели материально-правовых норм, применение наиболее сильного правопорядка, учет политических интересов lex fori).

Во-вторых, три принципа из шести относятся к учету материальных факторов (публичный порядок, политические интересы lex fori, учет цели материально-правовых норм), а другие три принципа являются чисто коллизионными, поскольку материально-правовые соображения для них не имеют значения (применение наиболее сильного правопорядка, внутреннее и внешнее единообразие решений).

Наконец, по мысли В. Венглера, нормообразующие факторы распадаются на три равновеликие группы:

- факторы, направленные на учет публичных интересов (публичный порядок и политические интересы);

- факторы, направленные на учет материальных интересов (учет цели материально-правовых норм и внутреннее единообразие решений);

- факторы, направленные на учет коллизионных интересов (международное единообразие решений и применение наиболее сильного правопорядка) <576>.

--------------------------------

<576> A.a.O. S. 490 - 491.

Отмечая неизбежные противоречия между различными нормообразующими факторами, В. Венглер считает возможным их разрешить за счет расположения всех факторов в таком иерархическом порядке:

(а) учет политических интересов lex fori, поскольку судья не может не считаться с императивными публично-правовыми предписаниями своего законодателя;

(б) публичный порядок.

В. Венглер отмечает, что, несмотря на нахождение двух перечисленных принципов на вершине иерархии, они будут редко применяться на практике, поскольку большинство областей частного права являются политически нейтральными и не затрагивают публично-правовые предписания или публичный порядок lex fori;

(в) внутреннее единообразие решений. В изложении В. Венглера данный фактор фактически направлен против depecage, влекущего расщепление применимого права;

(г) учет цели материально-правовых норм. В. Венглер отмечает, что данный фактор будет давать однозначный результат только в случае, когда в соответствующей области права есть всего одна преобладающая цель. Кроме того, он отмечает, что в некоторых ситуациях даже при наличии такой одной преобладающей цели затруднительным является подбор коллизионной привязки, реализующей такую цель <577>;

--------------------------------

<577> В. Венглер приводит пример с коллизионной нормой в отношении наследования по закону. Основная материально-правовая цель в данном случае понятна - обеспечить справедливое распределение наследственной массы среди наследников в рамках семьи и родственников наследодателя. Однако, по мнению В. Венглера, не ясно, какая коллизионная привязка является оптимальной для реализации данной цели, - применение права гражданства или последнего места жительства наследодателя.

(д) международное единообразие решений и е) наиболее сильный правопорядок. В. Венглер не считает необходимым ставить эти два последних фактора в определенную иерархию друг к другу <578>.

--------------------------------

<578> A.a.O. S. 498 - 501.

Критические замечания в отношении теории В. Венглера были связаны в основном с тем, что он полагал возможным выстраивание нормообразующих факторов в иерархическом порядке, причем на вершине иерархии располагал факторы, связанные с учетом публичных интересов отечественного законодателя <579>. Позднее сам В. Венглер разочаровался в своих ранних воззрениях и фактически отказался от развития собственной системы нормообразующих факторов. В частности, в курсе международного частного права, прочитанном в Гаагской академии международного права в 1961 г., он выражает достаточно нигилистические воззрения относительно возможности выявления внутренних взаимосвязей, помогающих определить наиболее предпочтительное коллизионное регулирование. Попытки определения оседлости правоотношения (наиболее эффективной территориальной локализации правоотношений) в духе учения Савиньи он сравнивает с надеждой средневековых алхимиков на обретение философского камня (the expectation of medieval chemists to find the philosopher's stone). По мнению В. Венглера, выраженному в этой поздней работе, логику коллизионных привязок невозможно вывести ни из особенностей регулируемого отношения, ни из специфики применимых материально-правовых норм, ни из других внешних факторов <580>. В итоге он фактически редуцирует всю построенную ранее систему нормообразующих факторов до двух элементов - международного и внутреннего единообразия решений. Немецкий автор также отказывается от предпринятых ранее попыток выстраивания принципов в иерархическом порядке: "Нельзя сказать, что один принцип всегда нужно предпочесть другому. Только балансирование между всеми относящимися к индивидуальному делу соображениями может привести к справедливому решению" <581>.

--------------------------------

<579> См. краткое изложение критики теории В. Венглера в след. работе: Kommentar zum Gesetzbuch. Band 10. zum Gesetzbuche (Art. 1 - 46). S. 62.

<580> См.: Wengler W. The General Principles of Private International Law // Recueil des Cours / Collected Courses of the Hague Academy of International Law. Vol. 104. 1961-III. P. 355 - 364.

<581> Ibid. P. 416.

Несмотря на то что сам немецкий автор в своих поздних работах фактически разочаровался в предложенных идеях, ранняя работа В. Венглера оказала чрезвычайно важное влияние на последующее развитие учения о нормообразующих факторах как в Европе, так и в США.