Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Сравнительное корпоративное право (Суханов Е.А.) ( Статут ,.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.82 Mб
Скачать

2. Функции уставного капитала корпорации

Необходимость для учредителей (участников) корпораций делать реальные имущественные вклады в уставный капитал и тем самым брать на себя некоторую часть предпринимательского риска придает идее уставного капитала "воспитательную функцию, содействующую осуществлению хозяйственной деятельности с сознанием ответственности за ее результаты" (verantwortungsbewusste Wirtschaften). Так было сказано в официальном обосновании изменений германского Закона об обществах с ограниченной ответственностью 1892 г., внесенных в него в 1980 г. В силу этого наличие уставного капитала подтверждает соблюдение "требования солидного ведения предпринимательской деятельности" (ein Gebot solider ) <1>, побуждая учредителей корпорации наделить ее минимальным собственным капиталом и публично обозначить его размер в уставе.

--------------------------------

<1> Такое требование могло бы показаться реликтом XIX в., однако теперь оно вполне соответствует новой концепции compliance, появившейся в современном англо-американском корпоративном праве после ряда громких финансовых скандалов конца XX - начала XXI в. и связанных с этим изменений законодательства, направленных на защиту интересов вкладчиков и потребителей финансовых услуг. Compliance-культура предполагает не только соблюдение в деятельности предпринимателей всех требований законодательства, но и следование этическим нормам и нравственным ориентирам (см. об этом, например: Fissenewert P. u.a. Compliance den Mittelstand. , 2013. S. 2 - 3 ff.). К сожалению, в их число англо-американский подход, в отличие от западноевропейского, традиционно не включает требование наличия у корпорации минимального уставного капитала.

Очевидно и то, что обычный сторонний инвестор вряд ли станет финансировать деятельность компании, в которую сами ее учредители (участники) не вложили никаких средств. С этой точки зрения можно также сказать, что минимальный уставный капитал создает "порог серьезности" , позволяющий "отсекать" от создания компаний лиц, которые не хотят или не в состоянии внести минимальный капитал, хотя бы отчасти препятствуя этим "легкомысленному или мошенническому" учреждению компаний.

На протяжении более столетия уставный (твердый) капитал практически во всех континентальных европейских правопорядках германского и романского типа рассматривался как важнейшее средство защиты интересов не только кредиторов, но и миноритариев (обычно остающееся за рамками интересов правопорядков англо-американского типа). При этом защита кредиторов обеспечивается законодательными требованиями к размеру уставного капитала, его увеличению и уменьшению, порядку оценки неденежных вкладов, а также запретами необоснованных выплат участникам общества и приобретения обществом собственных долей (акций). Защита акционеров (миноритарных участников) отражается в правилах о компетенции и порядке созыва общего собрания (а в странах с германской системой корпоративного права - во введении в структуру управления наблюдательных советов), в праве участников общества на информацию, в том числе о серьезных убытках, на преимущественную покупку акций (долей) при увеличении уставного капитала, на оспаривание решений общего собрания и в закреплении других возможностей участия в управлении имуществом корпорации.

Кроме того, вклады участников корпорации, составляющие ее уставный (твердый) капитал, четко отличаются от ее прибыли (дохода) и не распределяются между участниками. Это препятствует созданию финансовых пирамид путем привлечения все новых вкладов и вкладчиков (явление, известное в корпоративном праве как Agiotage или Agio - необоснованный, нездоровый интерес к спекуляции). Такое правило в конечном счете также служит защите интересов миноритарных участников корпораций.

При этом никто никогда не утверждал, что твердый капитал корпорации, который, разумеется, подвержен различным рискам так же, как и всякое имущество, участвующее в предпринимательском обороте, сам по себе обеспечивает ей защиту от банкротства и гарантирует полное удовлетворение требований всех ее кредиторов. При создании корпорации уставный капитал поддерживает ее деятельность и препятствует ее соскальзыванию в банкротство, а при ее дальнейшем функционировании он играет роль "сигнальной лампочки", "загорающейся" при ухудшении экономического состояния общества и свидетельствующей о необходимости соответствующих дополнительных действий со стороны его менеджмента и участников.

Наконец, в развитых правопорядках твердый капитал выполняет своеобразную защитную функцию даже в отношении менеджмента и контролирующих участников корпораций, которые находятся в ликвидации или в банкротстве: при строгом соблюдении ими всех требований в отношении формирования и сохранения такого капитала исключается какая-либо их дополнительная ответственность перед кредиторами собственным имуществом и никто не сможет потребовать от них "участия в формировании конкурсной массы" в силу общего принципа "риск несут кредиторы".

Таким образом, минимальный уставный капитал выполняет целый ряд важных функций, направленных на обеспечение нормальной предпринимательской деятельности (разумеется, при том непременном условии, что посвященные ему правовые нормы действуют в общей системе законодательства, будучи согласованными с правилами о несостоятельности, положениями законодательства об учете и отчетности и т.д.). Поэтому требование его отмены как заведомо недостаточного, например, для защиты кредиторов подверглось в германской литературе язвительной критике: оно было приравнено к совету человека, который, увидев спортсмена, бегавшего по снегу в мороз в купальном костюме, предложил снять и его, "поскольку он все равно не согревает"; была отмечена и логическая ошибочность названного требования, ибо в действительности из него вытекает необходимость повышения, а вовсе не отмены минимального уставного капитала <1>.

--------------------------------

<1> Pentz A., Priester H.-J., Schwanna A. Bar- und Sachkapitalaufbringung bei und // Das Kapital der Aktiengesellschaft in Europa. Berlin, 2006. S. 65 (Fn. 4) (Zeitschrift Unternehmens- und Gesellschaftsrecht / ZGR-Sonderheft 17).

Можно также отметить, что сохранение требования минимального уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью в корпоративном праве западноевропейских стран не рассматривается в качестве одного из бюрократических препятствий на пути ускорения их создания в сфере малого и среднего предпринимательства. Напротив, меры по ускорению их регистрации обычно успешно сочетаются с правилами об обязательном твердом капитале компаний. Один из типичных примеров представляет собой испанский Закон 2003 г. об обществах с ограниченной ответственностью, закрепивший новую разновидность общества с ограниченной ответственностью - Sociedad Limitada Nueva Empresa (SLNE). Такая корпорация подлежит ускоренной государственной регистрации - по общему правилу в течение 24 часов. Но эта быстрота достигнута не за счет упрощения или сокращения законодательных требований к государственной регистрации компаний, а за счет широкого применения в этом процессе современных информационных технологий и максимальной координации деятельности нотариусов, государственного реестра и других публичных служб. При этом требования к минимальному уставному капиталу SLNE не только остались (в виде традиционной суммы в 3012 евро), но даже ужесточились - указанная сумма теперь подлежит оплате исключительно денежными средствами <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см., например: Irujo J.M.E. Capital Protection in Spanish Company Law // Das Kapital der Aktiengesellschaft in Europa. Berlin, 2006. S. 682 - 684 (Zeitschrift Unternehmens- und Gesellschaftsrecht / ZGR-Sonderheft 17).