Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
90.41 Кб
Скачать

5. Социальное государство и социальная интеграция

Однако что же, собственно, означает идея социального государства? Говоря о том, что смыслом социальной государственности является социальная интеграция, мы понимаем под словом «интеграция» слияние множества воедино – однако при сохранении свободы каждого индивидуума. Интеграция подразумевает постоянный приоритет нашего общественного бытия, снимающий индивидуалистическую разобщенность общества — без того, однако, чтобы ее место заступило коллективное обезличивание. Интеграция — это «постоянный процесс, в котором множество из себя самого развивается к единству, в котором многообразие развивается к целому, в котором противоположное находит пути к общему, в котором бесчисленное количество материальных интересов впадает в единое русло общественного самосознания». Подобная интеграция является основой общественного бытия в любую эпоху. В подобных интеграционных процессах возникли как старое сословное, так и буржуазное общества. Под социальной же интеграцией понимается процесс единения индустриального общества, протекающий в постоянном преодолении имманентно присущего этому обществу специфического классового конфликта.

[…]

Социальную интеграцию в свободном индустриальном обществе – учитывая его неизбежно классовый характер — следует понимать не как состояние, а как непрерывный процесс, в котором снова и снова разгораются и преодолеваются классовые конфликты. Социальное государство, вырастающее из социальной интеграции и развивающее ее, отнюдь не является бесклассовым государством. … в социальном государстве уровень жизни различных классов, их потребление, их привычки во многом уравниваются — разумеется до определенной границы. В действительности современное социальное государство тоже является государством непрекращающихся классовых противоречий; другое дело, что эти противоречия постоянно улаживаются в непрерывном процессе споров и примирений. …

Важнейшей чертой социального государства является, таким образом, укрощение социального конфликта путем социального контакта. … Возможность социального подъема, социальное партнерство, социальное обеспечение существования являются теми тремя важнейшими формами социального контакта, которые препятствуют перерастанию классовых противоречий в классовую борьбу… Этот тезис можно сформулировать и более остро: идея правового государства эпохи буржуазного общества обеспечивает систему четких и неизменных правил, регулирующих борьбу индивидуумов за существование. Эта борьба осуществляется в свободном соревновании за долю индивидуума в свободе и в частной собственности, которые в качестве неотъемлемых прав гарантируются ему государством. Идея же социального государства, напротив, обеспечивает систему государственных мер по обеспечению возможности подъема на более высокие социальные ступени, по развитию социального партнерства и по удовлетворению насущных жизненных потребностей широких слоев населения путем социального обеспечения.

6. Социальное государство и социальная ответственность

Ядром понятой таким образом социальной государственности является принцип социальной ответственности. Под принципом социальной ответственности понимается такая нравственно-этическая установка, согласно которой каждый член общества чувствует себя ответственным за целое общество, в то время, как общество в целом ответственно за каждого своего члена. Из принципа социального государства и его морального закона — социальной ответственности – следуют правовые социальные обязанности: во-первых, социальные обязанности членов общества по отношению друг к другу, во-вторых, социальные обязанности членов общества по отношению к обществу в целом и, наконец, социальные обязанности общества как целого по отношению к каждому своему члену.

1. Социальные обязанности членов общества друг перед другом – это не просто моральный, но и правовой постулат, выражающийся в ряде зафиксированных законом норм. Он действует, во-первых, как принцип социального сосуществования, что означает: каждый претендующий на определенные социальные права, получает их только в том случае, если он готов признать эти права и за всеми другими, находящимися в сходном с ним социальном положении. Принцип социального сосуществования, предусматривающий уважение аналогичных собственным социальных претензий других членов общества, кладет четкую границу индивидуальному и групповому эгоизму. Иными словами, кто не готов признать легитимность социальных претензии других членов общества, находящихся в аналогичной собственной социальной ситуации, тот и сам не вправе выдвигать подобные социальные претензии. Этот принцип распространяется как на отдельных индивидуумов, так и на целые социальные группы. Во-вторых, вышеназванный постулат выражается в принципе социальной поддержки, что означает: каждая социальная группа обязана внутри себя помогать своим членам; помимо этого, общественные слои, занимающие по своим доходам более высокое положение на социальной лестнице, обязаны поддерживать и социально слабые слои. Величина этой поддержки определяется той мерой, которая принимается в социально ориентированном обществе как приемлемая и справедливая. Подобная социальная поддержка в той или иной степени и в различных формах оказывалась нуждающимся во все времена. В нашей истории – истории христианского мира — она в течение долгого времени осуществлялась в виде добровольной христианской благотворительности.

В социальном же государстве социальная поддержка из неформального общественного долга превращается в закрепленную законом обязанность. Этот правовой характер социальной поддержки является важнейшей сущностной характеристикой социального государства. …

[…]

2. Социальные обязанности членов общества по отношению к обществу в целом… Эти обязанности, являющиеся непосредственным следствием практической реализации идеи социального государства, дают государству право социального вмешательства в свободу, равенство и собственность индивидуумов, если вмешательство это нацелено на достижение определенного социального эффекта.

Идея правового государства требует защиты свободы, равенства и собственности от государственного вмешательства. Идея же социального государства, напротив, допускает государственное – именно государственное – вмешательство в свободу, равенство и собственность, если этого требует социальный долг. В данном конкретном случае социальный долг находит выражение в целом ряде нормативов, из которых я назову лишь несколько, закрепленных на конституционно-правовом уровне:

[…]

в) статья 14 Основного закона гарантирует частную собственность. Эта гарантия, когда-то – бастион буржуазного правового государства, на сегодняшний день подчинена тем, закрепленным на законодательном уровне социальным обязанностям, которые налагают любые права, связанные с владением частной собственностью. В той же 14 статье, во втором абзаце, отмечается: «Частная собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общественному благу». Здесь, в сфере частного права, принцип социального государства выполняет особо важную регулирующую функцию, ибо он одновременно позволяет использовать частную собственность для частичного улучшения социального положения зависимых слоев населения и в то же время исключает возможность антисоциального злоупотребления правом владения собственностью. Так, в социальном государстве в некоторых случаях допускается изъятие частной собственности, если этого требует реализация социально важных проектов. В качестве примера можно назвать отчуждение земельных участков с целью строительства на них социального жилья. Допустимой считается и социализация предприятий с целью ведения обобществленного хозяйства. Однако речь идет отнюдь не об экспроприации частной собственности: лицам, чья собственность изымается на общественные нужды, возмещается имущественный ущерб и дается тем самым возможность приобрести новую собственность.

… сам смысл собственности, само содержание этого понятия принимает в социальном государстве новый характер. На сегодняшний день под частной собственностью понимается уже не безграничное право владения и распоряжения предметом собственности, а право социально детерминированное…

… в социальном государстве отчуждение и социализация собственности возможны лишь в том случае, если ее владельцам будет возмещен ущерб. … в социальном государстве любое государственное вмешательство в отношения собственности с целью достижения целей социального характера – будь то вмешательство в виде отчуждения собственности или социализации, или же принятие нормативов, регулирующих социальную детерминированность частной собственности, – определяется не односторонними классовыми или же групповыми интересами, а воплощенными в лице государства интересами общества как единого целого.

3. Социальные обязанности государства по отношению к своим гражданам и являются тем определяющим качеством, которое — в полной мере — позволяет охарактеризовать основанную на принципах социальной ответственности общность как социальное государство. Эти социальные обязанности государства включают в себя три составных момента: обязанность политики социального обеспечения, обязанность политики социального страхования и обязанность политики по обеспечению социального мира.

[…]

Конечно, само наше конституционное право не содержит конкретных нормативов, предписывающих, в каком виде и в каком масштабе должна осуществляться политика социального обеспечения, социального страхования и обеспечения социального мира. Свой конкретный характер социальная конституция социального государства обретает лишь в социальном законодательстве и в административном процессе реализации этого законодательства. Однако один уже тот факт, что социальный характер немецкого государства зафиксирован в конституции, является важнейшей институционной гарантией, которая обеспечивает существование всех развитых на основе социального законодательства процедур социального обеспечения, социального страхования и социального умиротворения. Ибо в социальном государстве должны существовать своды нормативов, обеспечивающих защиту труда, максим; максимальную и минимальную величину рабочего времени, социальное обеспечение, социальные услуги, социальное страхование, организацию производственной жизни, порядок тарифных договоров и, наконец, порядок урегулирования конфликтов между наемными работниками и работодателями — иначе государство перестанет быть социальным. Законодательная власть имеет, таким образом, право частично реформировать вышеназванные системы нормативов, определяющих меры политики социального обеспечения, социального страхования и социального умиротворения, однако она не имеет права отменить их окончательно, ибо сам принцип социального государства зафиксирован в конституции.

Институциональная гарантия социального государства запрещает законодательной власти полный отказ от социального законодательства, даже если какие-то его аспекты не соответствуют более духу времени. Она допускает реформы социальных законов, но отнюдь не их полную ликвидацию, повлекшую бы за собой сползание к обществу свободной конкуренции. Институциональная гарантия социального государства на конституционно-правовом уровне исключает саму возможность того, что законодательная власть поддастся социальному утопизму классического либерализма, согласно которому здоровый социальный порядок возникает в условиях радикальных индивидуальных свобод сам по себе, по закону гармоничного равновесия сил, без какого бы то ни было государственного социального вмешательства. Тот факт, что принцип социального государства зафиксирован в конституции, гарантирует, что Федеративная Республика Германия не изменит характера своей социальной политики в пользу социальных утопий либерализма. Институционная гарантия социального государства требует от государственной власти постоянного социального планирования и его непрерывной реализации в мерах активной социальной политики.